АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-23038/2019
11 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2020 года .
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулеш Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 11.01.2008)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 28.01.2003)
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края
об оспаривании распоряжения,
при участии в судебном заседании: от заявителя – заместитель управляющего ФИО2 по доверенности серия 25АА № 2713072 от 06.08.2019, от УМС – заместитель начальника отдела правового управления ФИО3 по доверенности № 28/5-10001 от 17.12.2019, от Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края – ведущий специалист-эксперт отдела земельных и имущественных правоотношений ФИО4 по доверенности № 20/64 от 10.01.2020,
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 11.09.2019 № 897/28.
В ходе рассмотрения дела заявитель свое требование поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Полагает, что оспариваемое распоряжение УМС г. Владивостока не соответствует закону и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1 в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности.
Заявитель счел, что у Управления не имелось правовых оснований для прекращения разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 01.11.2018 года № 171, выданного ему Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края. Предприниматель утверждает, что им были выполнены все условия для получения указанного разрешения и не допускалось нарушений при использовании земельного участка. Также заявитель утверждает, что в его адрес не поступали какие-либо предписания и письма от органов исполнительной власти о ненадлежащем использовании земельного участка.
Кроме того, заявитель указал, что после издания указанного распоряжения в целях благоустройства спорного участка Управлением охраны окружающей среды и природопользования Администрации города Владивостока выдано разрешение на снос зеленых насаждений от 10.10.2019.
Ответчик с заявленным требованием не согласился, изложив свою позицию по тексту письменного отзыва. Управление полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено обоснованно и соответствует закону.
Ответчик пояснил, что в ходе проведенных им контрольных мероприятий выявлено, что часть земельного участка площадью 2 159 кв.м в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, в отношении которой ФИО1 выдано разрешение от 01.11.2018 № 171, используется не по прямому назначению, поскольку на проезжей части дороги в районе дома по ул. Русская, д. 72 б установлены бордюрные блоки, а также металлическое ограждение в виде шлагбаума, что не позволяет использовать названный земельный участок в качестве проезда.
Ответчик также пояснил, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края с заявленным требованием также не согласилось, поддержав по существу позицию ответчика. Третье лицо считает, что предприниматель ФИО1 обязан использовать названный земельный участок в целях, предусмотренных выданным разрешением на использование земель, то есть для проезда. Установка ограждений (заборов) и иных объектов не предусмотрена разрешением.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
По результатам поданного ФИО1 15.05.2018 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края заявления № 20-27776 о выдаче разрешения на использование земель, для размещения объекта: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для которых не требуется разрешения на строительство, согласно статье 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Перечня № 1300, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014, Департаментом 01.11.2018 выдано разрешение № 171 на использование земель площадью 2159 кв.м, находящихся в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, для размещения объекта: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для которых не требуется разрешения на строительство, сроком на 3 года.
26.04.2019 в соответствии с муниципальным правовым актом города Владивостока от 10.05.2006 № 30-МПА «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока» специалистами УГА проведена проверка территории, государственная собственность на которую не разграничена, расположенной в районе дома №74а по ул. Русской.
В результате проведенной проверки установлено незаконное размещение на указанной территории дорожных бордюров. Данные заградительные объекты размещены самовольно, без правоустанавливающих (разрешительных) документов на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, и, в том числе, без обязательных согласований, предусмотренных Правилами благоустройства территории Владивостокского городского округа (без согласования с управлением дорог и благоустройства администрации города Владивостока и УГА).
Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в статью 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2019 Департамент не осуществляет полномочия органов местного самоуправления, в том числе Владивостокского городского округа, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации г. Владивостока на основании Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ). В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Владивостокского городского округа является УМС г. Владивостока.
06.08.2019 в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступило электронное обращение ФИО5 по вопросу законности использования земельного участка в районе домов 72а, 72в, 74 по ул. Русской, а также по вопросу уничтожения зеленых насаждений в районе ул. Русская, 72а.
Указанное обращение Департамент направил письмом от 14.08.2019 № 20огр/1901 для рассмотрения и проведения проверки в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 07.04.2015 № 104-па «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края», муниципальным правовым актом города Владивостока от 29.06.2015 № 198-МПА, земель площадью 2159 кв.м, находящихся в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, в рамках муниципального земельного контроля.
По результатам рассмотрения названного обращения структурными подразделениями администрации г. Владивостока был осуществлен выезд и осмотр названной территории земельного участка.
15.08.2019 специалистами административно-территориального управления Советского района г. Владивостока при обследовании земель, в отношении которых выдано разрешение от 01.11.2018 разрешение № 171, выявлено, что на проезжей части дороги в районе дома по ул. Русская, д. 72б установлены бордюрные блоки, а также металлическое ограждение в виде шлагбаума.
На основе данных, полученных в ходе муниципального контроля, орган местного самоуправления пришел к выводу о том, что часть земельного участка площадью 2159 кв.м в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, в отношении которой ФИО1 выдано разрешение от 01.11.2018 № 171 на использование в качестве проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, используется не в соответствии с целями, указанными в разрешении (ненадлежащее использование).
Установив факт ненадлежащего использования части земельного участка, УМС г. Владивостока издало распоряжение от 11.09.2019 № 897/28 «О прекращении разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 01.11.2018 №171, выданное департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края».
О результатах проведенного муниципального контроля администрация г. Владивостока сообщила Департаменту в своем письме от 13.09.2019 № 21172-ог-э.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 не согласился с изданным УМС г. Владивостока распоряжением и оспорил его в арбитражном суде.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и изложенные участвующими в деле лицами доводы, суд не установил правовых оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.33 ЗК РФ предусмотрены специальные случаи и основания, при которых использование публичных земель, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
К таким случаям в числе прочего отнесено также размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень № 1300) (подпункт 6 пункта 1 названной статьи и пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
К числу указанных объектов Перечнем № 1300 отнесены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (в ред. постановления от 30.04.2016) (пункт 12).
Исходя из совокупного толкования статей 39.33, 39.36 ЗК РФ и изданного в соответствии с ними Перечня № 1300, подъездные дороги, указанные в пункте 12 данного Перечня, могут размещаться без предоставления земельных участков только в случаях, когда возведение таких дорог не требует получения разрешения на строительство.
Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 3), а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (подпункт 5).
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 названного Кодекса, согласно которой предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относится установление платы за размещение указанных объектов.
Порядок и условия размещения на территории Приморского края объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утверждены постановлением администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края» (далее – Порядок № 336-па).
В силу пункта 2 названного Порядка размещение объектов, утвержденных Перечнем № 1300, на территории Приморского края осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 8 этого же Порядка № 336-па следует, что разрешение выдается на, срок от одного месяца до трех лет и должно содержать, в том числе:
-кадастровый номер земельного участка;
-площадь земель, земельного участка или его части;
-категорию земель, на которых планируется установка (размещение) объекта;
-наименование планируемого к размещению объекта;
-наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица);
-срок использования земель или земельного участка;
-размер платы за выдачу разрешения (в случае если выдача разрешения осуществляется за плату);
-указание на обязанности заявителя, в отношении которого выдано разрешение, выполнить определенные охранные, восстановительные мероприятия.
В пункте 12 Порядка № 336-па указаны случаи, при наступлении которых использование земель или части (частей) земельного участка, земельного участка прекращается, в том числе в случае, если использование земельного участка не соответствует целям, указанным в разрешении (ненадлежащее использование).
При возникновении такого случая, указанных в абзацах третьем - шестом настоящего пункта, Уполномоченный орган принимает решение о прекращении разрешения на использование земель или части (частей) земельного участка.
Названным в пункте 12 Порядка № 336-па основанием мотивирован изданное Управлением муниципальной собственности г. Владивостока распоряжение от 11.09.2019 № 897/28.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 2 159 кв.м в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, в отношении которого ФИО1 выдано разрешение от 01.11.2018 № 171, относится к землям Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное разрешение выдано предпринимателю именно с целью использования указанного земельного участка для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. При этом названный участок не является объектом прав предпринимателя и не может быть использован исключительно для определяемых заявителем целей.
По смыслу положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
По правилам перечисленных норм права размещение проезда на спорном земельном участке площадью 2 159 кв.м в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74а, без его предоставления предпринимателю и установления сервитута, могло быть осуществлено при условии, что такая дорога будет возводиться заявителем без получения разрешения на строительство как объект вспомогательного использования.
При этом само разрешение от 01.11.2018 № 171 обусловило использование спорного земельного участка в качестве проезда, не наделяя предпринимателя правом на использование такого участка либо его части лишь в своих интересах, либо для целей, не предусмотренных Порядком № 336-па.
Как следует из материалов дела, в том числе обзорных схем расположения спорного земельного участка по адресу: <...> в районе д. 74, а также собранных АТУ Советского района г. Владивостока в ходе проводимого им муниципального контроля фотоматериалов (приложение к направленному в администрацию г. Владивостока письму от 19.08.2019 № 21172-02-7), спорный земельный участок фактически представляет собой проезжую часть с твердым покрытием в районе домов 72/А, 72/А, 74, обеспечивающую проход и проезд неограниченного круга лиц, в том числе с автомобильной дороги по ул. Русская к жилым домам, расположенным в данном районе, так и к иным объектам, в том числе торговым, а равно к земельным участкам, поставленных на кадастровый учет.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Соответственно расположение земельного участка на территории общего пользования, само по себе препятствует его предоставлению в пользование конкретному лицу, поскольку реализуя права граждан на свободное нахождение на таком участке.
В связи с этим, размещение на таком земельном участке заградительных конструкций, препятствующих свободному доступу, как на сам земельный участок, так и на другие объекты через этот участок противоречит правовому режиму земель общего пользования.
Оценивая обстоятельства спора, суд учитывает, что пунктом 4 Перечня № 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, отнесены также элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
Пунктом 38 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.3 Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, также улицы (в том числе пешеходные) и дороги.
Пунктом 1.4. этих же Методических рекомендаций к элементам благоустройства отнесены, в том числе покрытия; ограждения (заборы); малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства, к коим выявленные в ходе муниципального контроля расположенные на проезжей части дороги в районе дома по ул. Русская, д. 72б установленные бордюрные блоки и металлическое ограждение в виде шлагбаума не относятся.
При этом указанное ограждение не относится и к придомовой территории конкретного жилого дома.
Как видно из полученных в ходе муниципального контроля материалов, указанные сооружения установлены с целью ограничения доступа на спорный земельный участок, что противоречит основной цели использования данного участка, заявленной предпринимателем для получения разрешения от 01.11.2018 № 171.
Как следует из данных в ходе рассмотрения дела пояснений УМС, разрешений на установку указанных конструкций предпринимателю либо иному лицу не выдавалось, а нахождение таковых с ограничением доступа на спорный земельный участок само по себе исключает цель, для которой устанавливались границы данного земельного участка и выдавалось заявителю разрешение от 01.11.2018 № 171 на использование этого участка.
Кроме того, факт незаконной установки бордюрных блоков и металлического ограждения в виде шлагбаума подтвержден в ходе проведенной 26.04.2019 органом местного самоуправления в соответствии с муниципальным правовым актом города Владивостока от 10.05.2006 № 30-МПА «Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока» проверки, результаты которой послужили основанием для издания распоряжения администрации города Владивостока от 28.05.2019 № 377-р «Об утверждении протокола заседания комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов» с принятием решения о демонтаже, в том числе указанных объектов.
Оценивая обстоятельства спора, суд учитывает, что определение лица, ответственного за установку в рассматриваемой ситуации ограждающих конструкции, не существенно для решения вопроса о возможности прекращения использования земель или части (частей) земельного участка, земельного участка по правилам пункта 12 Порядка № 336-па, коль скоро имеет значение установление самого факта ненадлежащего использования такого участка с отступлением от цели, определенной разрешением, выданным уполномоченным органом.
Поскольку наличие заградительных конструкций на части спорного земельного участка в кадастровом квартале 25:28:050047, по адресу: <...> в районе д. 74б существенного ограничивает использование такового в качестве беспрепятственного проезда, прекращение разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 01.11.2018 №171, изданным УМС г. Владивостока распоряжением от 11.09.2019 № 897/28 соответствует установленным подпунктом 6 пункта 1 названной статьи и пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ, Перечнем № 1300, Порядком № 336-па условиям.
При этом названное распоряжение вынесено при наличии у УМС г. Владивостока полномочий (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ), постановление администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»).
В связи с изложенным основания для признания незаконным оспариваемого распоряжения отсутствуют, поэтому в силу части 3 статьи 201 АПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявленного требования и по правилам статьи 110 этого же кодекса относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в признании недействительным распоряжения Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 11.09.2019 № 897/28.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.