АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-23077/2018
08 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Галочкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищного кооператива "Чайка-5" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 05.06.2015)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004)
третье лицо - администрация г.Владивостока
о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости №25/19-2549 от 28.01.2019; об обязании принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления от 21.10.2018
при участии: от заявителя: ФИО1 (доверенность 25 АА №2302493 от 28.02.2018 сроком действия 5 лет),
от ответчика: не явился, надлежаще извещен
от администрации г.Владивостока: главный специалист 1 разряда ФИО2 (доверенность №1-3/894 от 12.04.2019 сроком действия до 31.12.2019)
установил: Жилищный кооператив "Чайка-5" ( далее по тексту- заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю ( далее по тексту – ответчик, Управление Росреестра по ПК), третье лицо: администрация г.Владивостока о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости №25/19-2549 от 28.01.2019; об обязании принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления от 21.10.2018 (с учетом уточнения предмета требований).
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие кадастровой палаты по имеющимся в деле доказательствам.
Обосновывая заявленные требования представитель Кооператива по указал, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Владивостока, земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, находится в территориальной зоне Ж-2 (застройка малоэтажными жилыми домами). В соответствии со статьей 3 Правил землепользования наличие вида разрешенного использования в составе указанного в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования означает, что его применение не требует получения специального разрешения. В градостроительном регламенте территориальной зоны застройки многоэтажными домами в числе основных видов разрешенного использования предусмотрен вид «многоквартирные жилые дома». Поскольку принадлежащий кооперативу на праве собственности земельный участок и жилой дом по своим характеристикам и разрешенному виду использования соответствуют такому виду как многоквартирные дома, собственник спорного объекта вправе в порядке статьи 37 Градостроительного кодекса РФ самостоятельно изменять вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований.
Ответчик в ранее представленном в материалы дела письменном отзыве по заявленным требованиям возразил, указав, что в ходе проверки представленных на государственную регистрацию документов им в порядке межведомственного информационного взаимодействия был направлен запрос в Администрацию города Владивостока о предоставлении документов (содержащихся в них сведений), подтверждающих изменение дополнительных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705, расположенного по адресу: <...>. На указанный запрос поступил ответ, в котором сообщено, что жилищный кооператив «Чайка-5» и иные лица в адрес управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки здания (жилого дома) с целью дальнейшего использования и постановки на государственный кадастровый учет как многоквартирный дом не обращался (не обращались).
3-е лицо указывает, что согласно Положению "Об учреждении управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении содержания жилищного фонда администрации города Владивостока", утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 29.08.2012 N 905 (ред. от 28.02.2019) УСЖФ администрации г.Владивостока реализуют полномочия в области жилищных отношений в части принятия в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, в связи с чем, указанные в оспариваемом отказе правоотношения не относятся к полномочиям органа местного самоуправления и законодательно не подтверждены.
Кроме того, принятие вышеуказанных решений не относится к вопросам местного значения городского округа, установленным ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Исследовав материалы дела, суд установил, что Жилищным кооперативом «Чайка-5» на основании договора купли - продажи от 13.08.2015 года приобретены в собственность :
-земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 25:28:050052:1682 площадью 339 кв.м, адрес местонахождения объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка . Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 48 м от ориентира по направлению на юго-запад . Почтовый адрес ориентира : <...> ;
-здание, назначение: жилой дом, кадастровый номер 25:28:050052:1705 , общей площадью 374 кв.м по адресу : <...>, 3-этажный, адрес (местонахождение) объекта: <...>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности.
-Внеочередным общим собранием членов жилищного кооператива «Чайка-5» 14.02.2018 года принято решение об изменении назначения здания: жилой дом, адрес объекта: <...> на многоквартирный жилой дом. Решение оформлено протоколом №13 внеочередного общего собрания Жилищного кооператива «Чайка-5» от 14.02.2018 .
В целях согласования изменения целевого назначения объекта капитального строительства кооператив 04.06.2018 года обратился в Администрацию г.Владивостока с заявлением об изменении назначения объекта недвижимости с жилого дома на многоквартирный дом.
Администрация письмом от 03.07.2018 № 6900Д указала заявителю со ссылкой на статью 37 ГрК РФ на возможность выбора целевого назначения объекта капитального строительства правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
21.10.2018 в Управление через МКУ МФЦ ВГО с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (в связи со сменой назначения объекта с кадастровым номером 25:28:050052:1705) с «жилой дом» на «многоквартирный дом», обратился представитель ЖК «Чайка-5».
В рамках правовой экспертизы, предусмотренной статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственным регистратором было установлено, что по сведениям ЕГРН 03.12.2014 объект недвижимого имущества жилой дом площадью 374 кв. м, расположенный по адресу: <...>, был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050052:1705. Назначение объекта недвижимости «жилой дом».
Органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 218-ФЗ был направлен запрос в Администрацию города Владивостока о предоставлении документов (содержащихся в них сведений), подтверждающих изменение дополнительных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705, расположенного по адресу: <...>.
В связи с чем, 25.10.2018 на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет был приостановлен до 25.01.2019 в связи с не поступлением ответов на межведомственные запросы, направленные Управлением.
Из ответа Администрации города Владивостока от 24.10.2018 следует, что Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока является органом Администрации города Владивостока, реализующим полномочия в области жилищных отношений в части принятия в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в пределах, установленных Положением об управлении содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока, утвержденным решением Думы города Владивостока от 29.08.2012 № 905 «Об утверждении управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении содержания жилищного фонда администрации города Владивостока».
Также в ответе сообщено, что жилищный кооператив «ЧАИКА-5» и иные лица в адрес управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки здания (жилого дома) с кадастровым номером 25:28:050052:170, расположенного по адресу: <...>, площадью 374,0 кв. м, с целью дальнейшего использования и постановки на государственный кадастровый учет как многоквартирный дом не обращался (не обращались).
28.01.2019 года ответчиком на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
При этом основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие в представленном пакете документов копии документа, подтверждающего изменение назначения здания, а также ответ органа местного самоуправления об отсутствии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, жилищный кооператив «Чайка-5» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.
С 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ, и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), согласно части 7 статьи 1 которого определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частями 2, 3 статьи 33 Закона № 218-ФЗ определено, что орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
В силу части 3 статьи 5 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Ответчик вынес 25.10.2018г. решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № 25/18-34599 в связи с не поступлением ответов на межведомственные запросы, направленные Управлением.
В силу статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В пункте 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ указано, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела жилищный кооператив «Чайка-5» к заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества приложил следующие документы: письмо Администрации г.Владивостока от 03.07.2018, Свидетельства о государственной регистрации права от 21.08.2015 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, протокол № 13 от 14.02.2018, технический план здания от 14.05.2018.
В ходе проверки представленного пакета документов ответчиком был сделан запрос в Администрацию г.Владивостока о предоставлении документа, подтверждающего изменение дополнительных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 25:286050052:1705, расположенного по адресу: <...>, на что орган местного самоуправления письмом от 24.10.2018 сообщил о том, что жилищный кооператив «Чайка-5» и иные лица в адрес управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки здания (жилого дома) с кадастровым номером 25:28:050052:170, расположенного по адресу: <...>, площадью 374,0 кв. м, с целью дальнейшего использования и постановки на государственный кадастровый учет как многоквартирный дом не обращался (не обращались).
Таким образом, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось отсутствие документа, подтверждающего изменение целевого назначения спорного объекта капитального строительства, факт отсутствия которого, по мнению регистрирующего органа, был подтвержден ответом органа местного самоуправления.
Ответчик полагает, что решение о переводе жилого дома в многоквартирный дом объекта недвижимости относится к компетенции органа местного самоуправления и только на основании данного решения может быть осуществлена регистрация таких изменений.
Вместе с тем, данный вывод регистрирующим органом был сделан без учета конкретных обстоятельств и намерений лица, испрашивающего услугу по государственному учету.
Согласно Положению «Об учреждении управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении содержания жилищного фонда администрации города Владивостока», утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 29.08.2012 N 905 (ред. от 28.02.2019) УСЖФ администрации г.Владивостока реализуют полномочия в области жилищных отношений в части принятия в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Таким образом, правоотношения в части принятия в установленном порядке решений об изменении назначения объекта капитального строительства – здания с «жилого дома» на «многоквартирный жилой дом» не относятся к полномочиям органа местного самоуправления и законодательно ответчиком не подтверждены.
Кроме того, принятие вышеуказанных решений не относится к вопросам местного значения городского округа, установленным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Как указывалось ранее, Кооперативом при обращении в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением были представлены в том числе протокол внеочередного общего собрания членов кооператива № 13 от 14.02.2018, на котором было принято решение об изменении назначения объекта капитального строительства, а также письмо органа местного самоуправления от 03.07.2018 № 6900Д о фактическом отказе в согласовании изменения назначения объекта с жилого дома на многоквартирный дом ввиду отсутствия такой необходимости.
Из поданных Кооперативом документов следует, что целью обращения в орган кадастрового учета с заявлением явилось изменение назначения объекта капитального строительства – здания с «жилой дом» на «многоквартирный жилой дом».
В соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правообладатели земельных участков, являющиеся собственниками земельных участков и объектов капитального строительства, осуществив самостоятельно выбор новых основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с учетом их соответствия градостроительному регламенту при условии соблюдения требований технических регламентов, обращаются с соответствующим заявлением в орган государственной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану здания, спорный объект капитального строительства представляет собой трехэтажный жилой дом. Объект расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-2).
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о праве собственности Жилищный кооператив «Чайка-5» является собственником как объекта капитального строительства, так и земельного участка, на котором он расположен.
Учитывая изложенное, являясь правообладателем объекта капитального строительства, Кооператив вправе был самостоятельно принять решение об изменении целевого назначения объекта. При этом каких-либо согласований с органом местного самоуправления в том числе, не требовалось.
Как указывалось ранее, при обращении в адрес ответчика Кооперативом был представлен протокол внеочередного общего собрания членов кооператива № 13 от 14.02.2018, на котором было принято решение об изменении назначения объекта капитального строительства. И именно данный документ, по мнению суда, являлся тем документом, который подтверждал в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, в связи с чем, у ответчика отсутствовала необходимость направления запроса о предоставлении такого документа в орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем при обращении в регистрирующий орган был представлен достаточный пакет документов для осуществления государственной регистрации изменения целевого назначения здания: жилой дом, расположенный по адресу: <...> и у регистрирующего органа не имелось законных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание несоответствие оспариваемого в рамках настоящего дела решения Управления Росреестра по ПК действующему законодательству, а также представление изначально достаточного пакета документов для осуществления такого учета, суд считает достаточным и соответствующим целям восстановления нарушенного права обязать государственный орган принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления жилищного кооператива «Чайка-5» от 21.10.2018 в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявитель при обращении в суд с заявлением оплатил госпошлину в большем размере, чем предусмотрено действующем законодательством, заявленные требования судом удовлетворены, в связи с чем, суд взыскивает госпошлину с ответчика пропорционально заявленным требованиям, и частично возвращает госпошлину заявителю из федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости №25/19-2549 от 28.01.2019 как несоответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В данной части решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления жилищного кооператива «Чайка-5» от 21.10.2018 в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу жилищного кооператива «Чайка-5» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить жилищному кооперативу «Чайка-5» из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей, оплаченную чек-ордером от 20.10.2018.
Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Галочкина Н.А.