АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-23108/2015
19 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елизовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению гаражно-строительный кооператив «Темп-4» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 22.10.1996, дата присвоения ОГРН 24.11.2006)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)
об оспаривании бездействия, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления от 04.09.2015 и не направлении ответа (с учетом уточнений)
при участии:
от заявителя – не явились, извещены;
от ответчика – главный специалист-эксперт ФИО1 (доверенность от 30.12.2015 № 20/45322).
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив «Темп-4» (далее – заявитель, ГСК «Темп-4») обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ответчик, Департамент), выразившееся в не рассмотрении заявления кооператива от 04.09.2015.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления от 04.09.2015 и не направлении результатов рассмотрения указанного заявления незаконными. Данные уточнения 21.01.2016 приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также заявитель ходатайствовал о взыскании с ответчика судебных расходов всего в сумме 28 000 руб., в том числе по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. и по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Заявитель надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания, для участия в нем, своих представителей не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
На основании части 2 статьи 200, части 3 статьи 156 АПК РФ арбитражным судом настоящее дело рассмотрено по существу в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Как следует из заявления с учетом уточнений, дополнительных пояснений, заявитель в обоснование своих требований указал, что 04.09.2015 посредством услуг почтовой связи направил ответчику заявление для решения вопроса о предоставлении ему земельного участка в собственность, находящегося под гаражными боксами, построенными ГСК «Темп-4». Данное заявление было получено ответчиком 07.09.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление с отметкой о вручении. Вместе с тем, на момент обращения заявителя в суд от Департамента не получены результаты рассмотрения указанного обращения. Также, указал, что незаконное бездействие Департамента создает ему препятствия в реализации права на оформление земельного участка, находящегося под гаражами, выстроенными членами ГСК «Темп-4», что влечет невозможность сдать возведенные объекты в эксплуатацию и зарегистрировать на них права собственности. В связи с неполучением решения государственного органа в установленные сроки, заявитель находился в неведении относительно возможности получения испрашиваемого им земельного участка. О принятии 23.09.2015 ответчиком решения по обращению от 04.09.2015, заявителю стало известно только в ходе судебного разбирательства по настоящему делу. При этом, непосредственно в адрес заявителя указанное решение так и не было направлено, а незаверенная надлежащим образом решения данного была вручена представителю кооператива непосредственно в судебном заседании. По мнению заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права заявителя на своевременное рассмотрение его обращения органом, в полномочия которого входит распоряжение испрашиваемым земельным участком на территории Приморского края.
Кроме этого, заявитель указал, что в связи с обращением в суд с настоящим заявлением, ему пришлось понести судебные расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителя, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Просит признать незаконным бездействие Департамента по несвоевременному рассмотрению его обращения и направлении в его адрес решения, а также взыскать судебные издержки, понесенные им по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указал, что обращение заявителя было зарегистрировано 23.09.2015 за вх № 20-44993 и было рассмотрено в установленные законом сроки. По результатам рассмотрения данного обращения, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Данное решение оформлено письмом от 21.10.2015 и направлено в адрес заявителя 23.10.2015 простой корреспонденцией, что подтверждается списком отправления №165 от 23.10.2015. Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, опровергают факт бездействия со стороны Департамента.
Пояснить суду, почему дата штампа входящей корреспонденции 23.09.2015 на заявлении общества отличается от даты фактического вручения его адресату 07.09.2015, указанной на почтовом уведомлении, представитель не смог. При этом представил суду письмо за подписью директора Департамента, из которого следует, что несвоевременная регистрация входящей корреспонденции обусловлена большим объемом поступающих документов. Также из данного письма следует, что ответ заявителю был направлен простой корреспонденцией, реестр которой содержит только сведения о типе отправления, его весе и стоимости, в связи с чем, документально подтвердить наименование получателя и его адреса не представляется возможным.
Представитель ответчика полагает, что Департаментом соблюден установленный законом срок для рассмотрения обращения заявителя, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, поскольку не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судом из материалов дела, ГСК «Темп-4» обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:27:030104:5109, на котором расположены гаражные боксы.
Согласно почтовому уведомлению (69009090239430) указанное обращение было получено адресатом 07.09.2015, но зарегистрировано согласно штампа входящей корреспонденции 23.09.2015 № 20-44993.
Не получив в установленный законом срок ответ Департамента на обращение, ГСК «Темп-4» обратился 27.10.2015 в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что Департамент в указанный период незаконно бездействовал, что противоречит закону и нарушает его права на решение вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого бездействия, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 04.06.2015 № 25/00-15-208761, согласно которому земельный участок по адресу: Приморский край, г. Артем, в районе ул. Севастопольская площадью 2 300 кв.м поставлен на кадастровый учет и участку присвоен кадастровый номер 25:256030104:5109. Дата внесения номера в государственный кадастровый учет недвижимости 13.10.1994. Разрешенное использование: для строительства 26 гаражных боксов.
Таким образом, в настоящее время земельный участок площадью 0,23 га для завершения строительства капитальных гаражей в районе ул. Севастопольская, в г. Артеме сформирован и поставлен на кадастровый учет и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) наделен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Судом установлено, что ГСК «Темп-4» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка, указав, что в 1996 земельный участок площадью 0,23 га в районе ул. Севастопольской в г. Артеме был предоставлен ему для осуществления строительства гаражей Администрацией г. Артема, на котором в настоящее время выстроены 26 гаражей.
К заявлению ГСК «Темп-4» приложил копии судебных актов апелляционной инстанции по делам № А51-34428/2014, №А51-32584/2013, указав, что из них можно выяснить детали вопроса, а также кадастровый паспорт.
Согласно почтовому уведомлению (почтовый идентификатор 69009090239430), указанное заявление получено Департаментом 07.09.2015.
Тем не менее, Департамент зарегистрировал заявление ГСК «Темп» как входящую корреспонденцию 23.09.2015 № 20-44993, и по результатам работы с поступившим обращением, расценил изложенные в нем обстоятельства, как инициирование процедуры получения земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
По результатам рассмотрения указанного обращения, Департамент принял решение от 21.10.2015 №20/03/02-06/36436 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В качестве оснований для отказа Департамент указал, в том числе, на несоответствие заявления требованиям пункта статьи 39.17 ЗК РФ, а также на отсутствие документов, предусмотренных пунктом 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ и указанных в «Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», утвержденного Приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1. При этом Департамент разъяснил, что отказывает ГСК «Темп-4» в предоставлении земельного участка до момента предоставления всех установленных действующим законодательством документов, оформления в соответствии с перечисленными положениями заявления и устранении изложенных замечаний.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи.
Кроме того, к заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Также прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя (подпункт 4 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, действующей в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 206-ФЗ); основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 № 36258) (далее – Приказ от 12.01.2015№1).
В пункте 2 Приказа от 12.01.2015 №1 установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя. В случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
Документы представляются (направляются) в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в копиях, заверяемых должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающего заявление о приобретении прав на земельный участок (сноска 1 к Приказу от 12.01.2015 № 1).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 ЗК РФ).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статье 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка (аренды или безвозмездного пользования) в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па «Об утверждении Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края», в целях приведения нормативных правовых актов Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в соответствие с действующим законодательством, Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.03.2015 № 88 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» (действует в редакции Приказа Департамента от 10.07.2015 № 193) (далее – Административный регламент).
Как следует из пункта 1 Административного регламента, он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, установления порядка взаимодействия Департамента с заявителями их представителями при предоставлении государственной услуги, а также создание комфортных условий для заявителей их представителей при получении ими государственной услуги и определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении Департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов».
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения изложены в пункте 18 Административного регламента, включающие в себя: а) прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; б) рассмотрение заявления и документов, принятие решения в отношении поданного заявления.
Согласно пункту 3.2 Административного регламента обеспечение предоставления государственной услуги осуществляется государственными гражданскими служащими Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- возврат заявления о предоставлении земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключение договора купли-продажи земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора аренды земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора безвозмездного пользования земельным участком (подготовка проекта договора);
- принятие решения об отказе в предварительном согласовании;
- принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Сроки предоставления указанной государственной услуги установлены пунктом 7 Административного регламента, в том числе установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ или в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ или соответствующим Законом Приморского края, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации или соответствующим законом Приморского края, и направляет принятое решение заявителю;
- приостановление предоставления государственной услуги в связи с установлением судом запрета на совершение каких-либо действий в отношении земельного участка осуществляется до отмены судом вышеуказанного запрета.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие в пределах компетенции решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решение, действие (бездействие) департамента, должностных лиц. Текущий контроль за соблюдением и исполнением специалистов департамента положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений, осуществляется заместителем директора департамента, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги (часть IV Административного регламента).
Из буквального содержания письма Департамента от 21.10.2015 №20/03/02-06/36436 следует, что заявителю не было отказано в предоставлении испрашиваемого участка по результатам проверки наличий или отсутствий оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, а были указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с частью 3 статьи 39.17 ЗК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств по делу и на основании вышеперечисленных положений норм закона, суд приходит к выводу, что действуя в соответствии с установленным Административным регламентом порядком предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов», Департамент, установив, что заявление ГСК «Темп-4» в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, а также, что к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня его получения и регистрации в порядке пункта 14 Административного регламента в качестве входящей корреспонденции, должен был возвратить его заявителю с указанием причины возврата.
Тем не менее, как следует из материалов дела, на момент обращения 27.10.2015 заявителя в суд с рассматриваемым заявлением, у ГСК «Темп-4» отсутствовали сведения о результатах принятия и рассмотрения Департаментом его обращения. Доказательств обратного, суду не представлено.
Судом принимается во внимание, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия Департамента, выразившегося в непринятии действий с нарушением последовательности и сроков административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов», установленных Административным регламентом.
При этом, судом установлено, что Департамент наделен полномочиями и несет обязанность по принятию для предоставления государственной услуги и рассмотрению заявления ГСК «Темп-4» о предоставлении земельного участка в собственность в установленные сроки, а также совершению иных действий, направленных на реализацию права заявителя на получение испрашиваемого земельного участка.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации регламентировано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Суд критически относится к предоставленной Департаментом информации относительно причин несоответствия фактической даты получения Департаментом обращения ГСК «Темп-4» (07.09.2015) и даты входящего штампа на данном обращении (23.09.2015).
Загруженность должностных лиц по регистрации поступающих в адрес Департамента заявлений не умаляет обязанности полномочного органа, непосредственно предоставляющего государственную услугу, провести в установленные законом сроки работу с поступившим в их адрес обращением, в том числе зарегистрировать заявление о предоставлении государственной услуги в установленные сроки.
Согласно пункту 14 Административного регламента обращение заявителя (представителя), поступившее в Департамент, подлежит обязательной регистрации в течение одного дня с момента поступления в Департамент.
В связи с чем, доводы ответчика о том, что зарегистрированное 23.09.2015 заявление ГСК «Темп-4» было рассмотрено Департаментом в установленные законом сроки, а также направлено в адрес заявителя, суд считает несостоятельными.
Кроме того, из изложенных в решении от 21.10.2015 № 20/03/02-06/36436 оснований отказа ГСК «Темп-4» в предоставлении земельного участка следует, что Департаментом не проводилась работа по проверке наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ для предоставления испрашиваемого земельного участка, по результатам рассмотрения которых, Департамент должен был в срок, не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, принять решение в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ об отказе в предоставлении земельного участка.
Департамент принял указанное решение, руководствуясь исключительно пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, обращение заявителя от 04.09.2015, поступившее в Департамент по почте 07.09.2015, в соответствии с исчерпывающим перечнем административных процедур (пункты 14, 18 Административного регламента) подлежало регистрации как входящая корреспонденция не позднее 08.09.2015.
Таким образом, обязанность по рассмотрению и принятию в установленные сроки по спорному обращению решения в соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента, возникла у Департамента с 08.09.2015
Материалами дела подтверждается, что Департамент в период с 08.09.2015 по 22.09.2015 не выполнил обязанность по регистрации поступившего от ГСК «Темп-4» заявления и в дальнейшем по результатам работы с ним, установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.17 КоАП РФ, в течение десяти дней не возвратил заявление заявителю.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Департаментом допущенное незаконное бездействие, поскольку в установленный срок поступившее от ГСК «Темп-4» заявление о предоставлении государственной услуги не было зарегистрировано, а также по данному заявлению не было принято решение.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Вместе с тем, на момент обращения заявителя в суд, у ГСК «Темп-4» отсутствовали сведения по результатам рассмотрения его обращения от 04.09.2015 Департаментом.
Оценив представленные ответчиком доказательства направления заявителю решения, принятого по результатам рассмотрения его обращения, суд приходит к выводу о недоказанности Департаментом факта направления 23.10.2015 письма от 21.10.2015 в адрес заявителя.
Из буквального содержания списка почтовых отправлений № 165 от 23.10.2015 следует, что Департаментом было направлено 29 отправлений, в том числе пять писем. Вместе с тем, установить наименование получателя и его адрес данный документ не позволяет.
Исходя из положений части 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Данное бездействие нарушает права и законные интересы ГСК «Темп-54» по надлежащему получению государственной услуги в установленные сроки, поскольку создало препятствия в реализации права на получение земельного участка на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, в связи с чем, ГСК «Темп-4» было вынуждено обратиться в арбитражный суд и понести судебные издержки.
При этом, то обстоятельство, что 21.10.2015 Департаментом было принято решение по существу обращения ГСК «Темп-4», не принимается судом в качестве доказательства отсутствия неправомерного бездействия, поскольку указанный письменный ответ был подготовлен за пределами установленного законом срока, при этом, доказательств направления его в адрес заявителя в материалы дела не представлено.
Довод Департамента о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием, подлежит отклонению.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что в данном случае, допущенное Департаментом бездействие создает для заявителя препятствия в реализации его права на оформление земельного участка, предоставленного под строительство гаражей, выстроенных членами ГСК «Темп-4», что влечет невозможность ввода построенных объектов в эксплуатацию и регистрации на них права собственности. В связи с неполучением решения государственного органа в установленные сроки, заявитель находился в неведении относительно возможности получения испрашиваемого им земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При таких обстоятельствах требование заявителя о признании бездействия Департамента незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании бездействия Департамента незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Заявленное ходатайство о взыскании судебных издержек по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению частично в силу следующего.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ следует, что к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Из системного толкования статьи 110 АПК РФ следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела (пункт 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Согласно выработанным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации рекомендациям, изложенным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных процессах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В материалы дела представлены: договор от 26.10.2015, заключенный между ГСК «Темп-4» (заказчик) и ФИО2 (исполнитель), согласно предмета которого, заказчик поручил, а исполнитель принял на себя выполнение работ по составлению и обращению в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края незаконным, а также представление интересов заказчика в судебных заседаниях и стоимость указанных услуг оговорена сторонами договора в размере 25 000 руб., которые уплачиваются в момент заключения настоящего договора. Согласно расписке ФИО2, им получены денежные средства в качестве оплаты по данному договору 26.10.2015 в сумме 25 000 руб.
Таким образом, расходы заявителя на оплату услуг представителя подтверждены документально.
Анализируя наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Департамента и расходами заявителя, суд приходит к выводу о том, что защита нарушенного Департаментом права заявителя в арбитражном суде взаимосвязана с понесенными представительскими расходами.
Судом установлено, что заявитель понес расходы на оплату услуг представителя, связанные с подготовкой заявления в суд, дело рассмотрено в двух судебных заседаниях с участие в одном из них представителя ФИО2
Исходя из объема и качества оказанных услуг, степени участия представителя в формировании правовой позиции стороны по делу, с учетом сложности дела, времени на подготовку к делу, которое мог затратить квалифицированный специалист, сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвокатов (Постановление Совета Адвокатской палаты Приморского края от 04.02.2015 «О минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь»), суд считает разумным и достаточным взыскать с ответчика судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления гаражно-строительного кооператива «Темп-4» от 04.09.2015 и не направлении заявителю результатов рассмотрения данного заявления.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу гаражно-строительного кооператива «Темп-4» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья М.С. Кирильченко