АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Резолютивная часть решения оформлена 15 апреля 2008 года
г. Владивосток
«22» апреля 2008 года Дело № А51-2381/2008 37-83
Арбитражный суд Приморского края в составе:
судьи Л. А. Куделинской
при ведении протокола секретарём судебного заседания В.В.Назарчук
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в интересах филиала «Приморские электрические сети»
к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2008 № 73
при участии в заседании:
от заявителя – представительФИО1 по доверенности от 01.01.2008 № 11;
от административного органа - начальник отделения административной практики и дознания ФИО2 по доверенности от 22.01.2008 № 39-12
установил: открытое акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в интересах филиала «Приморские электрические сети» (далее по тексту - «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отмене постановления Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту - «административный орган») от 28.02.2008 № 73 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 10.04.2008 по 15.04.2008.
Административный орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что заявленные требования общества он не признаёт, оспариваемое постановление от 28.02.2008 № 73 считает законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 18.02.2008 по 22.02.2008 государственным инспектором г. Партизанска по пожарному надзору ФИО2 на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 18.02.2008 № 144, выданным ВрИО главного государственного инспектора г. Партизанска ФИО3, проведена плановая проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях Партизанского участка ВЭС филиала «Приморские электрические сети» открытого акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания», расположенных по адресу: <...> <...>, <...>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01- 03, утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее по тексту - Правила ППБ 01-03) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – «Закон № 69-ФЗ»), а именно:
1 допускается эксплуатация светильников со снятыми защитными плафонами, предусмотренными конструкцией в зданиях закрытых распределительных устройств (далее по тексту «ЗРУ») (в нарушение пункта 60 Правил ППБ 01-03);
2. помещения гаражных боксов, бытовые и цеховые помещения в зданиях ЗРУ не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03);
3. деревянные конструкции крыш зданий ЗРУ, гаражных боксов, сторожки не обработаны огнезащитным составом (в нарушение СНиП 21-01-97*, пункта 10.1 МДС 21.1-98);
4. нет маслоприёмного устройства под трансформатором на подстанции по ул. Кирова, 6 (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 16.5 ВППБ 01-02-95*);
5. нет знаков заземления передвижной пожарной техники на всех ОРУ (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 16.16 ВППБ 01-02-95*);
6. не скошена и не вывезена сухая трава на ОРУ подстанции по ул. Кирова, 6 (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 14.9 ВППБ 01-02-95*);
7. не промыта гравийная засыпка под трансформаторами на ОРУ подстанции на ул. Кирова, 6 (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 16.3 ВППБ 01-02-95*);
8. участки всех ОРУ недостаточно укомплектованы пожарными щитами (приложение 3 к Правилам ППБ 01-03);
9. не обеспечен требуемый на нужды пожаротушения расход (запас) воды на всех объектах (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 2.13 СНиП 2.04-02-84*);
10. нет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (в нарушение статьи 128 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
11. двери эвакуационных выходов в здании административного корпуса открываются не по направлению движения людей из здания (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 6.17 СНиП 21.01.97*);
12. не проведены квартальные проверки огнетушителей (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, НПБ 166-97);
13. допускается открытая прокладка шлейфа автоматической пожарной сигнализации параллельно электропроводу осветительной сети на расстоянии менее 0, 5 метров от него без защиты электромагнитных наводок в помещении диспетчера в здании административного корпуса. Допускается пересечение шлейфа автоматической пожарной сигнализации с силовым проводом без защиты от электромагнитных наводок на лестничной клетке административного корпуса (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 12.67 НПБ 88-01);
14. не установлена соединительная коробка (коммутационное устройство) для подключения оборудования в конце шлейфа автоматической пожарной сигнализации на площадке третьего этажа в габаритах лестничной клетки здания административного корпуса (в нарушение пункта 3 Правил ППБ 01-03, пункта 12.72 НПБ 88-01);
15. допускается оставление включённым в электрическую сеть электронагревательного прибора при оставлении места дежурства электромонтером ФИО4 на подстанции по ул. Калинина, 33 (в нарушение пункта 58 Правил ППБ 01-03).
Указанные нарушения отражены проверяющим в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22.02.2008 № 144.
По факту выявленного нарушения административный орган составил протокол об административном правонарушении требований пожарной безопасности юридическим лицам от 22.02.2008 № 114.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом принято постановление от 28.02.2008 № 73 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – «КоАП РФ»), в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в суд с требованием о признании незаконными отмене постановления от 28.02.2008 № 73.
В обоснование своих требований заявитель указал, что не согласен с правонарушениями, изложенными в протоколе от 22.02.2008 № 114 и постановлении от 28.02.2008 № 73, поскольку считает эти правонарушения не соответствующими действительности.
Также общество привёло довод о том, что оспариваемое постановление не отражает события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, что в силу статьи 24. 5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Закона № 69-ФЗ обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.
Согласно статье 1 указанного Закона государство осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах ППБ 01-03.
Пунктом 60 Правил установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
При этом из пункта 3 Правил ППБ 01-03 следует, что наряду с настоящими Правилами также следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Так в соответствии с пунктом 4 таблицы № 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03, утверждённых приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315 (далее по тексту – «НПБ 110-03») и пунктом 6.30 СНиП 21-02-99 здания и сооружения для автомобилей подлежат оборудованию установкой автоматической пожарной сигнализации.
Кроме того, согласно пунктов 8 и 9 таблицы № 3 НПБ 110-03оборудованию установками автоматической пожарной сигнализации подлежат производственные помещения категории В1, В2-В3 по пожарной опасности.
Согласно таблицы № 4 СНиП 21-01-97* для зданий 3 степени огнестойкости (относятся здания гаражных боксов) даже для элементов бесчердачных перекрытий установлен минимальный требуемый предел огнестойкости с учётом потери целостности и несущей способности конструкций в течение 15 минут.
В силу пункта 16.5 Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий ВППБ 01-02-95* (РД 153-34.0-03.301-00), утвержденных первым заместителем Председателя Правления РАО "ЕЭС России" ФИО5 09.03.2000, бортовые ограждения маслоприемных устройств должны выполняться по всему периметру гравийной засыпки без разрывов, высотой не менее 150 мм над землей.
Из пункта 16.16 ВППБ 01-02-95*следует, чтов местах установки пожарной техники должны быть оборудованы и обозначены места заземления.
Места заземления передвижной пожарной техники определяются специалистами энергетических объектов совместно с представителями гарнизона пожарной охраны и обозначаются знаком заземления.
Пункт 14.9 ВППБ 01-02-95* предусматривает, что на территории ОРУ следует периодически скашивать и удалять траву. Запрещается выжигать сухую траву на территории объекта и прилегающих к ограждению площадках.
Исходя из пункта 16.4 ВППБ 01-02-95*одновременно с промывкой гравийной засыпки или опробованием стационарной установки пожаротушения (при ее наличии) на трансформаторе или масляном реакторе должна проверяться работа маслоотводов и заполнение аварийной емкости.
Согласно пункту 21 приложения № 3 к Правилам ППБ 01-03 для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предельной защищаемой площади одним пожарным щитом и класса пожара.
Нормы пожарной безопасности «Пожарная техника, огнетушители, требования к эксплуатации» НПБ 166-97, утверждёны Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84, устанавливают требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию огнетушителей, а также к техническому оснащению организаций, осуществляющих перезарядку и испытания огнетушителей (переносные и передвижные огнетушители (общей массой до 400 кг), предназначенные для тушения пожаров классов A, B, C, E.
Пунктом 6.17 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Как свидетельствуют материалы дела, факт нарушения обществом требований пожарной безопасности подтвержден имеющимися доказательствами, а именно актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22.02.2008 № 144, протоколом об административном правонарушении требований пожарной безопасности юридическим лицом от 22.02.2008 № 114, поэтому суд приходит к выводу о том, что основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, у административного органа имелись.
Суд считает доказанной вину общества в нарушении требований пожарной безопасности.
С учётом вышеизложенного, суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление не отражает событие административного правонарушения.
При исследовании судом материалов дела установлено, что процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Приняты меры к соблюдению прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных пунктом 1 статьи 25.1. КоАП РФ.
Законный представитель общества надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении, об этом свидетельствуют отметки в протоколе от 22.02.2008 № 114 и постановлении от 28.02.2008 № 73 в виде росписи начальника Партизанского участка ВЭС филиала «Приморские электрические сети» открытого акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО6
Таким образом, принимая во внимание факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, который подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о том, что административным органом постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу от 28.02.2008 № 73 принято с соблюдением требований, предусмотренных законодательством, следовательно, основания для признания данного постановления незаконным отсутствуют и отмене оно не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 28.02.2008 № 73 , вынесенного в отношении филиала «Приморские электрические сети» открытого акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия.