ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-23870/19 от 14.09.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                       Дело № А51-23870/2019

21 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Карандашовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Понкратенко М.В., рассмотрев  в  судебном  заседании  дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 29.06.2015) 

к муниципальному унитарному предприятию «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 22.10.2002)

о признании отказа от исполнения Единого договора водоснабжения и водоотведения незаконным, об обязании не производить прекращение приема сточных вод,

при участии в заседании представителей истца ФИО1 по доверенности № 25 АА 2725463 от 10.10.2019, ФИО2 по доверенности от 24.10.2019, ФИО3 по доверенности от 24.10.2019, представителя ответчика ФИО4 по доверенности №25 АА 2874216 от 06.12.2019,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» (ООО «ПП УССУРИЙСКИЙ») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (МУП «Уссурийск-Водоканал» УГО) о признании отказа МУП «Уссурийск-Водоканал» от исполнения Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017 г. в части отказа от приема сточных вод с 01 января 2020 года – незаконным; об обязании МУП «Уссурийск-Водоканал» не производить ограничение или прекращение приема сточных вод с 01 января 2020 года по Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017г.

В ходе рассмотрения дела, исходя из содержания уведомления от 17.10.2019 №06-15/4587, истец уточнил второе требование по иску, окончательно, просит обязать МУП «Уссурийск-Водоканал» не производить прекращение приема сточных вод с 01 января 2020 года по Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017г. по основаниям, указанным в уведомлении от 17.10.2019      №06-15/4587.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласен, свои возражения основывает на следующем: обязанность истца, при сбросе сточных вод в централизованную систему водоотведения Уссурийского городского округа, заключается в соблюдении требований, установленных органами власти местного самоуправления к составу сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, однако, истец не намерен исполнять требования, установленные постановлением администрации Уссурийского городского округа от 24.03.2016                     № 766-НПА; согласно поданным истцом декларациям о составе и свойствах сточных вод на 2018 год и на 2019 год, фактические концентрации загрязняющих веществ и фактические показатели свойств сбрасываамых сточных вод значительно превышают нормативы, установленные абонентам централизованной системы Уссурийского городского округа, отказ от исполнения обязательств по заключенному единому договору водоснабжения и водоотведения со стороны истца, в части несоблюдения нормативов, ставит под угрозу работу в целом очистных сооружений канализации г.Уссурийска; очистные сооружения канализации имеют механическо-биологический способ очистки сточных вод; сбрасываемые сточные воды истца с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, не позволяют очистить сточные воды до тех показателей, которые установлены КГУП «Приморский водоканал» при сбросе сточных вод в водный объект, в связи с чем, последний обязан нести дополнительные финансовые и физические нагрузки по очистке сточных вод истца, которые не включены, при утверждении тарифа на сточные воды; при проводимых проверках органами надзора, у ответчика в 2018 - 2019 годах выявлялось превышение показателей, а именно фенолы летучие в 3 раза, что подтверждается актом проверки от 14.08.2019 № 159-КНД, актом проверки № 222-КНД от 16.10.2018, и экспертным заключением № 125 от 15.10.2018 установлено превышение по содержанию железа общего растворенного в 1,2 раза, нитритов в 1,2 раза; истец обязан был предпринять ряд мер, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду, при отведении сточных вод в централизованные системы водоотведения; истец обязан был до 01.01.2019 разработать и утвердить план снижения сбросов и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, установить лимиты на сбросы, при наличии плана снижения сбросов; направленное в адрес истца уведомление об отказе исполнения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от14.11.2017 в части водоотведения с января 2020 года за № 06-15/4587 от 17.10.2019 соответствует нормам права; превышение два и более раза нормативов состава сточных вод подтверждено материалами дел № А51-15436/2019 (по фенолам и алюминию), № А51-23966/2018 (по фенолам и алюминию) и результатами двух аккредитованных лабораторий; не выполнение истцом требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» и требований статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» делает совершенно невозможным исполнение обязательств со стороны ответчика, поскольку это связано с огромными рисками, которые могут привести к необратимым последствиям; факт того, что истец, осуществляя свою деятельность, сбрасывает сточные воды со значительными превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ, подтверждается и тем, что в настоящее время напорный коллектор протяженностью 5172 м, который используется одним абонентом - ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ»,, находится в ограниченно работоспособном состоянии, и дальнейшая его эксплуатация возможна только при условии выполнения таких мероприятий: замена части поврежденного аварийного участка и проведения замены стальных труб на новые по предварительному проекту; предварительная стоимость работ согласно смете может составить от 95млн. до 130 млн. руб. и более, данный факт подтверждается заключением № 001-2020-ТО технического обследования от 30.01.2020, дефектными ведомостями об устранении порывов на указанных сетях за 2019 год; причиной состояния напорного коллектора является его полная амортизация и постоянная агрессивная среда в трубопроводе, которая подвергла коррозии внутренние стенки коллектора, для решения вопроса о целесообразности проведения восстановительных капитальных ремонтных работ, следует провести проектные работы и запланировать эти работы в инвестиционную программу, далее необходимо финансовое обеспечение на капитальный ремонт напорного коллектора, а с учетом деятельности истца по выработке картона, картонной продукции и отсутствии у него локальных очистных сооружений, обеспечивающих необходимую очистку сбрасываемых сточных вод в централизованную систему водоотведения Уссурийского городского округа, выполнить вышеперечисленные действия невозможно. На основании изложенного, ответчик считает, что истец грубо не исполняет требования, предусмотренные условиями договора № 2203 от 14.11.2017, так и требования, установленные действующим законодательством.                    По состоянию на 14.05.2020, за истцом числится задолженность за фактически оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению на сумму 60 422 198 руб. 74 коп.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между истцом (абонент) и ответчиком (организация ВКХ) 14.11.2017 заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2203, в соответствии с предметом которого, организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду        . Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется:

соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод,

нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов,

лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации),

требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения,

оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором,

соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды,

а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Истец в силу пункта 8 указанного договора обязался оплачивать фактически оказанные услуги в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный период сторонами договора согласован и равен одному календарному месяцу.

17.10.2019 ответчик вручил истцу Уведомление об отказе  исполнения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017 в части водоотведения с 01 января 2020 года, оформленное 17.10.2019 за исх. № 06-15/4587.

Истец посчитал, что оснований для отказа ответчиком от исполнение указанного договора в части водоотведения не имеется, доводы, приведенные в уведомлении, в обоснование отказа от исполнения договора, не соответствуют нормам действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила № 644).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

На основании части 2 статьи 15 Закона № 416-ФЗ, к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В силу части 3 статьи 21 Закона № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив  не менее, чем за сутки до отключения, абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее - неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением;

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона № 416-ФЗ).

В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 - 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения (часть 5 статьи 21 Закона № 416-ФЗ).

На основании части 6 указанной статьи, в случае, если в течение     60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 644, порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 60 Правил № 644).

Согласно пункту 61 Правил № 644, перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:

а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;

б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;

в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В случае принятия организацией водопроводно-канализационного хозяйства решения об отказе от исполнения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в одностороннем порядке в отношении конкретного абонента организация водопроводно-канализационного хозяйства направляет такому абоненту уведомление о принятом решении не позднее чем за 10 дней до истечения 60 дней со дня введения временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае если абонент, получивший уведомление организации водопроводно-канализационного хозяйства, устранит обстоятельства, явившиеся причиной временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, до истечения 60 дней со дня введения такого прекращения или ограничения, односторонний отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от исполнения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения не допускается (пункт 70 Правил № 644).

Согласно оформленному 17.10.2019 уведомлению об отказе исполнения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017 в части водоотведения с января 2020 года, организация ВКХ сообщила абоненту (истцу) об одностороннем отказе от исполнения Единого договора в части водоотведения с 01.01.2020, в связи с чем, по объекту, расположенному по адресу: <...>, в январе 2020 года будет прекращено водоотведение, посредством отсоединения канализационных сетей от централизованной системы водоотведения, в его обоснование сослалась на следующее:

- получение ответчиком предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

- превышение абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод или превышение абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод;

- отсутствие у абонента согласованного плана снижения сбросов;

- аварийное состояние канализационных сетей абонента;

- наличие у абонента задолженности по оплате по единому договору за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Как следует из материалов дела, ответчиком представлены предписания Росприроднадзора от 24.08.2017, от 16.10.2018, от 15.07.2019, от 14.08.2019, которыми предписано, в том числе, привести качественный состав сбрасываемых сточных вод по организованному выпуску № 1 в р.Раздольная в соответствии с нормативами допустимого сброса.

Как указывает ответчик, данные нарушения на спорном участке его канализационных сетей возникли, именно вследствие, превышения истцом нормативов состава сточных вод, при этом, ссылается на схему расположения канализационных насосных станций МУП «Уссурийск-Водоканал», из которой, по его мнению, следует, что сточные воды истца начинают движение от КНС-8 и движутся отдельно от других сточных вод по напорному коллектору на ОСК ответчика, КНС-2 предназначена для приема сточных вод в самотечную канализационную сеть, находится совершенно в другом районе города Уссурийска и никак не связана со стоками истца.

Ссылка на указанную схему, судом не принимается во внимание, так как представленный документ составлен в одностороннем порядке, с нарушением требований части 4 статьи 38 Закона № 416-ФЗ, которой предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Иных документов, в подтверждение факта подключения на спорном участке канализационных сетей ответчика только истца, в материалы дела не представлено.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов ООО «Промышленный парк Уссурийский» по ул. Раковское шоссе, д.1 в г. Уссурийске (приложение №1 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения №2203 от 14.07.2017), границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации ВКХ и абонента является: точка А1 (хозпитьевая вода), точка А2 (техническая вода) включая запорную арматуру до территории ООО «Промышленный парк Уссурийский» на обслуживании ООО «Промышленный парк Уссурийский», точка Б (граница земельного участка).

Таким образом, из установленных обстоятельств, с учетом буквального содержания предписаний, не следует однозначный вывод о наличии взаимосвязи между не соответствием сбрасываемых сточных вод нормативам, выявленным, по результатам проведения плановых проверок деятельности организации ВКХ, и сточными водами, отводимыми абонентом (истцом), при производстве гофрированной бумаги и картона.

Суд считает, что ответчик не доказал того, что напорный коллектор используется одним абонентом – ООО «Промышленный парк Уссурийский».

В качестве следующего основания для отказа от исполнения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, ответчик указал на превышение абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод.

По смыслу пункта 3 части 3 статьи 21 Закона № 416-ФЗ, необходимо установить неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы.

По мнению ответчика, превышение два и более раза нормативов состава сточных вод подтверждено материалами дел № А51-15436/2019 (по фенолам и алюминию), № А51-23966/2018 (по фенолам и алюминию) и результатами двух аккредитованных лабораторий.

Отборы проб произведены 12.07.2018 (акт отбора проб №386 от 12.07.2018), 20.03.2019 (акт отбора проб №145 от 20.03.2019), 19.06.2019 (акт отбора №318 от 19.06.2019).

Истец не согласен с данными актами отбора проб, ввиду нарушения процедуры отбора проб и порядка отбора, установленного Правилами №525, что ведет к недостоверности результатов лабораторных исследований проб и отсутствием факта не соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах.

Процедура отбора проб, произведенного 12.07.2018, проверялась в рамках дела №А51-23966/2018, решение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2019 по данному делу, отменено постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа и дело направлено на новое рассмотрение. Окончательный судебный акт по данному делу не принят.

Оценка отбора проб, произведенного 20.03.2019, дана в судебном акте по делу №А51-15436/2019, который вступил в законную силу.

Относительно отбора проб, произведенного 19.06.2019, установлено: в акте от 19.06.2019 №318 об отборе проб в месте отбора проб: КНС №8 в <...>, ООО «ПП УССУРИЙСКИЙ» указано, что отбор проб сточных вод произведен не из места смешения сточных вод, а с поверхности лотка, ведущего в приемный резервуар, допущено неравномерное наполнение бутылок из воронки.

Ответчик данное обстоятельство документально не опроверг, достоверность процедуры отбора проб не доказал.

Следовательно, МУП «Уссурийск-Водоканал» не доказало неоднократность грубого превышения истцом требований к составу и свойствам сточных вод.

В качестве следующего основания в уведомлении,  ответчик указал на отсутствие у ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» согласованного плана снижения сброса.

На основании части 4 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ, план снижения сбросов согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.

В спорном случае, истец план снижения сброса должен согласовывать с управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, а также с организацией, осуществляющей водоотведение.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 утверждено Положение  о  плане   снижения  сбросов  загрязняющих  веществ,   иных  веществ  и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, которым устанавливались требования к содержанию плана снижения сбросов загрязняющих веществ, порядок и сроки его согласования, а также основания для отказа в согласовании плана. Пункт 5 Положения определял структуру плана, в приложениях содержались формы документов, направляемых на согласование в организацию водопроводно-канализационного хозяйства и в уполномоченный орган государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 934                    «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» указанное выше Положение утратило силу с 01.01.2019. Новые нормативные правовые акты, устанавливающие процедуру выполнения и согласования плана снижения сбросов, до настоящего момента не приняты.

ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» представило План снижения сбросов на согласование в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (управление Росприроднадзора по Приморскому краю).

Как следует из письма от 20.08.2019 исх. № 02-12/3805, управлением Росприроднадзора представленный План не был согласован ввиду отсутствия подзаконного акта, регламентирующего порядок, сроки согласования, а также определяющего основания для отказа в согласовании плана. За разъяснением порядка согласования Плана снижения сбросов, в отсутствие соответствующего нормативного акта, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

21.08.2019 ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» направило в МУП «Уссурийск-Водоканал» на согласование План снижения сбросов с приложением Плана и письма Росприроднадзора от 20.08.2019 исх. №02-12/3805.

В письме от августа 2019 г. исх. № 05-15/, МУП «Уссурийск-Водоканал» отказало в согласовании Плана снижения сбросов по причине отсутствия согласования Росприроднадзора.

При таких обстоятельствах, суд не считает обоснованным указание ответчика на отсутствие  у ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» Плана снижения сбросов.

Соответственно, доводы ответчика о том, что истец обязан был до 01.01.2019 разработать и утвердить план снижения сбросов и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, установить лимиты на сбросы, при наличии плана снижения сбросов; не выполнение истцом требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» и требований статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ                              «О водоснабжении и водоотведении» делает совершенно невозможным исполнение обязательств со стороны ответчика, поскольку это связано с огромными рисками, которые могут привести к необратимым последствиям, являются безосновательными.

Также суд не признает обоснованным указание на аварийное состояние канализационных сетей ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ», в качестве основания для отказа от исполнения договора.

Порядок и методы технического освидетельствования трубопроводных сетей и оборудования установлены Методическими рекомендациями по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Минрегионом России от 26.04.2012 №9905-АП/14 25.04.2012, (далее - Рекомендации).

В соответствии с Рекомендациями, предусмотрено проведение определенных процедур по обследованию коммуникаций.

На основании пункта 1.2. Рекомендаций, техническое освидетельствование трубопроводов проводится лицом или группой лиц, ответственными за их исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

При этом, необходимость запрета эксплуатации трубопровода возникает в случае выявления дефектов, вызывающих сомнение в его прочности, решение о запрете эксплуатации трубопровода принимает лицо, проводившее освидетельствование, о чем делается запись в паспорте трубопровода с выдачей в адрес технического руководителя предприятия, эксплуатирующего сети предписания о прекращении дальнейшей эксплуатации трубопровода.

В материалы дела вышеуказанные документы, подтверждающие наличие конкретных дефектов, вызывающих сомнение в прочности канализационных сетей истца, решения о запрещении эксплуатации сетей истца, соответственно, и обоснованность выводов организации ВКХ относительно аварийного состояния этих сетей истца, не представлены.

Относительно такого основания для отказа от исполнения спорного договора, как наличие у абонента задолженности по оплате по договору за два расчетных периода, установленных этим договором, и более, судом установлено нижеследующее.

На дату направления спорного уведомления (17.10.2019), в полном объеме оплачены фактически оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за июль 2019 года, платежи за фактически оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению в августе 2019 года произведены 06.11.2019, услуги за сентябрь 2019 годаоплачены 05.12.2019.

То есть, задолженность за фактически оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению по Единому договору, которая явилась, в том числе, основанием для направления Уведомления, оплачена 05.12.2019.

Из материалов дела следует, что односторонний отказ исполнителя от договора связан не только с этим нарушением абонентом условий спорного договора, как указано в уведомлении, но и с другими нарушениями, а также обращаясь с спорным уведомлением, организация ВКХ нарушила порядок прекращения водоотведения и отказа от исполнения договора. В связи с чем, то обстоятельство, что истец, оплатив задолженность за август, сентябрь 2019 года, в ходе рассмотрения дела, не влияет на правовую оценку действий ответчика.

Учитывая, что суд установил нарушение порядка прекращения водоотведения и одностороннего отказа от исполнения спорного договора, не установил правовых основания для отказа МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа от исполнения Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017г. в части отказа от приема сточных вод с 01 января 2020 года, в связи с чем, требование истца о признании  незаконным этого отказа является правомерным и обоснованным, и, соответственно, подлежащим удовлетворению.

Также подлежит и удовлетворению требование истца об обязании МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа не производить прекращение приема сточных вод с 01 января 2020 года по Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017г. по основаниям, указанным в уведомлении от 17.10.2019г. №06-15/4587, ввиду незаконности этих оснований.

При этом, суд не принимает во внимание ссылки ответчика на техническое заключение по транзиту сточных вод ООО «Промышленный парк Уссурийский» до ОСК по ул. Белинского, 26 в г. Уссурийске, поскольку данный документ составлен в одностороннем порядке главным инженером ответчика, не имеет указания на дату его составления, в связи с чем, не представляется возможным установить относимость этого документа к спорным обстоятельствам по делу.

Ссылки ответчика на письма от 18.01.2019 № 1-07/124, от 23.01.2019  1-07/170, от 23.01.2019 № 1-07/172, суд также не принимает, так как буквальное содержание данных писем не подтверждает аварийное состояние канализационных сетей истца.

Ссылка ответчика на письмо от 09.06.2020 № 1-07/2405 об устранении порыва на сетях не относима, в смысле статьи 67 АПК РФ, так как данное обращение состоялось после искового периода.

Исходя из вышеприведенных выводов суда, возражения ответчика, которые аналогичны изложенным доводам в спорном уведомлении, являются безосновательными.

Доводы ответчика о том, что, согласно поданным истцом декларациям о составе и свойствах сточных вод на 2018 год и на 2019 год, фактические концентрации загрязняющих веществ и фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываамых сточных вод значительно превышают нормативы, установленные абонентам централизованной системы Уссурийского городского округа, отказ от исполнения обязательств по заключенному единому договору водоснабжения и водоотведения со стороны истца, в части несоблюдения нормативов, ставит под угрозу работу в целом очистных сооружений канализации г.Уссурийска; очистные сооружения канализации имеют механическо-биологический способ очистки сточных вод; сбрасываемые сточные воды истца с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, не позволяют очистить сточные воды до тех показателей, которые установлены КГУП «Приморский водоканал» при сбросе сточных вод в водный объект, в связи с чем, последний обязан нести дополнительные финансовые и физические нагрузки по очистке сточных вод истца, которые не включены при утверждении тарифа на сточные воды, не принимаются судом,  так как, в ходе рассмотрения дела, не установлена взаимосвязь между неудовлетворительным состоянием централизованных систем водоотведения истца и превышением показателей ответчика.

Отклоняются судом и доводы ответчика о том, что, при проводимых проверках органами надзора у ответчика в 2018 - 2019 годах,, выявлялись превышение показателей, а именно фенолы летучие в 3 раза, что подтверждается актом проверки от 14.08.2019 № 159-КНД, актом проверки № 222-КНД от 16.10.2018 и экспертным заключением № 125 от 15.10.2018 установлено превышение по содержанию железа общего растворенного в 1,2 раза, нитритов в 1,2 раза, так как в указанных документах зафиксированы нарушения ответчика, а доказательств взаимозависимости превышения показателей истца от показателей ответчика не представлено.

Отклоняются судом и доводы ответчика о том, что факт того, что истец, осуществляя свою деятельность, сбрасывает сточные воды со значительными превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждается и тем, что в настоящее время напорный коллектор протяженностью 5172м, который используется одним абонентом - ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» находится в ограниченно работоспособном состоянии, и дальнейшая его эксплуатация возможна только при условии выполнения таких мероприятий: замена части поврежденного аварийного участка и проведения замены стальных труб на новые по предварительному проекту; предварительная стоимость работ согласно смете может составить от 95млн. до 130млн руб. и более, данный факт подтверждается заключением № 001-2020-ТО технического обследования от 30.01.2020, дефектными ведомостями об устранении порывов на указанных сетях за 2019 год;  причиной состояния напорного коллектора является его полная амортизация и постоянная агрессивная среда в трубопроводе, которая подвергла коррозии внутренние стенки коллектора, для решения вопроса о целесообразности проведения восстановительных капитальных ремонтных работ, следует провести проектные работы и запланировать эти работы в инвестиционную программу, далее необходимо финансовое обеспечение на капитальный ремонт напорного коллектора, а с учетом деятельности истца по выработке картона, картонной продукции и отсутствии у него локальных очистных сооружений, обеспечивающих необходимую очистку сбрасываемых сточных вод в централизованную систему водоотведения Уссурийского городского округа выполнить вышеперечисленные действия невозможно, поскольку, в обоснование данных доводов, представлены документы, оформленные за пределами искового периода, тем самым, наличие данных обстоятельств в спорном периоде документально не подтверждено.  

И то обстоятельство, что, по состоянию на 14.05.2020,, за истцом числится задолженность за фактически оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению на сумму 60 422 198 руб. 74 коп. не имеет отношения к спорому периоду, в смысле статьи 67 АПК РФ.

По правилам статьи 110 АПК РФ, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу рассматриваемого иска и заявления о принятии срочных временных мер, направленных на защиту интересов заявителя (обеспечительных мер), суд относит на ответчика.

Суд, руководствуясь статьями 102, 106, 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать отказ МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа от исполнения Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 2203 от 14.11.2017г. в части отказа от приема сточных вод с 01 января 2020 года – незаконным.

Обязать МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа не производить прекращение приема сточных вод с 01 января 2020 года по Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения        № 2203 от 14.11.2017г. по основаниям, указанным в уведомлении                от 17.10.2019г. №06-15/4587.

Взыскать с  муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ»  государственную пошлину по иску на 12 000 рублей, а также 3 000 рублей за подачу заявления о принятии срочных временных мер, направленных  на защиту интересов заявителя (обеспечительных мер).

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                   Карандашова Е.В.