ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-23881/18 от 28.02.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-23881/2018

06 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Левченко Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Троцкой З.Н.,  рассмотрев исковое заявление публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к обществу с ограниченной ответственностью «Инфорком» (ИНН 2540174862, ОГРН 1112540007580) о взыскании задолженности по договору № 0116 в размере 1153673 рублей 46 копеек

при участии

от истца: Мельнишина А.С., доверенность от 25.05.2018 года, паспорт;

от ответчика: Панасюк Е.В., доверенность от 14.12.2018 года, паспорт. Шабаева Н.В., доверенность от 29.01.2019 года, паспорт;

установил: публичное акционерное общество «Ростелеком» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Инфорком» о взыскании задолженности за оказанные услуги связи в размере 2 337 407,14 рублей по договору от 29.06.2016 № 0116.

В судебном заседании истец поддержал поступившее через канцелярию ходатайство истца об уточнении заявленных требований, просит взыскать 1 153 673 рубля 46 копеек основного долга за услуги блокировки в связи с допущенной ошибкой в первоначальном расчете.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) удовлетворил ходатайство истца об уточнении требований.

Истец поддержал уточненные требования, настаивает на их удовлетворении. Указал, что ответчик ни разу услуги по блокировке не оплачивал, истец направлял в адрес ответчика счета-фактуры с указанием стоимости спорных услуг по блокировке, извещение о платности спорных услуг не направлялось.

Ответчик против иска возразил. В письменном отзыве указал, что при заключении договора ПАО «Ростелеком» не определил перечень дополнительных услуг, связанных с оказанием услуг виртуальных частных сетей на основании сети передачи данных ПАО «Ростелеком» и условий их оплаты. В договоре отсутствует информация, отсылающая к Единому прейскуранту «Тарифы на услуги связи и прочие услуги ПАО «Ростелеком» с указанием стоимости дополнительных услуг, в договоре, бланках заказа отсутствуют условия об оплате услуг «Поддержание точки подключения IPVPNв блокировке. В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 оплата за оказание идентичной дополнительной услуги «Поддержание точки подключения к IPVPNв блокировке» не взималась, данная строка отсутствовала в платежных документах. Пояснил, что услуги по блокировке не оплачивал.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, судом установлено, что 29.06.2016 публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (в настоящее время – публичное акционерное общество «Ростелеком») (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Инфорком» (заказчик) заключен договор № 0116 на оказание услуг виртуальных частных сетей на основании сети передачи данных ПАО «Ростелеком», в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги связи по передаче данных на базе виртуальной частной сети, организованной с использованием ресурсов сети исполнителя (и других сетей связи), защищенной от несанкционированного доступа из сетей третьих лиц, а также услуга по предоставлению в пользование оборудования маршрутизации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные ему услуги (пункты 1.16, 2.1 договора).

Указанный договор заключен с протоколом разногласий.

Из пункта 3.5 договора следует, что исполнитель обязан обеспечивать учет и тарификацию объемов предоставленных услуг, оказываемых на собственных технических средствах для проведения расчетов между сторонами.

Согласно пункту 3.10 договора, исключенному в соответствии с протоколом разногласий, исполнитель вправе в одностороннем порядке изменять стоимость услуг и оповещать заказчику о таком изменении стоимости услуг, указанных в соответствующем бланке заказа путем письменного извещения по факсу и/или электронной почте, указанным в разделе 11 договора, не менее чем за 30 календарных дней до даты введения новых тарифов. Изменение тарифов оформляется путем подписания нового бланка заказа к договору.

В соответствии с пунктом 3.11 договора исполнитель вправе приостанавливать оказание услуг в случае нарушения заказчиком сроков оплаты, указанных в пункте 4.7,  условий настоящего договора, нарушения правил эксплуатации оконченного оборудования сети электросвязи или использования на сети не сертифицированного оборудования, а также при возникновении обстоятельств, указанных в статье 66 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003, а также Постановления Правительства российской Федерации № 895 от 31.12.2004. Приостановление оказания услуг производится в одностороннем порядке с даты, указанной в письменном уведомлении о приостановлении оказания услуг.

Пункт 3.17 договора предусматривает, что заказчик обязан своевременно оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями договора.

Исключенный в соответствии с протоколом разногласий пункт 3.23 договора предусматривал, что в случае несогласия с новыми тарифами на услуги, установленными исполнителем в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 договора, заказчик обязан уведомить об этом исполнителя не позднее чем за 10 рабочих дней до вступления в силу изменений, при этом, предоставление услуг прекращается и/или договор расторгается в соответствии с пунктом 8.3 договора. Отсутствие письменного уведомления в указанный срок означает согласие заказчика пользоваться услугами по измененным тарифам.

Кроме того, пункта 3.24, 3.25 договора возлагают на заказчика обязанность направить исполнителю курьером или почтой подписанные со своей стороны два экземпляра «Акта сверки технических порывов в оказании услуг» по форме, указанной в приложении № 7 к договору не позднее 10 числа расчетного периода. Копия «Акта сверки технических порывов в оказании услуг» по форме, указанной в приложении № 7 к договору, высылается по электронной почте или на факс, указанный в разделе 11 договора. Также заказчик обязан подписать оригинал «Акта прекращения оказания услуг» по форме, указанной в приложении № 8 к договору, в случае расторжении или прекращения действия «Бланка заказа» и в течение 5 рабочих дней отправить в адрес исполнителя.

Расчет за услуги осуществляется ежемесячно по факту их предоставления на основании договора (пункт 4.1 договора). Стоимость предоставления услуг указана в соответствующем бланке заказа. Дата начала предоставления услуг связи устанавливается в «Акте начала оказания услуг» по форме, указанной в приложении № 6 к договору, который с момента подписания сторонами, становится неотъемлемой частью договора. Датой начала оказания услуги по предоставлению в пользование оборудования маршрутизации считается первый рабочий день после подписания обеими сторонами «Акта сдачи-приемки оборудования» по форме, указанной в приложении № 10 к договору (пункт 4.2 договора).

В соответствии с пунктом 4.3 договора в редакции протокола разногласий исполнитель выставляет заказчику счет, счет-фактуру, а также «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг») по форме, указанной в приложении № 9 к договору, за отчетный период до 10 числа расчетного периода. Копии счета, счета-фактуры, «Акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме, указанной в приложении № 9 к договору, направляются по адресу электронной почты, указанному в разделе 11 договора, оригиналы направляются почтой или курьером с уведомлением о доставке и сопроводительной накладной. Датой доставки документов считается дата входящей печати или почтового уведомления о доставке и сопроводительной накладной. Датой доставки документов считается дата входящей печати или почтового уведомления о получении, а также дата подписания сопроводительной накладной (если документы были доставлены курьером). При выставлении счетов исполнитель предоставляет заказчику информацию по объемам и стоимости оказанных услуг. Счета за первый месяц будут так же включать Единовременный платеж.

Согласно пункту 4.4 в редакции протокола разногласий заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения оригинала «Акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме, указанной в приложении № 9 к договору, рассматривает его, проводит сверку по фактически оказанным/полученным услугам, при отсутствии замечаний, подписывает и направляет в адрес исполнителя. Подписанный сторонами «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» предоставляет исполнителю в письменном виде претензию с несогласием с указанными в данном акте объемами оказанных услуг, выставленный за отчетный период счет в любом случае подлежит оплате заказчиком в полном объеме. В случае если претензия будет признана исполнителем обоснованной, корректировка счета заказчика будет произведена в следующем расчетном периоде. Если в течение 10 рабочих дней заказчик не подписывает «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме указанной в приложении № 9 к договору, и не предоставляет исполнителю замечаний по данному акту в письменном виде по факсу, указанному в разделе 11 договора, услуги считаются принятыми со стороны заказчика и оказанными в полном объеме со стороны исполнителя в соответствии с актом.

Пункт 4.7 в редакции протокола разногласий предусматривает, что заказчик производит оплату счета за оказанные услуги, полученные в отчетном периоде, не позднее 25 числа расчетного периода. В случае нарушения исполнителем сроков предоставления документов, указанных в пункте 4.3 договора, заказчик вправе требовать от исполнителя увеличения срока оплаты, на количество дней просрочки. В платежных поручениях заказчик обязан указывать реквизиты, соответствующие реквизитам, указанным в выставленных исполнителем счетах.

Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2016 года, и действует до 31.12.2016 (пункт 8.1 в редакции протокола разногласий). Срок действия договора (включая все и любые бланки заказа) 1 года с даты подписания сторонами. Если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит письменный отказ от продления его срока, то действие договора, включая соответствующие бланки заказа, автоматически считается продленным на 1 год. Аналогичный порядок действует и в последующем (пункт 8.2 договора).

Согласно пункту 10.2 в редакции протокола разногласий все приложения, изменения и дополнения к договору действительны только, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то, представителями сторон и являются неотъемлемой частью договора.

К указанному договору 29.06.2016 сторонами подписаны следующие бланки заказов с расчетом с 01.01.2016: на услугу L3 VPN(ГОУ) с ежемесячным платежом 3403,72 рубля; L3 VPN (дети-инвалиды) с ежемесячным платежом 4030 рублей в населенных пунктах 1 кластера, 4800 рублей в населенных пунктах 2 кластера, 5600 рублей в населенных пунктах 3 кластера, L3 VPN (дистанционное обучение) с ежемесячным платежом 5504,52 рублей; L3 VPN (школы) с ежемесячным платежом 978,81 рублей; L3 VPN (дети-инвалиды) с ежемесячным платежом 8100 рублей.

Как следует из материалов дела, в период с 02.09.2016 по 29.12.2017 ответчик направлял в адрес истца заявления на установку временной блокировки и снятие временной блокировки доступа в сеть интернет для различных точек по лицевым счетам 725000072972, 7250000072976, 725000072977.

При этом, стоимость услуги по поддержанию точки подключения к IPVPNуказана в представленных счетах-фактурах, начиная с 30.06.2017 по лицевому счету 725000072972, с 30.04.2017 по лицевому счету 725000072976, 30.01.2017 года по лицевому счету 72500072977. Кроме того, к представленным счетам-фактурам имеются корректировочные счета-фактуры.

01.11.2017 ответчик направил в адрес истца письмо № ИК-438, в котором возразил против произведенных истцом начислений за услуги блокировки и указал, что оплата заблокированных точек договором не предусмотрена.

Письмом № ИК-467 от 21.11.2017 ответчик запросил предоставления информации о цене на услугу «Поддержание точки подключения к IPVPN» со ссылкой на Единый прейскурант «Тарифы на услуги связи и прочие услуги ПАО «Ростелеком», находящегося в зоне ответственности Макрорегионального филиала «Дальний Восток». На указанное письмо истец представил сведения о стоимости услуг.

Дополнительным соглашением № 1 от 22.11.2017 бланки заказа № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 дополнены приложением № 1 с указанием перечня услуг, оказываемых исполнителем заказчику; в пункте 5 «Платежи» бланка заказа № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 дополнительно указана стоимость услуг «Добровольная блокировка», «отключение Добровольной блокировки», «Расшифровывание точек подключения к IPVPN». Согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению от 22.11.2017 при первом заказе услуги сроком не более чем на 2 месяца в течение календарного года стоимость услуги включена в абонентскую плату, в случае если услуга активирована на срок более 2-х месяцев, начиная с 3-го месяца, блокировка считается активированной второй раз в течение одного календарного года и за нее начинает взиматься соответствующая ежемесячная плата; при повторном и последующих заказах услуги в течение года оплата предусмотрена в размере 100 рублей ежемесячно. Плата за отключение услуги «Добровольная блокировка» не взимается. Кроме того, в примечании указано, что суммарная продолжительность периода добровольной блокировки одного порта IPVPNне может превышать 5-ти месяцев в течение одного календарного года. При первом заказе услуги сроком не более чем на 2 месяца в течение календарного года, начисление за услугу «Добровольная блокировка» не производится. Начиная с 3-его календарного месяца, блокировка считается активированной второй раз в течение одного календарного года, и за нее взимается соответствующая ежемесячная плата в размере 100 рублей без НДС. С 6-го месяца услуга «Добровольная блокировка» прекращает свое действие и начисления осуществляются в соответствии с выбранным тарифным планом, порт остается заблокированным.

Указанным дополнительным соглашением бланки заказа: на услугу L3 VPN по л/с 725000072972 (ГОУ) (бланк заказа № 1), L3 VPN по л/с 725000072976 (дети-инвалиды) (бланк заказа № 2, № 5); L3 VPNпо л/с 725000072977 (школы) (бланк заказа № 4, 6) дополнены приложением № 1 с указанием пользователей, приложением № 2 с тарифами на услугу блокировки и снятия блокировки. Дата начала оказания услуги с 22.11.2017.

Как следует из материалов дела, между сторонами в 2017 году состоялась переписка относительно произведенных истцом начислений за услуги блокировки.

Письмом от 26.01.2018 № 0802/05/791-18 на запрос ответчика истец сообщил, что начислений абонентской платы по лицевым счетам 725000072977, 725000072976, 725000072972 не производится.

Уведомлением, оформленным письмом № ИК-74 от 07.03.2018 ответчик, ссылаясь на пункт 8.4 договора, уведомил истца о расторжении договора со всеми приложениями, в том числе бланками заказов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, в связи направлением истцом уведомления о задолженности в размере 1 480 498 рублей 18 копеек по состоянию на 11.08.2017.

27.09.2018 истец направил в адрес ответчика претензию № 08/05/12210-18 от 12.09.2018 с требованием об оплате 2 337 407 рублей 14 копеек задолженности за услуги по поддержанию в блокировке точек подключения к IP VPN, однако, задолженность ответчик не погасил, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.

В судебном заседании 30.01.2019 истец пояснил, что доказательств размещения на официальном сайте ПАО «Ростелеком» сведения о введении платы за услуги блокировки не публиковались, извещение о введение платы в адрес ответчика не направлялось, ответчик знал о платности спорных услуг, поскольку ежемесячно получал счета-фактуры, в которых была указана плата за спорные услуги. Также истец пояснил, что в 2016 году плату не взимал.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, судом считает, что требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Правоотношения, возникшие между сторонами из договора об оказании услуг телефонной связи регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» по смыслу абзаца второго статьи 431 ГК РФ при неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний (например, банк по договору кредита, лизингодатель по договору лизинга, страховщик по договору страхования и т.п.).

Как следует из условий договора с учетом бланков заказов к нему, сторонами в качестве самостоятельной услуги, предусматривающей оплату, услуги по блокировке, поддержанию точки подключения к IPVPN, не предусмотрены.

При этом, пункт 3.10 договора, предусматривающий право исполнителя в одностороннем порядке изменять стоимость услуг и оповещать заказчику о таком изменении стоимости услуг, указанных в соответствующем бланке заказа путем письменного извещения по факсу и/или электронной почте, указанным в разделе 11 договора, не менее чем за 30 календарных дней до даты введения новых тарифов, исключен из текста договора в соответствии с протоколом разногласий.

Таким образом, условия договора не предусматривают право исполнителя на введение платы за услуги в одностороннем порядке, ранее оказываемые без взимания платы, в связи с чем такое внесение изменений в договор возможно лишь путем подписания обеими сторонами дополнительного соглашения к договору.

Доказательств заключения такого соглашения, распространяющего свое действие с 01.01.2017, истец не представил. Соглашение заключено сторонами лишь 22.11.2017, в бланках заказа в новой редакции согласована дата начала оказания услуг с 22.11.2017, таким образом, стороны не распространили изменения в договора на предшествующий срок, в связи с чем правомерным является начисление платы лишь с 22.11.2017.

Более того, как следует из пояснений истца, сведения о введение платы за услуги на официальном сайте не размещены, в адрес ответчика соответствующее извещение не направлено, ответчик стоимость спорных услуг ни разу не оплачивал, в связи с чем нельзя сделать вывод о внесении изменений в условия договора путем совершения сторонами конклюдентных действий.

При этом, суд учитывает, что при выставлении счетов-фактур с указанием платы за услуги блокировки, в последующим исполнитель такие счета-фактуры корректировал, исключая плату за услуги блокировки, тем самым вводя заказчика в заблуждения относительно платности или бесплатности данных услуг.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие права исполнителя на одностороннее введение платы за услуги, отсутствие соглашения сторон о введении платы за спорные услуги с 01.01.2017, оснований для взыскания предъявленной задолженности не имеется.

Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, судом учтено, что конечным получателем услуг являлись социальные учреждения и социально незащищенные категории граждан в соответствии с заключенными ответчиком контрактами, в связи с чем в настоящее время оплата дополнительно начисленных истцом платежей приведет к возникновения убытков на стороны ответчика, уже исполнившего свои обязательства перед своими заказчиками, что лишает ответчика возможности на получения оплаты по оказанным им услугам.

С учетом результатов рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

  В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить публичному акционерному обществу «Ростелеком» из федерального бюджета 10150 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 18.09.2018 № 410555.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Левченко Е.А.