ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-23963/19 от 02.06.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-23963/2019

09 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

   Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В.Колтуновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЭД-Бизнес-Сервис» (ИНН <***>; ОГРН <***>, дата регистрации 05.05.2016, адрес: 690024, <...>)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>; ОГРН <***>, дата регистрации 15.04.2005, адрес: 690003, <...>)

о признании незаконным и отмене решения Владивостокской таможни от 11.07.2019 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10702070/130519/0082496, 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 22.01.20.;

от ответчика: ФИО2, с/у, доверенность от 18.09.2019 № 322, диплом.

от третьего лица: ФИО3, с/у, доверенность от 24.12.2019 № 129, диплом.

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ВЭД-Бизнес-Сервис» (далее по тексту – «заявитель», «декларант», ООО «ВЭД-Бизнес-Сервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту – «таможня», «таможенный орган») незаконным и отмене решения Владивостокской таможни от 11.07.2019 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10702070/130519/0082496, 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164 (с учетом принятых судом уточнений).

Определением от 18.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Дальневосточное таможенное управление.

В обоснование требований декларант указал, что спорный товар относится к игрушкам на колесах для катания детей.  Так как данные товары не оборудованы двигателем или электрическим приводом, то они подпадают под описание в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 908 от 31.12.2004, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства № 1487 от 16.12.2018, то есть в отношении них установлена ставка НДС 10%, которая была заявлена в таможенных декларациях.

Таможенный орган требования Общества не признал, указал, что с 01.04.2019 в отношении игрушек для катания детей, приводимых в движение мотором и электрическим приводом, подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость в размере 20% в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Считает решение таможенного органа от 11.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные № 10702070/130519/0082496, 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164 правомерным, просит отказать в удовлетворении требований.

Дополнительно таможенный орган приводит доводы о пропуске заявителем срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением на основании пункта 4 статьи 198 АПК РФ.

Судом данный довод не принимается, поскольку заявитель воспользовался своим правом на обжалование решения в порядке подчиненности.

Так 02.10.2019 на имя начальника Дальневосточного управления заявителем направлена жалоба с просьбой отменить вышеуказанное решение Владивостокской таможни.

07.11.2019 жалоба рассмотрена заместителем начальника ДВТУ - начальником правовой службы, в ее удовлетворении отказано.

В суд с рассматриваемым заявлением заявитель обратился 25.11.2019 в установленный законом срок.

При рассмотрении дела суд установил, что ООО «ВЭД-Бизнес-Сервис» во Владивостокскую таможню 12.042019, 22.04.2019, 13.05.2019 ООО «ВЭД-Бизнес-Сервис» во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (далее - таможенный пост) поданы декларации № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496 на товары, ввезенные из Китая во исполнение внешнеторгового контракта от 17.06.2016 №RU001/2016, заключенного обществом с компанией «MISHAN YUHONG ECONOMIC AND TRADE СО. LTD».

В графе 31 ДТ № 10702070/120419/0063371 (товар № 118), 10702070/220419/0069164 (товар № 80),        10702070/130519/0082496 (товар № 50) в отношении товаров заявлены следующие сведения: «игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, из полимерных материалов, с элементами из метала и резины, электромеханические, со звуковыми и световыми эффектами, с питанием от химического источника тока».

В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код  9503   00         100   9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) «Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: - трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол: — прочие».

В графе 36 ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496 декларантом заявлена преференция по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров для детей, ввозимых в Российскую Федерацию.

Согласно     сведениям, заявленным в графе 47         ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, ввозная таможенная пошлина в отношении товаров исчислена и уплачена обществом исходя из ставки 10 % от таможенной стоимости; налог на добавленную стоимость - 10 % от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины.

13.04.2019 таможенным постом осуществлен  выпуск       товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/120419/0063371, 23.04.2019 - в ДТ № 10702070/220419/0069164 и 17.05.2019- в ДТ№ 10702070/130519/0082496.

07.06.2019 Владивостокской таможней проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496.

По результатам проверки таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 07.06.2019 № 10702000/205/070619/АО183. Согласно акту в отношении товаров: «игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, имеющие электрический привод», ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 % применению не подлежит.

18.06.2019 Владивостокской таможней принято решение № 10702000/180619/372-р/2019 о признании в порядке ведомственного контроля неправомерными действий Владивостокского таможенного поста (центра электронного декларирования) Владивостокской таможни, выразившихся во взимании в отношении товаров, задекларированных в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, налога на добавленную стоимость в размере 10%.

11.07.2019 таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №        10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, а также внесены изменения в графы 36, 47 «В» указанных ДТ.

02.10.2019 на имя начальника Дальневосточного управления заявителем направлена жалоба с просьбой отменить вышеуказанное решение Владивостокской таможни.

07.11.2019 жалоба рассмотрена заместителем начальника ДВТУ - начальником правовой службы, в ее удовлетворении отказано.

Не согласившись с вынесенным 11.07.2019 Владивостокской таможней решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд пришел к выводу о небоснованности заявленного требования ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С 01.01.2018 в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС,. Кодекс) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее - Договор).

В силу статьи 444 ТК ЕАЭС Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

На основании положений статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2). В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (пункт 6).

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно пункту 3 статьи 105 Кодекса перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств- членов.

Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.

Так, в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; тарифные преференции (подпункт 5 пункта 1 статьи 106 Кодекса).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС определено, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьёй 61 Кодекса они подлежат уплате.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.

Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

В пункте 3 статьи 164 НК РФ предусмотрено общее правило, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

Одновременно с этим в пункте 2 статьи 164 НК РФ приведен перечень товаров, налогообложение которых НДС производится по налоговой ставке 10%.

Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров для детей - игрушек.

При этом игрушка представляет собой изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

Указанное определение дано в статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798, который распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что по смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров, в том числе игрушек, предназначенных исключительно для детей.

Как следует из материалов дела, в графах 31 ДТ №10702070/120419/0063371 (товар № 118), 10702070/220419/0069164 (товар № 80),   10702070/130519/0082496 (товар № 50) в отношении товаров заявлены следующие сведения: «игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, из полимерных материалов, с элементами из метала и резины, электромеханические, со звуковыми и световыми эффектами, с питанием от химического источника тока».

Указанный товар классификационный код   в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9 «Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: - трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол: — прочие».

В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕЭАС (Том V. Разделы XVI- XXI. Группы 85-97) в группу 95 включаются игрушки всех типов, предназначенные для развлечения детей и взрослых. В нее также входит оборудование для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта, гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений.

Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общий классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Во исполнение указанной выше нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №908 утвержден Перечень товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%.

В связи с вступлением в силу 01.04.2019 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №908 (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 № 1487 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908») наименование позиции для игрушек, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 1 и 9503 00 100 9, изложено следующим образом: «Игрушки на колесах для катания детей (трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов); коляски для кукол» раздела «Игрушки» Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.

Следовательно, с 01.04.2019 в отношении игрушек для катания детей, приводимых в движение мотором и электрическим приводом, например, электромобилей, квадроциклов и т.п., подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 %.

Примечанием к Перечню №908 установлено, что для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Исходя из вышеизложенного для применения налоговой ставки НДС в размере 10% при ввозе в РФ товаров для детей необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

детские товары входят в перечень товаров, определенных подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ;

детские товары по коду и наименованию содержатся в ТН ВЭД ТС.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае спорный товар, заявленный в спорных ДТ, не обладает такими характеристиками, которые позволяли бы говорить о том, что он предназначен исключительно для детей и является именно детским.

В связи с этим он не относится к товарам для детей и не подпадает в перечень товаров, приведенный в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ.

Таким образом, учитывая информацию, полученную по результатам таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска, товары, задекларированные в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, представляют собой электромеханические игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, с питанием от аккумулятора. В Перечне кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации и соответственно в пункте 2 статьи 164 НК РФ электромеханические игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, с питанием от аккумулятора, отсутствуют.

Следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ товары, задекларированные в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, облагаются налогом на добавленную стоимость в размере 20 %.

Довод заявителя о применении в отношении товаров «игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, из полимерных материалов, с элементами из метала и резины, электромеханические, со звуковыми и световыми эффектами, с питанием от химического источника тока», задекларированных в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496 налога на добавленную стоимость в размере 10%, основан на неправильном применении на дату декларирования товаров Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденногоПриказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, иПостановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 № 1487 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908», вступившего в законную силу с 01.04.2019, которым уточнены наименования позиций товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 1 и 9503 00 100 9 (игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов).

Таким образом, в отношении товара «игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, из полимерных материалов, с элементами из метала и резины, электромеханические, со звуковыми и световыми эффектами, с питанием от химического источника тока», заявленной в графе 31 в ДТ № 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, 10702070/130519/0082496, подлежит применению ставка НДС 20%.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах требование о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 11.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары № 10702070/130519/0082496, 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статей 101, 106, 110 АПК РФ суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «ВЭД-Бизнес-Сервис»        о признании незаконным и отмене решения Владивостокской таможни от 11.07.2019 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10702070/130519/0082496, 10702070/120419/0063371, 10702070/220419/0069164, отказать. Проверено на соответствие ТК ЕАЭС.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

         Судья                                                                          Н.В.Колтунова