АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-24507/2017
15 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2017 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2017 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тимофеевой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Зелентиновой,
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 28.06.2002)
к Акционерному обществу «Желдорреммаш» в лице Уссурийского Локомотивного завода – филиал акционерного общества «Желдорреммаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.12.2008)
о взыскании 85 374,80 руб. излишне выплаченного пособия по беременности и родам
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 06.10.2017 № 119 до 31.12.2017, удостоверение, ФИО2 по доверенности от 28.12.2016 № 187 по 31.12.2017, удостоверение,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 20.10.2017 по 31.12.2017, паспорт,
установил:
Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту –взыскатель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Акционерного общества «Желдорреммаш» в лице Уссурийского Локомотивного завода – филиал акционерного общества «Желдорреммаш» (далее по тексту – общество, ответчик) излишне уплаченного пособия по беременности и родам в отношении ФИО4 за период с 10.08.2017 по 27.12.2017 в общей сумме 85 374,80 рублей.
Фонд полагает, что излишняя выплата пособия по беременности и родам в сумме 85 374,80 руб. произошла вследствие неверного определения обществом количества дней расчетного периода в отношении ФИО4, которая повлияла на сумму выплаченного пособия, по смыслу пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту – Закон № 225-ФЗ) фактически представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика.
Общество представило отзыв на заявление, согласно которому с требованием взыскателя не согласно в полном объеме, считает, что поскольку ответчиком направлена в адрес Фонда скорректированная информация, необходимая для расчета пособия по беременности и родам, в связи с чем Фонд имел возможность пересчитать размер пособия, то основания для взыскания с общества 85374,80 руб. отсутствуют ввиду того, что переплата возникла не по вине ответчика. При этом ответчик пояснил, что правильным количеством дней расчетного периода взыскатель располагал до даты выплаты 22.08.2017 ФИО4 пособия по беременности и родам в связи с направлением в адрес Фонда сопроводительного письма от 16.08.2017 № 7/8991.
Заслушав доводы взыскателя, возражения общества, изучив материалы дела, суд установил следующее.
18.08.2017 УЛРЗ АО «Желдореммаш» направило в Филиал № 6 отделения Фонда реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в пользу застрахованного лица ФИО4, начиная с 10.08.2017 по 27.12.2017 (70 дней до родов и 70 дней после родов, всего 140 дней).
В реестре страхователем было указано, что расчетный период для начисления пособия по беременности и родам взят за 2016 год и 2012 год, поскольку застрахованное лицо воспользовалось правом изменить расчетный период на основании пункта 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее по тексту – Положение № 375).
Количество дней расчетного периода, взятых работодателем для расчета среднего дневного заработка, составило согласно реестру 324 дня, средний заработок застрахованного лица за два указанных года составил 427 850,14 руб., средний дневной заработок составил 1 320,53 руб.
Согласно приказу от 22.08.2017 № 523/2017 и приложению № 2 к данному приказу на основании представленного реестра в отношении ФИО4 истцом было назначено и перечислено п/п №501091 от 22.08.2017 пособие по беременности и родам в размере 184 874,20 руб.
25.08.2017 на основании представленной обществом справки о сумме заработной платы и о количестве календарных дней, приходящихся на периоды, за которые страховые взносы в ФСС РФ не начислялись, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты от 30.04.2013 № 182-н, Фондом обнаружено, что реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, содержит неверное количество дней расчетного периода: вместо 602 дней указано 324 дня (в расчетный период не взяты дни, отработанные застрахованным лицом ФИО4 в 2012 году), ячто повлекло определение работодателем завышенного размера среднедневного заработка в сумме 1 320,53руб. ( как частное от суммы среднего заработка за 2012, 2016 в размере 427 850,14руб. на 324 дня, учтенных работодателем только за 2016г.), в связи с чем Фондом излишне назначено и перечислено на лицевой счет ФИО4 пособие по беременности и родам на сумму 85 374,80 руб.
Фонд письмом от 25.08.2017 № 01-28/06-5393, направленным в адрес ответчика почтой 28.08.2017, сообщил обществу о выявленной ошибке и просил возвратить указанную сумму в добровольном порядке.
29.08.2017 общество представило в адрес Фонда скорректированный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, с указанием количества дней расчетного периода равным 602 дня из суммы количества расчетных дней за 2012,2016гг. Однако, общество в новом реестре не произвело перерасчет среднего дневного заработка и указало также сумму в 1320,53 руб.
Поскольку ответчиком сумма излишне выплаченного пособия по беременности и родам в сумме 85 374,80 руб. не возвращена Фонду, взыскатель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, суд считает, что требование взыскателя подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Порядок назначения и выплаты государственных пособий, связанных с материнством регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страховании» (далее по тексту – Закон № 165-ФЗ) установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее по тексту – Закон № 81-ФЗ), пособие по беременности и родам является одним из видов государственного пособия гражданам, имеющим детей.
Как следует из подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Аналогичная норма изложена в пункте 6 Положении № 375.
В статье 4 Закона № 81-ФЗ определено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет в ряде субъектов Российской Федерации реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее по тексту – Положение № 294).
Пунктом 2 Положения № 294 установлено, что с 01.07.2017 в реализации пилотного проекта участвует Приморский край.
Согласно пункту 2 Положения № 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь во исполнение пункта 3 Положения № 294 не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов.
При этом страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде - в виде реестра сведений (пункт 4 Положения № 294).
В соответствии с пунктом 8 Положения № 294 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособии.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения № 294).
В силу статей 10, 11 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Пунктом 1 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ).
Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в определении от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176 указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
Убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), возмещаются по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие вреда (его размер); противоправное поведение лица, причинившего вред; причинная связь между противоправными действиями липа, причинившего вред, и вредом, вина лица, противоправно причинившего вред (в необходимых случаях).
Исходя из статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 1064 ГК РФ также предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (пункт 1 статьи 1068 ГК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что излишняя выплата суммы пособия по беременности и родам произошла по причине предоставления обществом недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде (вместо 602 дней было указано 324 дня), что повлекло неверное (завышенное) определение суммы среднего дневного заработка застрахованного лица для расчета и выплаты пособия ( 1 320,53руб. вместо 710,71руб.), и, как следствие, излишнюю выплату пособия в сумме 85 374,80 руб. ( при подлежащей выплате сумме пособия в 99 499,40руб. пособие выплачено в сумме 184 874,20руб.).
При этом необходимо отметить, что с учетом установленных обстоятельств неправильное определение обществом количества дней в расчетном периоде при расчете пособия по беременности и родам не может быть расценено как счетная ошибка при определении размера пособия.
Поскольку излишняя выплата пособия по беременности и родам произошла вследствие неверного определения страхователем (ответчиком) количества дней расчетного периода в отношении застрахованного лица ФИО4, напрямую влияющего на исчисление размера данного пособия, и, как следствие, направления УЛРЗ АО «Желдорреммаш» в адрес страховщика недостоверных сведений, заявленная сумма 85 374,80 руб. по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных отделением Фонда.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, денежные средства в сумме 85 374,80 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу Фонда на основании статей 15, 1064, 1068 ГК РФ. Сумма излишне уплаченного пособия по беременности и родам проверена судом и признается верной.
Довод ответчика о том, что Фонд располагал сведениями о правильном количестве дней расчетного периода в отношении застрахованного лица ФИО4 до выплаты пособия по беременности и родам 22.08.2017 ввиду того, что обществом 16.08.2017 сопроводительным письмом № 7/8991 в адрес Фонда была направлена справка по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 182н, которая содержит сведения о суммах заработной платы и количестве календарных дней, которые не входят в расчетный период, суд отклоняет, поскольку факт получения Фондом данного сопроводительного письма до 22.08.2017, то есть до даты оформления приказа истца №523/2017 о назначении и выплате страхового обеспечения и выплаты фактически пособия, не подтвержден материалами дела.
Вместе с тем в материалах дела имеются копии сопроводительного письма от 16.08.2017 № 7/8991, представленные Фондом и обществом. Обе копии имеют штамп отделения Фонда о получении им письма 25.08.2017 за вх. номером 1949, то есть после выплаты 22.08.2017 пособия застрахованному лицу. Иных доказательств, из которых следует возможная иная дата получения письма от 16.08.2017 № 7/8991, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд считает, что поскольку в силу пункта 3 Положения № 294 обязанность представлять в отделение Фонда заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, содержащие достоверные сведения, лежит именно на страхователе, является необоснованным вывод общества о возможности перекладывания обязанности по установлению количества дней расчетного периода из представленных страхователем документов на Фонд.При этом осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные требования в полном размере.
Суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Взыскать с Уссурийского Локомотивного завода – филиала акционерного общества «Желдорреммаш» в доход Фонда социального страхования Российской Федерации 85374 (восемьдесят пять тысяч триста семьдесят четыре) рубля 80копеек излишне перечисленного пособия по беременности и родам.
Взыскать с Уссурийского Локомотивного завода – филиала акционерного общества «Желдорреммаш» в доход федерального бюджета 3415 (три тысячи четыреста пятнадцать) рублей государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Ю.А.Тимофеева