АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-24729/2015
10 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2016 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2016 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В. Саломая,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.К. Атановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.02.2011)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 26.05.1951)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании: от заявителя ФИО1 по доверенности от 01.06.2015,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни об отказе внесения изменений в декларацию на товары №10714040/160115/0000909, изложенного в письме от 14.10.2015 № 365-12/07379, и об обязании таможни внести указанные в обращении от 16.09.2015 изменения в данную декларацию.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания таможенный орган явку своего представителя не обеспечил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Общество поддержало требования по основаниям, изложенным в заявлении, считает отказ таможенного органа не соответствующим таможенному законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Таможня с требованиями не согласна, представила письменный отзыв на заявление, указав, что, исходя из формы корректировки ДТ, приложенной к заявлению, количество товаров №№ 1-4 необходимо уменьшить на 156 штук – с 68630 до 68474. Приложенными к заявлению актами отборов проб и образцов товаров №№ 17014040/191214/0051590, 10714040/261214/0052608 подтверждаются отборы товаров в количестве 78 штук и 246 штук соответственно, в связи с чем уменьшение количества товаров, заявленных в ДТ № 10714040/160515/0000909 на 156 штук документально не подтверждено. В этой связи обществу было предложено подать заявление на внесение изменений в указанную ДТ с приложением документов, подтверждающих вносимые изменения, а также пояснить разницу в количестве отобранных образцов по ДТ № 17014040/191214/0051590 (78 штук) и количестве товаров, указанных в форме корректировки (156 штук), то есть с соблюдением п.п. 13,14 Порядка.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд установил, что Обществом с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» на территорию России были ввезены товары – воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания; фильтр воздушный для салона а/м; оборудование для фильтрования масла и топлива в ДВС - фильтр масляный; оборудование для фильтрования масла и топлива в ДВС - фильтр топливный.
Указанные товары были ввезены в контейнере HMMU6002870, и задекларированы обществом частично по ДТ № 10714040/101214/0051590, и частично по ДТ № 10714040/181214/0052608, была заявлена процедура импорта.
Таможенным постом Морской порт Восточный Находкинской таможни было принято решение об отказе в выпуске товара в свободное обращение.
Аналогичные товары, ввезенные Обществом в контейнере HDMU6682050, также были частично заявлены по ДТ № 10714040/181214/0052608.
В рамках таможенного контроля таможенный орган произвел отбор проб и образцов ввезенного товара.
Из числа товаров, задекларированных по ДТ № 10714040/181214/0052608 было отобрано 246 шт. – 148,72 кг., составлен акт отбора проб и образцов №10714040/261214/0052608.
Из числа товаров, задекларированных по ДТ № 10714040/101214/0051590 было отобрано 78 шт. – 48,12 кг., составлен акт отбора проб и образцов № 10714040/191214/0051590.
После проведения таможенной экспертизы были подготовлены заключения таможенного эксперта №№ 002336 от 19.02.2015 и № 002299 от 10.03.2015, образцы отобранных товаров возвращены таможенному органу.
Товары, ввезенные в контейнере HMMU6002870, были реэкспортированы Обществом с территории Таможенного союза по ДТ №10714040/160115/0000909 ввиду невозможности их выпуска в свободное обращение.
Поскольку, заявляя процедуру реэкспорта, Общество не уменьшило количество товаров по ДТ №10714040/160115/0000909 на количество образцов, отобранных таможенным органом для проведения таможенной экспертизы, заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ №10714040/160115/0000909.
Письмом от 14.10.2015 № 365-12/07379 таможня отказала заявителю о внесении изменений в ДТ №10714040/160115/0000909, сославшись на то, что уменьшение количества товаров, заявленных в ДТ № 10714040/160515/0000909 на 156 штук документально не подтверждено, поскольку актами отборов проб и образцов товаров № 17014040/191214/0051590 и № 10714040/261214/0052608 отобраны товары в количестве 78 и 246 штук.
Не согласившись с данным отказом, изложенном в письме от 14.10.2015 № 365-12/07379, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд находит заявленные требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
В силу пункта 3 статьи 191 ТК ТС таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Во исполнении указанного выше пункта ТК ТС Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10.12.2013 был утвержден порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, которым определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее – Решение № 289).
Согласно подпункта «а» пункта 11 Раздела III «Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров» Решения № 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в том числе в случае:
- выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;
- выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
На основании пункта 12 Раздела IV «Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта» Решения № 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется, в том числе на основании обращения. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Решения № 289).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Решения № 289).
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов (пункты 15, 16 Решения № 289).
В силу пункта 17 Решения № 289 таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Решения № 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ (пункт 19 Решения № 289).
Порядок действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» определяются Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной Приказом ФТС России от 03.07.2014 № 1286 (далее - Инструкция).
В силу пункта 5 Инструкции должностное лицо таможенного поста рассматривает поступившее обращение по существу в случаях, если вносимые в ДТ изменения связаны с:
- технической ошибкой, не влияющей на решение о выпуске товаров, страну происхождения товаров, определение таможенной стоимости, сумму подлежащих уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применение в отношении товаров запретов и ограничений, соблюдение прав интеллектуальной собственности и авторских прав;
- продлением срока действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза;
- приобретением условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза;
- представлением после выпуска товаров документов, обязательство о представлении которых взято при таможенном декларировании товаров;
- продлением срока подачи полной таможенной декларации при применении временного периодического таможенного декларирования товаров;
- уточнением в соответствии с частью 10 статьи 213 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сведений о товарах, заявленных в периодической ДТ;
- представлением недостающих сведений, заявленных в неполной ДТ;
- отзывом ДТ, помещенных под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории;
- изменением сведений о транспортных средствах, на которых перевозились вывозимые с таможенной территории Таможенного союза товары;
- уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- уплатой таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.
Из материалов дела следует, что 16.09.2015 Общество обратилось в таможенный орган с заявлением, в котором был указан регистрационный номер ДТ, перечень вносимых изменений, а также обоснование необходимости вносимых изменений, с приложением необходимых документов.
Отказывая обществу во внесении изменений в ДТ №10714040/160115/0000909, таможенный орган указал на то, что уменьшение количества товаров, заявленных в указанной декларации, на 156 штук. документально не подтверждено.
Вместе с тем из пояснений заявителя следует, что в дополнении к ДТ № 10714040/101214/0051590 были указаны артикулы товара, ввезенного в контейнере HMMU6002870, всего 26 артикулов.
В декларации на товары № 10714040/181214/0052608 заявлялись товары из контейнера HMMU6002870 (часть) и из контейнера HDMU6682050 (часть). В дополнении к ДТ № 10714040/181214/0052608 указаны артикулы из контейнера HMMU6002870 (часть) (идентичные указанным в ДТ № 10714040/101214/00515906, всего 26 артикулов), и артикулы из контейнера HDMU6682050 (часть) (всего 56 артикулов).
В соответствии с актом отбора проб и образцов по ДТ № 10714040/101214/0051590, было отобрано 78 шт. товара, а именно - по 3 штуки каждого артикула.
В соответствии с актом отбора проб и образцов по ДТ № 10714040/181214/0052608, было отобрано 246 шт. товара, а именно - по 3 штуки каждого артикула.
Поскольку в ДТ №10714040/160115/0000909 указан контейнер HMMU6002870 (часть), то товары, отобранные в качестве отборов проб и образцов, следуют из взятых с контейнера HMMU6002870 товаров, а именно - 78 штук, отобранных по ДТ № 10714040/101214/0051590 и 78 шт., отобранных по ДТ № 10714040/181214/0052608, что в совокупности составляет 156 штук.
Таким образом, по мнению суда, обществом были исполнены требования таможенного законодательства, регулирующие порядок действий декларанта при внесении изменений в таможенную декларацию по инициативе декларанта, оснований послуживших для отказа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, предусмотренных пунктом 18 Порядка не установлено, в связи с чем суд считает, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в декларацию на товары № 10714040/160115/0000909, изложенного в письме от 14.10.2015 № 365-12/07379.
Согласно пункту 2 стати 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требование заявителя о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в декларацию на товары.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемого решения и бездействия незаконными и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выполняя данное требование закона, суд считает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав в рассматриваемом случае будет возложение на Находкинскую таможню обязанности внести в декларацию № 10714040/160115/0000909 изменения, указанные в обращении общества от 16.09.2015.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. за требование о признании незаконным решения таможни суд относит на таможенный орган, поскольку требования заявителя удовлетворены судом в полном объёме, а положениями гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.
Согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Находкинской таможни, выраженное в письме № 365-12/07379 от 14.10.2015 об отказе во внесении изменений в декларация на товары № 10714040/160115/0000909, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Находкинскую таможню внести указанные в обращении общества с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» от 16.09.2015 изменения в декларацию на товары № 10714040/160115/0000909.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ферротрейд» 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 754 от 17.10.2014, на возврат которой уже выдана справка от 01.10.2015 по делу № А51-29853/2014.
Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Саломай В.В.