АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-25128/2014
05 ноября 2014 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению и.о. Приморского транспортного прокурора
к обществу с ограниченной ответственностью "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ СУДОХОДНОЕ АГЕНТСТВО-ФЕМСТА" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.02.1998)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Приморская транспортная прокурора (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ СУДОХОДНОЕ АГЕНТСТВО-ФЕМСТА" (далее – ответчик, Общество, ООО «ФЕМСТА») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
В заявлении Приморская транспортная прокурора указала, что в ходе проверки исполнения требования законодательства РФ при эксплуатации причала №44, расположенного по адресу: в районе переправа Калининская, г. Владивосток, Приморского края установлено, что Причал №44 является федеральной собственностью и передан ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, дополнительным соглашением к договору от 01.08.2012 причал передан в аренду ОАО «Владивостокский морской торговый порт», в соответствии с договором субаренды от 01.03.2013 №ARD0009D13 причал передан в субаренду ООО «ФЕМСТА». Согласно распоряжению Росморречфлота от 15.11.2010 №АД-322-р Общество включено в реестр морских терминалов Морского порта Владивосток, оказывает услуги переработки грузов, погрузо-разгрузочные работы.
По результатам проверки установлено, что ООО «ФЕМСТА» осуществляет коммерческую деятельность в нарушение требований законодательства, правил технической эксплуатации портовых сооружений и акватории, вследствие чего просит привлечь Общество к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Общество, представило отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности, считает, что выявленные нарушения касаются требований безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта (в данном случае - причала), следовательно, административная ответственность должна наступать в соответствии со специальной нормой закона об административных правонарушениях, не в соответствии с частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ о нарушении правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, а согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в соответствии с которой административная ответственность наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, вследствие чего, в результате переквалификации административного правонарушения ухудшается положение лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела судом установлено, что по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры, Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Дальневосточное производственно - коммерческое судоходное агентство «ФЕМСТА» требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование федерального имущества.
Распоряжением министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 №1126-р за федеральным государственным унитарным предприятием «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения закреплено сооружение – причал №44 (П лит. III), назначение: гидротехническое сооружение, протяженность 284 м., инв. №05:401:001:100666450:0001, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, в районе переправа Калининская.
Между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Владивостокский морской торговый порт» заключен договор аренды №256/ДО-12 от 19.03.2012, дополнительное соглашение №1 от 01.08.2012 недвижимого имущества, предметом которого является предоставление за плату во временное владение и пользование, принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, в том числе причал №44 (П лит III), протяженностью 284 м., инв. №05:401:001:100666450:0001.
01.03.2013 ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (арендатор) заключило договор субаренды №AR0009D13 с ООО «ФЕМСТА» (субарендатор), по условиям которого арендатор, действуя с согласия арендодателя - ФГУП «Росморпорт», сдает субарендатору в субаренду за плату объект недвижимости: сооружение - причал № 44 (П лит.Ш), протяженность 284 м., инв. № 05:401:001:100666450:0001; кадастровый (или условный) номер: 25-25-01/224/2011/497; местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, в районе переправа Калининская; свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2012г. серия 25-АБ № 720037, целевым назначением для осуществления операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочный работы, стоянка и обслуживание судов.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора субаренды ООО «ФЕМСТА» должно использовать причал в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами технической эксплуатации и использования гидротехнических сооружений (причалов) и акваторий, в том числе, санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, соблюдать на Объекте законные требования контролирующих и надзорных органов, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Субарендатора и арендуемого им Объекта, в том числе предусмотренных Стандартом ФГУП «Росморпорт» «Положение о техническом контроле гидротехнических сооружений, закрепленных за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения» СтП РМП 31.01-2007, утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от 28.01.2008 № 31 (п. 2.2.7. договора).
Пунктом . 2.2.13. договора субаренды №AR0009D13 от 01.03.субарендатор обязан производить за свой счет текущий и капитальный ремонт Объекта, в соответствии с программой ремонтопроизводства и капитальных вложений, утвержденной Арендатором и Субарендатором.
В ходе проверки проведенной Приморской транспортной прокуратурой от 19.08.2014 установлено следующее:
- в нарушение пункта 188 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, пункта 3.1.26 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» груз складируется на причале на расстоянии менее 2 м. от линии кордона причала. На участке Б-В возле швартовой тумбы № 12 на расстоянии 1,2 м. (120 см.) от линии кордона складируется тяжеловесный металлический контейнер инв. № 89122;
- в нарушение пункта 2.4.2 ПОТ РО-152-31.82.03-96 «Правила охраны труда в морских портах» причал не оборудован скоб-трапами (стационарными лестницами);
- в нарушение пунктов 186 и 189 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, пункта 8 Приложения 25 «Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта. РД 31.3.3-97», утв. Письмом Минтранса РФ от 16.12.1996 № ВЛ-6/445 уклон шпунтовой стенки превышает допуск предельного состояния 2%, местами уклон стенки составляет 13,83%;
- в нарушение пункта 192 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, а также пункта 2.4.1 ПОТ РО-152-31.82.03-96 «Правила охраны труда в морских портах» высота колесоотбойного бруса менее 30 см. Так, на участке Д-Е причала между 5 и 4 швартовыми тумбами высота колесоотбойного бруса составляет 8 см. Кроме того, на участке Д-Е между 4 и 3 швартовыми тумбами на половину длины причала высота колесоотбойного бруса также составляет 8 см.;
- в нарушение пункта 194 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, а также пункта 3.1.20 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» маркировка поверхности головы швартовых тумб не соответствует требованиям. Так, на поверхности головы швартовых тумб отсутствует маркировка, обозначающая расстояние в метрах до ближайших швартовых тумб слева и справа;
- заключением экспертной организации от 19.11.2013 установлено наличие посторонних предметов на дне у причала, вместе с тем, мероприятия по поднятию данных предметов не произведены, акт водолазного осмотра на предмет поднятия посторонних предметов со дна отсутствует.
Усмотрев в действиях ООО «ФЕМСТА» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), прокурор 21.08.2014 в присутствии уполномоченного представителя по доверенности ФИО1, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании части 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
В силу требований ст. 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О морских портах») операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта (причалов) в соответствии с требованиями обеспечения промышленной, экологической, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Согласно статье 4 ФЗ «О морских портах» причал портовое гидротехническое сооружение - относится к объектам инфраструктуры морского порта.
В соответствии со статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утвержден технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее — Регламент), которым установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
Пунктом 5 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства от12.08.2010 № 620 (далее - Регламент) закреплено, что к объектам технического регулирования относятся в том числе и объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Согласно пункту 12 Регламента, объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Пунктом 184 Регламента установлено, что обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта осуществляться за счет выполнения требований по установлению и соблюдению режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения; ведению технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта; своевременного проведения в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий; разрешительного характера эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.
Согласно пункту 186 Регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Нарушение указанных требований со стороны ответчика подтверждено материалами административного дела, в т.ч. актом от 19.08.2014, приложенными к нему фототаблицами.
В письменных объяснения ООО «ФЕМСТА» от 19.08.2014, генеральный директор ФИО2 дал пояснения по всем пунктам выявленных нарушений.
Согласно письменным объясненим лица, привлекаемого к административной ответственности, с нарушениями, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административной ответственности от 21.08.2014 представитель Общества не согласен.
Суд, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, установил следующее.
Согласно п. 3.1.26 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий», утвержденных приказом Минморфлота СССР от 05.08.1987 года № 119 для обеспечения необходимых условий швартовки судов и выполнения других операций у кордона причальных сооружений запрещается складирование грузов в пределах полосы шириной от линии кордона не менее 2 м.
Генеральный директор ФИО2 пояснил, что металлический контейнер инв. № 89122 не является тяжеловесным. Данный 5-ти тонный контейнер на момент проверки был порожним и вес его составлял не более 1 тн. Кроме этого, он располагался в стороне от ближайшей швартовой тумбы на расстоянии 4,5 метра, что не мешало, в случае швартовки судна, швартовым операциям. Кроме того, в письменном отзыве Общество указало, что согласно справочника допустимых нагрузок, в прикордонной зоне 44 причала нормативные эксплуатационные нагрузки составляют 4 т на 1 кв.м.
Суд, не может согласиться с позицией ответчика, поскольку квалифицирующим признаком данного правонарушения является расстояние от линии кордона до контейнера, которое, как установлено проверкой, было нарушено.
Нарушения Обществом пункта 2.4.2 ПОТ РО-152-31.82.03-96 «Правила охраны труда в морских портах», в результате которого установлено, что причал не оборудован скоб-трапами (стационарными лестницами) на расстоянии 35 м друг от друга, подтверждается материалами дела, а также пояснениями ответчика, указавшего что на момент проверки скоб-трапы были сняты и заскладированы в районе швартовой тумбы №44-6.
Нарушение пунктов 186 и 189 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, пункта 8 Приложения 25 «Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта. РД 31.3.3-97», утв. Письмом Минтранса РФ от 16.12.1996 № ВЛ-6/445, вследствие которого уклон шпунтовой стенки превышает допуск предельного состояния 2%, местами уклон стенки составляет 13,83%, не может быть обоснован конструктивной особенностью причальной стенки, так как, в соответствии с заключением экспертной организации от 26.11.2008 уклон шпунтовой стенки причала достигал до 10,6%, а в 2013 году данный показатель увеличился до 13,83% (за 5 лет увеличение (деформация) произошло на 3.23%), вследствие чего вывод прокуратуры о деформация шпунтовой стенки, которая может повлечь за собой наступление аварийных ситуаций, является обоснованным.
Нарушение пунктов 192, 194 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, пункта 2.4.1 ПОТ РО-152-31.82.03-96 «Правила охраны труда в морских портах» пункта 3.1.20 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» подтверждается материалами дела, ответчиком не представлено доказательств отсутствия факта данных нарушений.
Таким образом, ООО «ФЕМСТА» ненадлежащим образом обеспечена техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта, не обеспечены безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки отстоя судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, воздействии гидрометеорологических фактов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Возражения ответчика в отношении неверной квалификации, суд отклоняет в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, ответственность наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Пунктом 1.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Таким образом, нарушение именно вышеуказанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификации деяния по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ правильной. Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «ФЕМСТА» ранее к административной ответственности не привлекалось, суд считает возможным применить к Обществу административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ СУДОХОДНОЕ АГЕНТСТВО-ФЕМСТА", расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Наименование получателя платежа: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, лицевой счет <***>), расчетный счет <***>, ИНН <***>, КПП 272201001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000001, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, КБК 41511690010016000140, наименование платежа: административный штраф по делу №А51-25128/2014.
Платежный документ об уплате штрафа представить Арбитражному суду Приморского края в трехдневный срок со дня его уплаты.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты, направить судебный акт для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Саломай В.В.