ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-25141/18 от 03.04.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-25141/2018

10 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Галочкиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.

рассмотрев в судебном заседании делопо заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (ИНН 2511047676, ОГРН 1022500867905, дата государственной регистрации 17.12.2002)

к обществу с ограниченной ответственностью «Компания КЕСС» (ИНН 2536076118, ОГРН 1022501306420, дата государственной регистрации 20.12.2002)

о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей

при участии в заседании:  стороны не явились, надлежаще извещены

установил: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее – Пенсионный фонд, заявитель, страховщик) обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Компания КЕСС» (далее по тексту – страхователь, общество) финансовых санкций в сумме 500 рублей за несвоевременное представление страхователем сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно: СЗВ-М (тип формы исходная) за январь 2018 года.

          Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, суд считает возможным рассмотреть спор в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

 В обоснование своей позиции Пенсионный фонд в заявлении  указал, что в рассматриваемом случае страхователем не исполнена в установленный срок обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а именно: общество несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года (тип формы «исхд») на 1 застрахованное лицо – учредителя общества, являющегося единственным учредителем.

Общество в ранее представленном в материалы дела  письменном отзыве на заявление указало, что заявленное требование не признает.  ООО «Компания КЕСС» фактически выполняло указания (разъяснения) Пенсионного фонда по Уссурийскому городскому округу по вопросам подачи сведений по форме СЗВ-М, что явилось причиной неподачи формы СЗВ-М за январь  2018 года, в связи с чем,  общество не подлежит привлечению к ответственности в силу пункта 2 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Страхователь 05.04.2018 по телекоммуникационным каналам связи представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2018 года (тип формы «исходная») на 1 застрахованное лицо – учредителя и руководителя ООО «Компания КЕСС» Ковальчука Е.А.

Управлением была проведена проверка представленных сведений, в ходе которой был установлен факт нарушения заявителем законодательства, выразившееся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года («исхд») в отношении 1 застрахованного лица, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.04.2018 № 035S18180005055.

Решением Пенсионного фонда от 22.05.2018 № 035S19180006070 общество было привлечено к ответственности по статье 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года («исхд») на 1 застрахованное лицо.

05.06.2018  управлением в адрес общества выставлено требование № 035S01180008378  об уплате финансовых санкций в срок до 18.06.2018.

Неисполнение  данного требования в установленный срок послужило основанием  для обращения взыскателя в арбитражный суд в порядке главы 29.1 АПК РФ с заявлением о выдаче судебного приказа. Арбитражным судом Приморского края был вынесен судебный приказ от 26.10.2018 по делу № А51-22172/2018.

Впоследствии после отмены судом 06.11.2018 года  судебного приказа Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Суд, изучив материалы дела, доводы сторон,  считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

 Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Форма «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, вступившим в силу с 01.04.2016.

Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

 В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Закон № 27-ФЗ не содержит общих положений об ответственности за правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета (понятия правонарушения, вины, не раскрывает обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность).

Вместе с тем с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 109 НК РФ предусмотрен перечень случаев, когда лицо не привлекается к налоговой ответственности.

К такому случаю подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ относит отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельством, исключающимвину лица в совершении налогового правонарушения, признается в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Согласно пункту 2 статьи 111 НК РФ при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из материалов дела судом установлено, что Пенсионным фондом по Уссурийскому городскому округу Приморского края в адрес общества письмом от 20.03.2018 было направлено уведомление о том, что страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность и не заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры (представляющие РСВ-1 с нулевыми показателями), не представляют форму СЗВ-М.

 Аналогичного содержания письма были направлены органом ПФ РФ в адрес страхователя и ранее, например, в дело представлено письмо от 15.01.2018 по представлению СЗВ-М за декабрь 2017 не позднее 15.01.2018 и об отсутствии необходимости представлять форму СЗВ-М страхователям, не ведущим деятельность и не заключившим трудовые (гражданско-правовые) договоры (представляющие РСВ-1 с нулевыми показателями.

Руководствуясь данными разъяснениями Пенсионного фонда, ответчик не представил сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года, поскольку данные РСВ-1 за  1 кв. 2018г.  Общества нулевые, договор с учредителем (руководителем) не заключался.

Вместе с тем письмом от 05.04.2018 страховщик направил обществу уведомление о необходимости представления форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ страхователем-руководителем организации, который является единственным участником (учредителем) в связи с данными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснениями в письме от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846. Уведомление с аналогичным содержанием было направлено обществу также 06.04.2018.

Общество, получив уведомление страховщика от 05.04.2018, незамедлительно 05.04.2018 направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за январь  2018 года на 1 застрахованное лицо – учредителя и руководителя  ООО «Компания КЕСС» Ковальчука Е.А.

Оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  установленные по делу фактические обстоятельства, пояснения сторон, представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что направление в адрес общества уведомлений от 15.01.2018, 20.03.2018 являются основанием для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ и пункта 2 статьи 111 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, у заявителя не имелось, в связи с чем, суд отказывает Пенсионному фонду во взыскании  с ответчика штрафа.

Руководствуясь 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований ГУ-УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края  о взыскании с  ООО "Компания КЕСС" финансовых санкций в сумме  500 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                         Галочкина Н.А.