ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-25165/15 от 16.02.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-25165/2015

24 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 года .

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В.Шабедько ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Индивидуального предпринимателя Харитонюка Сергея Петровича (дата рождения 20.03.1969; место рождения Украина, Кировоградская область, Гайворонский район, с.Таужна; ИНН 253606629713; ОГРН 314251120600032; дата регистрации в качестве ИП 25.07.2014; адрес 692665, Приморский край, р-н Михайловский, с.Ивановка, ул.Зареченская д. 46)

к Администрации Михайловского муниципального района (ИНН 2520006316; ОГРН 1022500859490; дата регистрации 28.10.2002; юридический адрес 692651, Приморский край, с.Михайловка, ул.Красноармейская д. 16)

о признании постановления от 11.09.2015 года № 748-па незаконным ,

При участии в заседании :

от Заявителя- представитель П.В.Павлюк по Дов.№ б/н от 13.01.2016,

от Администрации –главный специалист-юрист А.Ю.Коконова по Дов. № 69/1-6 от 04.08.2015; начальник отдела правового управления Е.М.Вороненко по Дов. № б/н от 28.09.2015

у с т а н о в и л :

Индивидуальный предприниматель Харитонюк Сергей Петрович (далее Заявитель, ИП Хаританюк) обратился в суд с заявлением к Администрации Михайловского муниципального района (далее Администрация) о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении субсидии.

Заявитель в судебном заседании , настаивая на заявленных требованиях пояснил, что вывод комиссии по рассмотрению вопросов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является ошибочным, а постановление администрации Михайловского муниципального района «Об отказе в предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю Харитонюк Сергею Петровичу», является незаконным, поскольку программа самозанятости населения по линии ЦЗН Михайловского района не является муниципальной программой поддержки предпринимательства, а следовательно, субсидию , полученную в рамках данной программы, нельзя считать аналогичной финансовой поддержкой, полученной в соответствии с муниципальными программами.

Администрация Михайловского муниципального района требования Предпринимателя не признала, полагая, что принятый ненормативный акт является законным и обоснованным , так как заключенный Харитонюком С.П. договор № 7 от 16 июля 2014 года с краевым государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения Михайловского района» (Далее - Центр), предусматривал обязанность оказать безработному гражданину единовременную финансовую помощь в размере 58 800 рублей при государственной регистрации при условии положительной оценки рабочей группой, предоставленного безработным гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности на основании заявления. Полагая, что поддержка оказывается государственным учреждением в рамках заключенного договора исключительно индивидуальному предпринимателю и возмещая его затраты, связанные с началом предпринимательской деятельности, то есть поддержка оказана субъекту малого предпринимательства - индивидуальному предпринимателю Харитонюку Сергею Петровичу.

Полагая, что С.П.Харитонюк обратился в администрацию Михайловского муниципального района за аналогичной поддержкой - связанной с началом предпринимательской деятельности и при этом в качестве произведенных расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности он предоставил копию платежного поручения № 1 от 15 мая 2015 года на сумму 48 000 руб. , руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , Администрация правомерно отказала в предоставлении субсидии.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

16 июля 2014 года гражданин Харитонюк С.П. , зарегистрированный в установленном порядке в качестве безработного 30 апреля 2014 года № 1130002/142513 , заключил с краевым государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения Михайловского района» Договор № 7 , согласно которому Центр обязался оказать безработному гражданину единовременную финансовую помощь в размере 58 800 рублей при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и при условии положительной оценки рабочей группой, предоставленного безработным гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности на основании заявления (пункт 2.1.2.договора).

Пунктом 2.1.3. указанного Договора Центр обязуется перечислить на расчетный счет гражданина единовременную финансовую помощь для государственной регистрации в течение 10 дней со дня предоставления свидетельства о государственной регистрации.

25 июля 2014 года Харитонюк Сергей Петрович зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 25 № 003794466.

На основании указанной регистрации государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения Михайловского района» , приказом от 31 июля 2014 года № 212П1/1413, безработному гражданину Харитонюку С.П. была прекращена выплата по безработице с 24 июля 2015 года и платежным поручением № 358276 от 31 июля 2014 года на счет гражданина были перечислены денежные средства в сумме 58 800 рублей в качестве выплаты единовременной финансовой помощи при государственной регистрации ИП , для возмещая затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности. Фактическое использование предоставленных денежных средств, их целевое назначение, С.П.Харитонюк подтвердил платежным поручением от 15 мая 2014 № 1 на сумму 48 000 ( сорок восемь тысяч ) рублей, уплаченных индивидуальному предпринимателю Дуничеву С.А. за поставку скального грунта.

17 июля 2015 года ИП Харитонюк С.П. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части планируемых затрат на возведение павильона «Пит-Стоп» на общую сумму 474 533 рублей.

При рассмотрении обращения С.П. Харитонюка администрацией Михайловского муниципального района был установлен факт оказания аналогичной поддержки ИП Харитонюк С.П. и комиссией по рассмотрению вопросов оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, было принято Постановление администрации Михайловского муниципального района от 11 сентября 2015 года № 748-па «Об отказе в предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю Харитонюк Сергею Петровичу». В качестве основания отказа были указаны - пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Полагая, что Постановление Администрации не соответствует нормам действующего законодательства, Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы Заявителя, возражения Администрации , суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. По своей сути занятость и есть реализация права гражданина на труд; деятельность, направленная на реализацию способностей и возможностей человека на трудовую, предпринимательскую, иную созидательную деятельность, как правило, приносящую доход гражданину, удовлетворяющую его жизненные потребности в той или иной степени.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1В силу статьи 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 определено, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена , в том числе, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем разработки и реализации программ содействия занятости (статья 13 Федерального закона).

Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Названные Правила предусматривают, что субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

7 декабря 2012 года Администрация Приморского края приняла Постановление « Об утверждении государственной программы Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы» , а 14 февраля 2013 года Департаментом труда и социального развития Приморского края был издан приказ от №106 «Об утверждении Административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (далее - единовременная финансовая помощь).

Социальная поддержка безработных включает в себя систему мер, которые принимаются государством для оказания помощи безработным гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием работы.

Согласно статье 2 Закона №1032-1 граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, считаются занятыми. Характерной чертой данного вида занятости является непосредственное участие в принятии производственных решений, а вознаграждение зависит от получаемой прибыли. Указанные категории граждан признаются занятыми.

По отношению к занятым категориям граждан, перечисленным в статье 2 Закона №1032-1, к которым в том числе относятся граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государство не применяет меры социальной помощи и защиты, в отличие от незанятых граждан.

При реализации Региональной программы государственным учреждением «Центр занятости населения Михайловского района» заключил с безработным С.П.Харитонюк договор № 7 на представление единовременной финансовой помощи в размере 58 800 рублей при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и при условии положительной оценки рабочей группой, предоставленного безработным гражданином бизнес-плана по выбранному виду деятельности .

Пунктом 2.2.1. договора предусмотрено, что безработный гражданин обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет по виду деятельности – торговля и общественное питание, использовать данные бюджетные средства на указанные цели.

Статьей 7 Закона №209-ФЗ определено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 сентября 2014 года Постановлением администрации Михайловского муниципального района № 1081-па было принята муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Михайловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы» , приложением № 5 к ней предусмотрен порядок, в соответствии с которым определяются цели и условия предоставления и расходования субсидий, выделяемых из бюджета Михайловского муниципального района субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субсидии), производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства), категорию и критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушений условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом Приложения определено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства с целью :

а) возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности;

При этом , пунктом 3, предусмотрено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии:

- регистрации на территории Михайловского муниципального района;

- осуществления деятельности на территории Михайловского муниципального района;

- отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные законодательством;

- неполучения в текущем финансовом году аналогичной финансовой поддержки в соответствии с муниципальными программами поддержки предпринимательства, реализуемыми на территории Приморского края;

- соответствия условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Субсидии на возмещение затрат, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, предоставляются в следующем порядке :

4.1. Субсидии на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 настоящего Порядка предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые относятся к категории, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, вновь зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Михайловского муниципального района, действуют менее одного года и отвечают следующим критериям отбора:

а) учредители субъектов малого и среднего предпринимательства должны относиться к одной из следующих категорий:

- лица, ранее зарегистрированные в качестве безработных;

Гранты предоставляются при условии софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее пятнадцати процентов от размера получаемого гранта.

Субсидии предоставляются единовременно из расчета не более 85 процентов следующих планируемых и (или) фактически произведенных затрат:

- затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, за исключением затрат на оплату труда, налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, приобретением транспортных средств.

Субъекты малого и среднего предпринимательства берут на себя обязательство по осуществлению деятельности на территории Михайловского муниципального района в течение не менее трех лет, начиная с первого года получения субсидии.

Таким образом, в результате предоставления Центром безработному гражданину С.П.Харитонюк субсидии на организацию малого предпринимательства и самозанятости с обязательным условием его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя достигнута основная цель Краевой программы поддержки занятости населения - содействие реализации конституционного права на труд. Безработный ранее гражданин, получавший социальную государственную поддержку, при помощи Региональной программы реализовал свое право на труд, стал новым субъектом малого предпринимательства, получил возможность самостоятельно получать доходы и обеспечивать себя, что в силу положений статьи 2 Закона № 1032-1 позволяет признать его занятым.

Признание С.П.Харитонюк занятым, в соответствии с Законом №1032-1 влечет снятие его с учета в качестве безработного и прекращение предоставления соответствующей социальной поддержки, в том числе выплаты пособия по безработице. Указанной Региональной программой поддержки занятости населения не предусмотрено финансирование мероприятий, которые определены программой развития малого и среднего предпринимательства в Приморском крае , на что прямо указано в тексте программы.

Грант, предоставляемый в рамках реализации Региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, на который претендовал индивидуальный предприниматель С.П.Харитонюк , является государственной поддержкой, оказываемой уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью предоставления ему доступа к финансовым ресурсам, предоставления возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.

Исходя из изложенного, субсидия, предоставляемая в рамках Региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, и выплата единовременной финансовой помощи в рамках Краевой целевой программы поддержки занятости населения безработным гражданам не могут считаться аналогичными мерами государственной поддержки.

Не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод Администрации о том, что сроки оказания указанных видов государственной поддержки в отношении С.П.Харитонюк совпадают. Обязательства Центра, который уполномочен на принятие решения о выделении средств на выплату единовременной финансовой помощи в рамках Региональной программы поддержки занятости населения, по оказанию государственной поддержки безработному гражданину прекращаются с момента перечисления бюджетных средств получателю. В Договор № 7 от 16.07.2014 не содержит указание на период времени, в течение которого С.П.Харитонюк обязан использовать средства по выплате единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, что позволило бы определить точный срок предоставления поддержки. Вместе с тем, как усматривается из представленного им отчета, средства субсидии в полном объеме израсходованы С.П.Харитонюк в период до 15.05.2015 на приобретение скального грунта для обустройство земельного участка под строительство. Следовательно, с 16.05.2015 обязательства Центра по оказанию государственной поддержки данному безработному гражданину считаются исполненными.

В Администрацию Михайловского муниципального района ИП С.П.Харитонюк обратился 17 июля 2015 года, то есть по истечении сроков оказания государственной поддержки, предоставленной на основании Договора № 7 от 16.07.2014.

При таких обстоятельствах у Администрации не имелось правовых оснований для применения положений части 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ и отказа ИП С.П.Харитонюк в оказании поддержки со ссылкой на то, что ранее в отношении него было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.

Признание Постановления незаконным является основанием для восстановления прав и законных интересов, нарушенных при вынесении данного ненормативного акта , в связи с этим заявление ИП С.П.Харитонюка должно быть рассмотрено Администрацией исходя из фактического положения вещей, существовавшего на момент нарушения указанных прав и исходя из того размера бюджетных средств, который имелся в тот период.

Понесенные Заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с Администрации Михайловского муниципального района .

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , суд

р е ш и л :

Признать незаконным и отменить Постановление Администрации Михайловского муниципального района от 11.09.2015 года № 748-па «Об отказе в предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю Харитонюк Сергею Петровичу» , как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Обязать Администрацию Михайловского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Харитонюк Сергея Петровича.

Взыскать с Администрации Михайловского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя Харитонюк Сергея Петровича уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 300 (триста ) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Куприянова