ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-251/08 от 08.04.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владивосток Дело № А51–251/2008

«08» апреля 2008 8–18

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассмотрев в судебном заседании 27.03.2008 дело по заявлению ОАО «Приморскуголь»,

к ГУ ПРО Фонда социального страхования РФ,

о признании недействительным решения №214 от 11.12.2007г.,

при участии в заседании:

от заявителя – начальник налогового отдела Шалимова Ю.В. (дов. №8 от 23.01.2008г., паспорт 0597 002566 выдан 16.09.1998 г. Первореченским РОВД), гл.бухгалтер Майстренко А.Н. (дов. №9 от 29.01.2008 г., паспорт 05 02 840726 выдан 21.06.2002 г. УПВ службы УВД Приморского края), юрисконсульт Ускова Н.Е. (дов.№166 от 26.12.2007 г., паспорт 05 01 431139 выдан 10.07.2001 Советским РУВД);

от ответчика – консультант-ревизор Сазонова В.А. (дов. №02-26/01432 от 24.01.2008 г., уд.№ 335 от 16.08.2004 г.), консультант отдела правового обеспечения Черкасская Ю.Д. (дов. №02-26/01-11708 от 18.12.2007 г., уд.№434 от 20.03.2007 г.);

протокол судебного заседания вёл помощник судьи Д.В. Борисов,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Приморскуголь» (далее – «заявитель; общество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения ГУ ПРО Фонда социального страхования РФ (далее – «ответчик, фонд») №214 от 11.12.2007 г.

Резолютивная часть решения была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 27 марта 2008, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.

Как следует из текста заявления, ответчиком 11 декабря 2007 г. было вынесено решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования № 214 от 11.12.2007 года, в соответствии с которым не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 139 060,82 руб.

Заявитель считает, что вышеуказанное решение незаконно в части не принятых к зачету расходов на сумму 112 940 руб., в том числе сумма 11340 руб. – стоимость путевки, выделенной фондом социального страхования и выданной заявителем работнику для ребенка, которому он не является родителем (усыновителем, опекуном). Также ответчиком не принята к зачету сумма 101 600 руб. путевки, которая была приобретена и выдана заявителем работникам для детей, которым они не является родителями (усыновителями, опекунами).

Заявитель указал, что работники, которым были выданы путевки для детей, не являющихся их родными, фактически проживают вместе с детьми, выполняют обязанности по воспитанию детей и осуществляют защиту прав и интересов детей. Следовательно, ответчиком неправомерно отказано в принятии к зачету расходов на сумму 112 940 руб., поскольку путевки на вышеуказанную сумму были выданы для детей работников заявителя, состоящих в зарегистрированном браке с матерью ребенка, но не являющихся его отцом.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что является несостоятельным довод заявителя о том, что работники, которым были выданы путевки для детей, не являются их родными, однако супруги проживают вместе с детьми, выполняют обязанности по воспитанию детей и осуществляют защиту прав и интересов детей. Заявителем не предоставлены доказательства, подтверждающие факт удочерения ребенка и наличие личных имущественных и неимущественных отношений, основанных на родстве между работником общества и лицом, для которого приобреталась путевка в санаторно-оздоровительный и загородный детский оздоровительный лагерь за счет средств Фонда социального страхования РФ. Поскольку застрахованный работник общества по отношению к ребенку, с матерью которого он состоит в зарегистрированном браке, не является отцом, усыновителем, опекуном, (попечителем), то исходя из содержания указанных выше Законов расходы за пребывание ребенка в загородном детском оздоровительном лагере в случае выдачи путевки указанному работнику не должны быть приняты к зачету.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ГУ ПРО Фонда социального страхования РФ в отношении ОАО «Приморскуголь» была проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию по вопросам проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.

По результатам проверки фондом был составлен акт №250с/с от 14.11.2007 и вынесено решение №214 от 11.12.2007 «О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования».

В соответствии с указанным решением заявителю не были приняты к зачету расходы, произведенные заявителем в сумме 139 060,82 руб.

Полагая, что указанное решение является недействительным в части, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения ответчика, исследовав материалы дела по существу, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 14 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) к страховым выплатам, в частности, отнесена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Согласно части 1 статьи 22 этого Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» (далее - Положение) установлены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет обязательного социального страхования путевок, в том числе и на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.

Пунктом 3 данного Положения установлено, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Согласно пункту 4 Положения страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением фонда страхователю ассигнований на эти цели. При этом средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением настоящего Положения, региональными отделениями фонда к зачету не принимаются.

Статьей 19 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ установлено, что денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

Кроме того, согласно ст. 10 Федерального Закона №173-ФЗ от 22.12.2005 г. «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2006 год», ст. 11 Федерального Закона №234-ФЗ от 19.12.2006 г. «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2007 год» в 2006 – 2007 гг. средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан.

При этом в соответствии с пп. «а» п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», пп. «а» п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. N 1445 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году» Фонду социального страхования Российской Федерации было предписано осуществить для детей застрахованных граждан полную или частичную оплату стоимости путевок в следующие расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что по смыслу статьи 2 Семейного кодекса РФ семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание. При этом к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Судом названная норма права истолкована буквально.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Учитывая, что правоотношения участников социального страхования регламентированы специальным Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», то данный Закон имеет большую юридическую силу по сравнению с законодательными актами Правительства РФ. При этом Постановление Правительства от 21.04.2001 N309, которым утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, соответствует приведенным нормам федерального закона и иным нормативным правовым актам, носящим специальный характер.

Из материалов дела следует, что на оздоровление были детей выделены ассигнования на 2006 год - в сумме 1408120 рублей, в 2007 году - в сумме 1644000 руб.

Судом установлено, что получены заявителем от отделения Фонда путевки в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия в 2006 году - 43 путевки на сумму 487 620 рублей, за 9 месяцев 2007 года 24 путевки на сумму 301455 рублей.

При этом ответчиком не приняты к зачету 11340 рублей, сумма путевки, выделенной фондом социального страхования по накладной № 6213 от 20.12.2006 года выдана заявителем работнику для ребенка, которому он не является родителем (усыновителем, опекуном).

Кроме того, заявителем приобретены путевки в загородные детские оздоровительные лагеря, за счет средств Фонда в 2006 году -263 путевки на сумму 920 500 рублей, за 9 месяцев 2007 году -284 путевки на сумму 1 079 200 рублей.

При этом ответчиком не приняты к зачету 101 600 руб. сумма путевки, приобретенные и выданные заявителем работникам для детей, которым они не является родителями (усыновителями, опекунами).

Судом установлено, что доказательства, подтверждающие факт удочерения ребенка и наличие личных имущественных и неимущественных отношений, основанных на родстве между работником общества и лицом, для которого приобреталась путевка в санаторно-оздоровительный лагерь за счет средств Фонда социального страхования РФ, обществом не представлены.

Суд не принимает ссылку заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 №148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 – 2010 гг.» в соответствии с пп. «а» п.5 которого Фонду социального страхования Российской Федерации предписано осуществить для детей застрахованных граждан (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в приемных семьях, а также пасынков и падчериц) полную или частичную оплату стоимости путевок в следующие расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке.

Данный документ, как следует из содержания его преамбулы, регулирует правоотношения, касающиеся обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах, тогда как спорные правоотношения происходили в 2007 году.

С учетом изложенного, суд находит обоснованным довод ответчика о том, что поскольку застрахованный работник общества по отношению к ребенку, с матерью которого он состоит в зарегистрированном браке, не является отцом, усыновителем, опекуном, (попечителем), то расходы за пребывание ребенка в загородном детском оздоровительном лагере в случае выдачи путевки указанному работнику не должны приниматься к зачету.

Таким образом, арбитражный суд признает законным решение о непринятии к зачету расходов, не подтвержденных документально и произведенных страхователем с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, уплаченная при подаче заявления госпошлина в размере 2000 руб. возврату из бюджета не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.110, 167 – 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

  Судья О.В. Голоузова