АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2527/2016
12 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2016 года .
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Дальтехресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.04.2007)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004)
об оспаривании постановления
при участии: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 17.02.2016);
установил: общество с ограниченной ответственностью «Дальтехресурс» (далее – ООО «Дальтехресурс», общество) обратилось в арбитражный суд
с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление) от 21.01.2016 по делу № 424-12/2015 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (о привлечении к административной ответственности часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. В связи с чем, дело рассматривается в его отсутствие по имеющимся материалам в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, в обоснование незаконности оспариваемого постановления указал на нарушение Управлением Росреестра по Приморскому краю процессуальных норм привлечения к административной ответственности.
В отношении указанного пояснил, что административное обследование путем фактического выезда на земельный участок является нарушением установленного порядка обследования объектов земельных отношений. Кроме того, проверка проведена без согласования органа прокуратуры, приказ (распоряжение) о проведении проверки не предъявлялся, акт по итогам проверки не составлялся.
Указанное, по мнению заявителя, является существенным процессуальным нарушением и служит основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Кроме того, в обоснование законности размещения на земельном участке торговых объектов, заявитель ссылаясь на постановление администрации г.Владивостока от 26.06.2015 №8397, на основании которого общество является организатор ярмарки по ул.Русская, 2а, в период с 01.07.2015 по 30.09.2015 и в период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
Согласно представленному отзыву Управления, собранным административным материалом доказаны событие совершения ООО «Дальтехресурс» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, а также установлена вина общества в его совершении.
Как указал ответчик, нарушений процессуальных норм при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности Управлением допущено не было.
Проверка соблюдения обществом земельного законодательства в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась.
В данном случае взаимодействия специалистов Управления с юридическим лицом не требовалось.
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений регламентирован Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Поскольку при проведении административного обследования земельных участков Управлением Росреестра по Приморскому краю обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, проведение внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства не требовалось.
Ввиду того, что при проведении административного обследования установлено, что на части земельного участка, предоставленного для использования в целях не связанных со строительством (размещения остановки общественного транспорта), с кадастровым номером 25:28:050045:0096 ведется строительство объекта, выполненного из деревянных шпал.
На дату проведения проверки, а также дату привлечения лица к административной ответственности, разрешенное использование земельного участка ООО «Дальтехресурс» приведена в соответствие и изменена не была.
Фактическое использование земельного участка изменено и не соответствует сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости.
На основании указанного считает, что постановление о назначении административного наказания от 21.01.2016 вынесено законно и обоснованно с учетом положений действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
17.12.2014 Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение №3212-рз о предоставлении ООО «Дальтехресурс» в аренду сроком на 15 лет из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 25:28:0500045:96, площадью 2136 кв.м., по адресу: <...>».
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.12.2014 №25/00-14-464552, земельный участок с кадастровым номером 25:28:0500045:96 имеет вид разрешенного использования: для размещения остановки общественного транспорта; цель предоставления: для стоянки автомобильных средств.
20.01.2015 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Дальтехресурс» заключен договор №05-Ю-19735 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:0500045:96, зарегистрированный в установленном порядке 29.01.2015 Управлением за номером регистрации 25/011/001/2015.
19.10.2015 в Управление поступило обращение о нарушении ООО «Дальтехресурс» земельного законодательства на земельном участке в районе ул.Русская, 2а в г.Владивостоке,
По данному факту Управлением 09.12.2015 проведено административное обследование объекта земельных отношений путем исследования информации, содержащейся в автоматизированной системе государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), визуальным осмотром территории с фотофиксацией.
По сведениям содержащимся в АИС ГКН и ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:96, площадью 2136 кв.м., расположенный в 7 м по направлению на северо-восток от ориентира по ул.Русская, 2а, в г.Владивостоке, с разрешенным использованием: для размещения общественного транспорта, зарегистрировано право аренды ООО «Дальтехресурс».
В ходе административного обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:96 расположены торговые ряды (павильоны) в количестве 33 штук.
По результатам фактического использования указанного земельного участка по ул.Русская, 2а, в г.Владивостоке установлено, что земельный участок используется не в соответствии с его разрешенным использованием.
Результаты проведенного Управлением административного обследования отражены в акте №145 от 03.11.2015.
15.12.2015 по данному факту Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, в котором отражено, что ООО «Дальтехресурс» используется земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:96 не в соответствии с видом его разрешенного использования.
В объяснениях от 18.12.2015 заявитель указал, что постановлением администрации г.Владивостока от 26.02.2015 №8397 «О проведении ярмарки ООО «Дальтехресурс», обществу поручено проведение ярмарки в районе ул.Русская, 2а в г.Владивостоке, в связи с чем на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:96 расположены нестационарные торговые объекты.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление 21.01.2016 вынесло постановление по делу № 424-12/15, согласно которому ООО «Дальтехресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
По правилам части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно оспариваемому постановлению допущенное обществом правонарушение выразилось в размещении на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:96 общей площадью 2136 кв. м нестационарных объектов (торговые павильоны и киоски), что не соответствует виду разрешенного использования "для размещения остановки общественного транспорта ".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса).
Как закреплено в абзаце втором статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как указано выше, в силу договора аренды земельный участок категории земель - земли населенных пунктов был предоставлен в аренду для размещения остановки общественного транспорта.
Согласно части 3 статьи 1 и пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом сведений о виде разрешенного использования земельного участка подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 № 42, предусматривает, что в реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В связи с этим обязанность использовать земельный участок как объект земельных отношений и недвижимого имущества в соответствии с его видом разрешенного использования, а также возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, возложена на титульного правообладателя соответствующего земельного участка.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 13016/11).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:96, площадью 2136 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве аренды ООО «Дальтехресурс», что подтверждается зарегистрированным в установленном законом порядке договором аренды от 20.01.2015 №05-Ю-19735.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.12.2014 №25/00-14-464552, земельный участок с кадастровым номером 25:28:0500045:96 имеет вид разрешенного использования: для размещения остановки общественного транспорта; цель предоставления: для стоянки автомобильных средств.
В результате административного обследования объекта земельных отношений (с фиксацией на фотоснимках) Управлением установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:0096 при разрешенном использовании "для размещения остановки общественного транспорта " фактически располагаются торговые павильоны и киоски.
Доказательства того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0096 "для размещения остановки общественного транспорта" изменен в установленном порядке на вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на земельном участке объектов торговли, в материалы дела не представлено.
Как указано выше, деятельность, связанную с размещением обществом на принадлежащем ему земельном участке торговых павильонов и киосков, Управление признало нецелевым использованием данного земельного участка, что послужило основанием для привлечения ООО «Дальтехресурс» к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15.12.2015, актом административного обследования объекта земельных отношений от 03.141.2015 №145 с приложенным фотоматериалом, обращением от 19.10.2015 вх.№09-18132 содержащее сведения о нецелевом использовании земельного участка, кадастровым паспортом земельного участка от 11.12.2014 №25/00-14-464552 и иными доказательствами, соответствующим требованиям статьи 26.11 КоАП РФ и 68 АПК РФ.
При этом судом установлено, заявитель не отрицает наличие нестационарных объектов на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:0096.
В обоснование законности размещения нестационарных объектов на указанном земельном участке заявитель ссылается на постановление администрации г.Владивостока от 26.06.2015 №88397 «О проведении ярмарки ООО «Дальтехресурс», согласно которому общество является организатором ярмарки в районе ул.Русская, 2а в г.Владивостоке.
В материалы дела со стороны общества представлены схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:0096, которые получены обществом 16.12.2015, что подтверждается письмом Управления экономики и развития предпринимательства администрации г.Владивостока от 16.12.2015 №13660СП.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Приморского края и требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Приморского края утвержден постановлением администрации Приморского края от 02.07.2014 № 249-па.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления администрации Приморского края от 02.07.2014 № 249-па, ярмарка это самостоятельное рыночное мероприятие, имеющее целью куплю-продажу пищевых продуктов преимущественно местного производства, в том числе сельхозпродукции, продукции садоводства и огородничества, непродовольственных товаров повседневного спроса, имеющее временный характер и организуемое на определенный срок на специально отведенной для таких целей территории, расположенной вне пределов розничного рынка; организатор ярмарки - органы государственной власти Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Разделом III данного постановления определены обязанности организатора ярмарок, согласно которым организатор ярмарки определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке, состав администрации ярмарки; предоставляет торговые места на ярмарке участникам ярмарки; определяет с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, предоставление средств измерений и другие услуги).
При этом, из материалов дела судом установлено, что постановлением администрации г.Владивостока от 19.04.2016 №1187 «О внесении изменений в постановление от 23.03.2013 №845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» была утверждена схема размещения нестационарных объектов в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0096 в районе ул.Русская, 2а, сроком до 20.01.2030.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на момент проведения проверки 09.12.2015 и вынесения оспариваемого постановления 21.01.2016, сведения о включении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0096, расположенного в районе ул.Русская, 2а, г.Владивосток, в состав схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа внесены не были.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт использования заявителем земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0096 площадью 2136 кв.м, расположенного по адресу: <...>, имеющего вид разрешенного использования: для размещения остановки общественного транспорта, не по целевому назначению – в целях размещения торговых рядов (павильонов), что является прямым нарушением статьи 42 ЗК РФ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по использованию спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, а также доказательств возникновения непреодолимых препятствий для целевого использования земельного участка, заявителем не представлено.
Кроме того, возражения заявителя основаны также на нарушении ответчиком процессуальных норм, которые судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений регламентирован Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 (далее – Правила № 251).
Пункт 8 Правил № 251 предусмотрено оформление акта административного обследования объекта земельных отношений в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (аналогичное требование установлено пунктом 3 статьи 71.2 ЗК РФ).
Исходя из подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ, выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, может служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
Однако в силу положений статьи 28.1 КоАП РФ право уполномоченного должностного лица административного органа на возбуждение дела об административном правонарушении не обусловлено обязательным проведением проверки и не исключает возможность возбуждения дела без ее проведения.
Из пункта 2 Правил № 251 следует, что в ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Ввиду того, что в ходе проведения административного обследования земельных участков Управлением обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, поэтому проведение внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства не требовалось.
В этой связи положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рассматриваемом случае не применяются.
Таким образом, в рассматриваемом случае, согласование проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется.
Факт нарушения земельного законодательства установлен Управлением в рамках административного обследования объекта земельных отношений, результаты которого оформлены актом, составленным в соответствии с утвержденными Правилами № 251.
На основании указанного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуальных норм при проведении проверки и привлечении Общества к административной ответственности отсутствуют.
Суд проверил соблюдение административным органом иных процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях и не установил каких-либо нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении ООО «Дальтехресурс» к административной ответственности.
Сроки давности привлечения Общества к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что назначенное заявителю административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5., 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмене постановления Управление Росреестра по Приморскому краю от 21.01.2016 о назначении административного наказания по делу № 424-12/15.
Поскольку пунктом 4 статьи 208 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, то уплаченная государственная пошлина за рассмотрение заявления, является излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 21.01.2016 по делу № 424-12/2015 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дальтехресурс" государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей, излишне уплаченную по квитанции ПАО СКБ «Примсоцбанк» от 08.02.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Чугаева И.С.