ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2531/09 от 09.06.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-2531/20099

09 июня 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе

судьи Н.В. Колтуновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Пузановой

рассмотрев в судебном заседании 21.05.2009-28.05.2009 дело по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю

к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс», Межрайонной НФНС России №18 по Республике Татарстан

о признании незаконным решения о государственной регистрации

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены

от МИФНС России №18 по Республике Татарстан – не явились, извещены

от ООО «Экспресс» – не явились, извещены

установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по ПК обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением признании незаконным решения Межрайонной ИНФС РФ №18 по Республике Татарстан №26744А от 14 октября 2008 «О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Экспресс» и обязании Межрайонную ИФНС РФ №4 по Приморскому краю возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан.

Представители Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю, ООО «Экспресс», Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 165 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель ответчика - МИФНС России №18 по Приморскому краю через канцелярию суда заявил ходатайство о передаче дела по месту нахождения Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан, в связи с тем, что, по его мнению, МИФНС России №4 по Приморскому краю оспариваются действия регистрирующего органа и в соответствии со статьей 35 АПК РФ настоящий спор подлежит рассмотрению по месту нахождения именно регистрирующего органа, а не юридического лица.

Судом ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку настоящее дело принято к производству Арбитражным судом Приморского края, по настоящему делу проведена подготовка, суд перешел к судебному разбирательству. Передача дела на рассмотрение в другой арбитражный суд Российской Федерации на данной стадии рассмотрения дела представляется нецелесообразной.

Обосновывая заявленные требования, представитель заявителя пояснил, что регистрирующим органом произведена регистрация сведений, не соответствующих действительности, поскольку в ходе проверки контрольных мероприятий МИФНС №4 по Приморскому краю установлено, что по указанному обществом в учредительных документах адресу общество не находится.

Кроме того, заявителем при регистрации изменений представлена квитанция об уплате государственной пошлины, плательщиком в которой указан ФИО1 В то же время, в случае представления в регистрирующий орган в комплекте документов для государственной регистрации документа об уплате государственной пошлины, в котором в качестве плательщика пошлины указано лицо, отличное от заявителя, регистрирующий орган должен вынести решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов для государственной регистрации.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин 28.05.2009. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2003, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1032124003834.

08.10.2008 в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан представлен пакет документов на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – ООО «Экспресс», руководителем которого является ФИО1.

В частности, в регистрирующий орган представлено решение учредителя общества ФИО2 № 1/08 от 07.10.2008 об изменении юридического адреса общества, утверждении новой редакции устава общества и назначении на должность директора ФИО1, устав ООО «Эксперсс» в новой редакции, утвержденной решением №1/08 от 07.10.2008, заявление в регистрирующий орган по форме Р13001, заявление по форме №Р14001, квитанция об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

При этом в новой редакции устава указан следующий юридический адрес общества: <...>.

На основании представленного пакета документов 14.10.2008 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан принято решение №26744А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – ООО «Экспресс», и решение №26747А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Экспресс».

В связи с изменением юридического адреса ООО «Экспресс» Межрайонная ИФНС России №18 по Республике Татарстан 15.10.2008 направила регистрационное дело ОО «Экспресс» в налоговый орган по новому местонахождению юридического лица – МИФНС России №4 по Приморскому краю.

30.12.2008 специалистами Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю проведено обследование адреса местонахождения общества с ограниченной ответственностью «Экспресс», в результате которого установлено, что по адресу: проезд Гостиный, 3, г.Арсеньев, Приморский край ООО «Экспресс» не находится, отсутствует его постоянно действующий исполнительный орган и имущество, признаков нахождения общества не имеется.

Поскольку налоговым органом установлено, что регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица произведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, Межрайонная ИФНС России №4 по Приморскому краю обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 11 названного Федерального закона основанием внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. При этом заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ обязан представить подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 указанного Закона (в случае ликвидации юридического лица) или пунктом 4 статьи 22.1.

Кроме того, согласно Закону о регистрации юридических лиц обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации, и данный Закон не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Из материалов дела видно, что оспариваемое решение принято МИФНС России №18 по Республике Татарстан на основании поданных заявителем - руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества ФИО1 документов, форма, содержание и состав которых соответствовали пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В силу пункта 4 статьи 9 этого Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, указанных в этом законе.

При соблюдении обществом установленного порядка и предоставлении налоговому органу необходимых документов для государственной регистрации соответствующих изменений МИФНС России №18 по республике Татарстан не имела оснований, указанных в пункте 1 статьи 23 названного Закона для отказа в государственной регистрации внесенных изменений. Действия МИФНС России №18 по Республике Татарстан являлись законными и обоснованными и правовых оснований для признания недействительным решения от 14.10.2008 №26744А о государственной регистрации изменений у суда не имеется.

Довод налогового органа о том, что в квитанции об уплате государственной пошлины плательщиком указано не уполномоченное лицо, судом не принимается в силу следующего.

Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС от 01.11.2004 №САЭ-3-09-16@, установлены требования к заполнению платежного документа.

Как установлено судом, квитанция об уплате государственной пошлины содержит необходимые реквизиты, включая заполненные поля «Назначение платежа», «Код бюджетной классификации», размер уплаченной госпошлины. Госпошлина за совершение регистрационных действий уплачена директором общества, которым как руководителем подано в МИФНС России №18 по Республике Татарстан заявление о государственной регистрации изменений.

Таким образом, представленная в налоговый орган квитанция, является надлежащим документом, подтверждающим оплату государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку решение регистрирующего органа по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не противоречит положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд отказывает в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №4 по Приморскому краю о признании решения МИФНС России №18 по Республике Татарстан о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Экспресс» недействительным и обязании регистрирующий орган возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес МИФНС России №18 по Республике Татарстан.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Приморскому краю о признании решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан №26744А от 14.10.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Экспресс» недействительным и обязании регистрирующий орган возвратить регистрационное дело налогоплательщика в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.

Судья Н.В. Колтунова