АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-25969/2018
29 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателяФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 15.11.2006), индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 26.07.2001, дата присвоения ОГРНИП 18.09.2004)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 8111008 , ОГРН 2540005724 , дата государственной регистрации 21.06.2007),
третье лицо: Администрация Артемовского городского округа
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании: от заявителей –ФИО3 по доверенности от 15.05.2017; от ответчика – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений правового департамента Администрации Приморского края ФИО4 по доверенности от 26.12.2018 № 20/45094; третье лицо на явилось, извещено, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие,
установил: индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившегося в непредставлении ответа на их заявление от 17.09.2018 в установленный законом срок 30-дневный срок (с учетом уточнения, принятого судом по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела представитель заявителей требование поддержал по изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях к нему основаниям. Полагает, что со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края допущено бездействие, поскольку им не было рассмотрено в установленный законом срок поданное 17.09.2018 заявление предпринимателей о предоставлении в собственность арендуемого ими земельного участка с кадастровым номером 25:27:070101:686 площадью 14 205 кв.м., на котором расположен объект недвижимого имущества – автозаправочная станция, принадлежащий предпринимателям на праве общей долевой собственности.
Как пояснил представитель заявителей, договор купли-продажи спорного земельного участка либо отказ в предоставлении данного участка на испрашиваемом праве в адрес заявителей не был направлен ответчиком в установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) срок.
Представитель заявителей указал, что проекты договоров купли-продажи земельного участка и соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 10.07.2012 № 414 были направлены Департаментом предпринимателям только сопроводительным письмом от 11.12.2018 № 20/43063.
Заявители утверждают, что бездействие ответчика привело к несению ими расходов по уплате арендных платежей на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2012 № 414 в период с 18.10.2018 по 21.12.2018, с учетом истечения последнего дня срока на рассмотрение поданного ими 17.09.2018 заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка, при этом в случае своевременного рассмотрения заявления договор аренды должен был быть расторгнутым, участок выкуплен в собственность.
Ответчик с заявленным требованием не согласился по изложенным в письменном отзыве основаниям. Полагает, что факт бездействия Департамента в рассматриваемой в настоящем споре ситуации отсутствует, ввиду неоднократного обращения предпринимателей с заявлениями о предоставлении в собственность ЗУ 25:27:070101:686, начиная с 26.02.2018, принятия ответчиком мер по направлению в адрес заявителей проектов договоров купли-продажи земельного участка и выраженного предпринимателями в последующем несогласия с выкупной ценой, предложенной Департаментом.
Администрация Артемовского городского округа своего отношения к заявленному требованию не выразило.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:070101:686 площадью 14 205 кв.м., местоположением, установленным примерно в 840 м по направлению на северо-восток от расположенного за пределами участка ориентира – жилого дома по адрес: <...>, предоставлен на праве аренды индивидуальным предпринимателям ФИО1 и ФИО2 на основании заключенного ими с Администрацией Артёмовского городского округа договора аренды земельного участка от 10.07.2012 № 414 на срок с 30.05.2012 по 29.05.2020, с учетом внесенных в договор изменений соглашением от 26.01.2016.
26.02.2018 ФИО1 и ФИО2 обратились в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:070101:686 в собственность. На основании указанного обращения Департаментом был подготовлен проект договора купли-продажи.
Не согласившись с предложенной в указанных проектах договоров выкупной стоимостью спорного земельного участка, 08.05.2018 предприниматели обратились в созданную на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 № П/486 комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ЗУ 25:27:070101:686 .
17.09.2018 предприниматели направили в Департамент заявление об отказе от выкупа земельного участка 25:27:070101:686 по причине несоответствия предложенной ответчиком выкупной стоимости определенной фактической кадастровой стоимости спорного земельного участка по результатам рассмотрения их обращения названной комиссией, согласно решению комиссии от 18.05.2018 № 8/19.
В этот же день предпринимателями вновь подано заявление о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Не получив ответа на данное заявление и полагая в связи с этим, что со стороны ответчика допущено незаконное бездействие, предприниматели обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы участвующих в деле лиц и представленными ими доказательства, проверив установленные в ходе рассмотрения спора обстоятельства на предмет выявления факта бездействия ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему, закрепленному в статье 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, к которым в числе прочих отнесена продажа таких земельных участков собственникам расположенных на участках зданий, сооружений в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Собственники расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, сооружений имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков, что прямо закреплено в пункте 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
Статьей 39.17 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, для чего необходимо заинтересованному лицу обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с отвечающим требованиям пункта 1 данной статьи содержанием, с учетом соблюдения порядка представления необходимых для этого документов, поименованных пунктом 2 рассматриваемой статьи кодекса.
Пунктом 3 указанной статьи кодекса предусмотрен 10-дневный срок со дня поступления указанного заявления для его возврата уполномоченным органом в случае, если такое заявление не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 данной статьи кодекса.
Как следует из пункта 5 этой же статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки либо осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно Закону Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (с изменениями, действующими до вступления в силу изменений внесенных Законом Приморского края от 06.03.2019 № 462-КЗ) и пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (с учетом изменений, внесенных Законом Приморского края от 23.11.2018 № 395-КЗ) установлено, Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляли до 01.01.2019 полномочия органов местного самоуправления, в том числе Артёмовского городского округа, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе и по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия были предоставлены ответчику до 01.01.2019 Положением о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па (с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации Приморского края от 29.06.2018 № 295-па) (подпункт 1.1.1 пункта 1).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 этой статьи.
Частью 2 статьи 12 Закона № 59-ФЗ установлено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.03.2015 № 88 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов», действующий в редакции Приказа Департамента от 10.07.2015 № 193 (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов» (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- возврат заявления о предоставлении земельного участка заявителю;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;
- издание распоряжения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключение договора купли-продажи земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора аренды земельного участка (подготовка проекта договора);
- заключение договора безвозмездного пользования земельным участком (подготовка проекта договора);
- принятие решения об отказе в предварительном согласовании;
- принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Предельные сроки предоставления указанной государственной услуги установлены пунктом 7 Административного регламента и соответствуют установленным пунктами 3 и 5 статьи 39.17 ЗК РФ срокам. Этой же нормой рассматриваемого регламента определены действия, совершаемые Департаментом по результатам рассмотрения поданного заявления о предоставлении в собственность земельного участка за плату:
1) подготовка проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, с последующим направлением их для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принятие решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ или соответствующим законом Приморского края, с последующим направлением такого решения заявителю.
В силу пункта 7 Административного регламента приостановление предоставления государственной услуги возможно в связи с установлением судом запрета на совершение каких-либо действий в отношении земельного участка до отмены судом вышеуказанного запрета.
Исходя из приведенного предпринимателями обоснования заявленного требования, испрашиваемый ими земельный участок с кадастровым номером 25:27:070101:686 является сформированным и на нем расположена АЗС, принадлежащая заявителям на праве общей долевой собственности, соответственно, в силу приведенных норм права, суду для правильного разрешения спора и подтверждения факта бездействия со стороны Департамента надлежит установить обстоятельства, подтверждающие факт нарушения ответчиком установленных статьей 39.17 ЗК РФ и Административным регламентом порядка и сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В данных обстоятельствах суд принимает во внимание доводы Департамента о неоднократном обращении предпринимателей с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в собственность (28.02.2018, 17.09.2018) и об отказе заявителей от подписания направленных в их адрес подготовленных по результатам первоначально поданного заявления проектов договоров купли-продажи спорного земельного участка по причине несогласия с предложенной ответчиком выкупной ценой ЗУ 25:27:070101:686.
В то же время, заявитель оспаривает бездействие Департамента, выразившееся в не рассмотрении в установленный пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ и пунктом 7 Административного регламента 30-дневный срок поданного 17.09.2018 заявления от 12.09.2018.
Суд исходит из того, что в силу положений Административного и с учетом направленного предпринимателями 17.09.2018 в заявлении отказа от подписания предложенных Департаментом проектов договоров купли-продажи спорного земельного участка, предусмотренная данным регламентом государственная услуга по результатам рассмотрения поданного предпринимателями 28.02.2018 заявления фактически была оказана.
Следовательно, поданное предпринимателями 17.09.2018 заявление не может быть рассмотрено в качестве обращения, направленного в рамках рассмотрения заявления от 27.02.2018.
В связи с этим, суд оценивает обстоятельства рассматриваемого спора с позиции установления факта оказания предпринимателям предусмотренной Административным регламентом государственной услуги на основании поданного ими 17.09.2018 заявления от 12.09.2018, как самостоятельного заявления, поданного по правилам статьи 39.17 ЗК РФ. При этом максимальный срок рассмотрения такого заявления правилам рассматриваемых норм права, без учета его продления по объективным обстоятельствам, составляет 30 дней, исчисляемых со следующего дня с даты получения заявления предпринимателей, т.е. с 18.09.2018.
Из материалов дела следует, что проекты договоров предпринимателям были направлены почтовой корреспонденцией только 15.12.2018 с сопроводительным письмом от 11.12.2018 № 20/43063.
Доказательств наличия между сторонами спора какой-либо промежуточной переписки по вопросу заключения договоров купли-продажи, а равно доказательств наличия объективных препятствий у ответчика решить вопрос о подготовке проектов таких договоров, по не зависящим от его воли обстоятельствам в материалы дела не представлено.
Подготовка и впоследствии направление ответчиком 15.12.2018 проектов договоров купли-продажи земельного участка и соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 10.07.2012 № 414, составленных по результатам рассмотрения поданного предпринимателями 17.09.2018 заявления от 12.09.2018 свидетельствуют об отсутствии условий, препятствующих решению вопроса относительно выкупа заявителями земельного участка 25:27:070101:686.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности подтверждают выводы заявителей о бездействии Департамента в предусмотренный законом 30-дневный срок после получения 17.09.2018 заявления предпринимателей от 12.09.2018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:27:070101:686 в собственность.
Поскольку факт бездействия Департамента в период с 18.09.2018 по 18.10.2018 по не рассмотрению поданного предпринимателями ФИО1 и ФИО2 17.09.2018 заявления от 12.09.2018 подтвержден в ходе рассмотрения дела, ответчиком нарушены положения пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, а равно право заявителей на получение предусмотренной Административным регламентом государственной услуги в установленный законом срок.
Заявители правомерно указывают в том числе и на то обстоятельство, что они вынуждены были уплачивать арендную плату, поскольку договор аренды сохранял свое действие, в то время как должен был быть расторгнут в связи с заключением договора выкупа.
При изложенных обстоятельствах в силу части 2 статьи 201 АПК РФ суд удовлетворяет требование заявителей и на основании статьи 110 АПК РФ взыскивает расходы по уплате государственной пошлины с ответчика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по чеку-ордеру Приморского отделения № 8635, филиал № 192 Сбербанка России от 11.12.2018 № 68государственная пошлина в размере 5700 руб. подлежит возврату уплатившему ее лицу.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившееся в непредставлении ответа на заявление индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 от 17.09.2018 в установленный законом срок 30-дневный срок, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. (Триста рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 5700 руб. (Пять тысяч семьсот рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру Приморского отделения № 8635, филиал № 192 Сбербанка России от 11.12.2018 № 68.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.