ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2606/20 от 12.10.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                        Дело № А51-2606/2020

19 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Карандашовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Костюниной В.В.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по  исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к  государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании  недействительным  решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,

при участии в заседании представителя истца ФИО1 по доверенности от 20.12.2017,

в отсутствие представителя ответчика,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Феникс» (ООО «Феникс») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Краевой противотуберкулезный диспансер № 1» (ГБУЗ «КПТД № 1»)  о признании  недействительным одностороннего отказа от исполнения Государственного контракта со стороны ГБУЗ «Краевой противотуберкулезный  диспансер № 1».

Истец, в порядке стати 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), уточнил исковые требования, просит признать недействительным решение №02-19/67 от 30.01.2020 об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта №62/К  со стороны ГБУЗ  «Краевой противотуберкулезный диспансер №1».

Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, в том числе, публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Приморского края, явку своего представителя в суд не обеспечил, что, в силу части 3 статьи 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению иска по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Материалы дела содержат возражения ответчика на исковое заявление, согласно которым, последний не согласен с требованиями истца, поскольку, во исполнение требований контракта, им, как заказчиком, ежемесячно по телефону передавалась информация об объемах сточных вод, однако ООО «Феникс» счета на оплату были выставлены только за период с января по март 2019 включительно, ГБУЗ «КПТД№1» произведена оплата объемов сточных вод за период январь - март 2019г.; ООО «Феникс» по надуманным основаниям, считая Контракт не заключенным, не прекращая предоставление услуг и несмотря на неоднократные требования, счета на оплату потребленных услуг в период с апреля по декабрь 2019 г. не выставлял, чем препятствовал исполнению обязательств по оплате со стороны ГБУЗ «КПТД №1», ООО «Феникс» систематически не выполнялись обязательства по настоящему Контракту; утверждение истца о не передаче ответчиком сведений о объемах отведенных сточных вод, не соответствует действительности; во исполнение требований контрактов водоснабжения и водоотведения, Заказчиком, ежемесячно, в установленные сроки по вышеуказанным телефонам направлялась информация об объемах принятой холодной воды, однако уполномоченными лицами ООО «Кристалл» и                     ООО «Феникс» не принимали сведения; 27 декабря 2019г., в связи с истечением срока действия Контракта и не предоставлением                    ООО «Феникс» актов выполненных работ и счетов за период с апреля по декабрь 2019г., ГБУЗ «КПТД №1» направило в адрес ООО «Феникс» соглашение о расторжении Контракта (исх. № 02-19/1125), в ответ на которое, была получена претензия по оплате водоотведения с расчётами задолженности в повышенном объеме, что является, по мнению ответчика, незаконным, так как задолженность возникла из-за умышленных действий истца; 30.01.2020 ГБУЗ «КПТД №1» приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем уведомило ООО «Феникс», при этом, ГБУЗ «КПТД №1» готово оплатить задолженность по водоотведению за период апрель - декабрь 2019г. из расчета потребленных 1 491 м3 холодной воды на сумму 14 590 руб. 38 коп., с учетом 4-х кратной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения всего на сумму 72 951 руб. 90 коп.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 19.04.2016 № 299-па «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Арсеньевского городского округа» ООО «Феникс» определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения.

04.12.2018 в адрес ООО «Феникс» поступило заявление ГБУЗ «КПТД № 1» о заключении договора на 2019 год на водоотведение объекта, расположенного по адресу: <...>, как с единственным поставщиком.

Проект государственного контакта № 62/К на 2019 год направлен в адрес ГБУЗ «КПТД № 1» для согласования и получен последним 27.12.2018.

 13.02.2019          подписанный государственный контракт был получен ООО «Феникс» с протоколом разногласий.

30.01.2020 в адрес ООО «Феникс» поступило решение ГБУЗ «КПТД № 1» № 02-19/67 от 30.01.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта холодного водоотведения.

В связи с отсутствием, введенного в эксплуатацию, прибора учета сточных вод, объем сброшенных сточных вод определяется как равный объему водопотребления, расчет которого определяется по показаниям приборов учета холодной воды.

Вместе с тем, в период с мая 2019 по декабрь 2019г., как указывает истец, ответчиком не передавались сведения по объему сброшенных сточных вод по объекту, расположенному по адресу: <...>, что стало основанием для отсутствия счетов на оплату, но не основанием не предоставления самой услуги.

Как указывает истец, действия ГБУЗ «КПТД № 1» по отказу от исполнения контракта в одностороннем порядке являются злоупотреблением реализации прав ответчиком, обязанность оплаты потребленной услуги котором не связана с фактом получения Абонентом счетов.

ООО «Феникс», как указывает истец, продолжало оказывать услуги ответчику, при этом, последний не подавал сведения об объемах сточных вод, а оплатить оказанные ему услуги мог самостоятельно.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО «Феникс» в сфере предпринимательской деятельности, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая возникший между сторонами спор,  суд квалифицирует отношения сторон как регулируемые помимо норм главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также общими нормами об исполнении обязательств.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ, право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

По смыслу приведенных норм права, односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора.

В силу положений частей 2, 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (пункт 1 статьи 782 ГК РФ).

В части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ указано, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статья 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» предусмотрено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Как следует из материалов, основанием для отказа от исполнения контракта послужило неисполнение ООО «Феникс» обязательств по спорному контракту, выразившееся в не выставлении счетов на оплату услуг водоотведения за период с мая по декабрь 2019 г.

Согласно пункту 4.2 спорного контракта, оплата за фактически принятые стоки в истекшем месяце осуществляется до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате Поставщиком.

На основании пункта 4.4 спорного контракта, Поставщик не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем, после получении от Заказчика информации об объемах переданных сточных вод, выставляет Заказчику счет на оплату.

Учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением, в данном случае следует принимать во внимание нижеследующее.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования в частности, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).

Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 174.2 БК РФ, планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

То есть, исходя из норм бюджетного законодательства, источником финансирования деятельности бюджетных учреждений являются субсидии, выделяемые на выполнение государственных или муниципальных заданий.

Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также федеральными казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения установлен Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»).

Бюджетное учреждение, являясь получателем бюджетных средств: субсидий на выполнение государственного задания, расходует указанные субсидии, в соответствии с нормами Закона №44-ФЗ.

 Согласно статье 215.1 БК РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (далее - Порядок) разработан на основании положений статей 166.1 и 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства, а также особенности осуществления органами Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержден Приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н.

Для осуществления оплаты потребленных услуг за счет субсидии, ГБУЗ «КПТД №1» направляет в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (УФК по Приморскому краю) заявку на кассовый расход.

В соответствии с пунктом 9.2 Порядка, в платежном поручении, формируемом органом Федерального казначейства на основании представленной получателем бюджетных средств Заявки на кассовый расход, должно быть указано соответственно, вид, номер, дата, предмет (краткое содержание) документа-основания (государственный контракт, договор, соглашение) и документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (счет, накладная, акт выполненных работ, другое). В случае отсутствия указанных реквизитов (счет, накладная, акт выполненных работ, другое) в документе-основании, Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю платеж не проводится и в адрес Учреждения направляется протокол о том, что заявка на кассовый расход аннулируется по основаниям вышеназванного пункта Порядка.

Таким образом, списание денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения без предъявления документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, в спорном случае, счета или счета-фактуры, не производится органами Федерального казначейства.

Соответственно, не имея счетов на оплату оказанных услуг водоотведения,  ГБУЗ «КПТД №1» не обращалось в УФК по Приморскому краю с заявками на кассовый расход.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 776, если иное не предусмотрено договором, абонент осуществляет сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы). Абонент предоставляет организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

В силу пункта 23 Правил № 776, при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Истец утверждает, что ответчик в период с мая  по декабрь 2019 г. не передавал сведения об объемах сточных вод посредством телефонной связи, в обоснование представил копии журналов регистрации входящих телефонограмм и смс-сообщений ООО «Феникс» за период январь – декабрь 2019 г.

По мнению суда, данные журналы не являются безусловным доказательством, свидетельствующим о не передаче ответчиком сведений об объемах.

Данные журналы являются внутренними документами истца и не являются документом бухгалтерской отчетности, отсутствие в них информации о поступлении от ответчика телефонограмм не позволяют сделать вывод об объективности сведений, содержащихся в спорных журналах, при отсутствии доказательств, исключающих факт внесения истцом каких-либо изменений в спорные документы.

Не подтверждают отсутствие входящих звонков от ответчика и представленный договор об оказании услуг связи с приложением. Иных доказательств материалы дела не содержат.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что, в силу положений пункта 1 статьи 782 ГК РФ, части 23 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, при отказе заказчика от исполнения договора (контракта) исполнитель обязан оплатить фактически понесенные расходы.

Оплата услуг, оказанных к моменту отказа заказчика от контракта, является фактически понесенными расходами исполнителя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2015 N 305-ЭС15-2874).

Тем самым, указанные положения свидетельствуют о том, что у истца имеется право на получение платы за фактически оказанные услуги водоотведения, начисленной на основании ежемесячных показаний ответчика, которые, со слов свидетеля ФИО2, принимались сотрудниками абонентского отдела истца по телефону. Также свидетель пояснила: сотрудники абонентского отдела сообщили ей, что показания принимаются, но счета выставляться не будут, так как не заключен контракт.

Пояснения свидетеля, истец, в порядке статьи 65 АПК РФ, не опроверг документально.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что не исполнение истцом обязательств по контракту, в частности, не выставление счетов на оплату в обусловленный контрактом срок, является нарушением, предоставляющим право заказчику (ответчику) в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Ответчик, реализуя данное право, надлежащим образом уведомил истца об одностороннем расторжении контракта.

Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований, с отнесением расходов по уплате государственной пошлины, в силу статьи 110 АПК РФ, на истца.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 3334.21 НК РФ, по делам, рассматриваемым арбитражными судами, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 руб.

Поскольку при подаче настоящего иска в суд, истцу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то  последняя подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета в указанном размере.

Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Феникс» в доход федерального бюджета государственную пошлину на  6 000 рублей.

Выдать исполнительный лист  на взыскание государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                   Карандашова Е.В.