ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-26079/17 от 11.10.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                      Дело № А51-26079/2017

15 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Иващенко Г.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Славянский судоремонтный завод» (ИНН 2531001535, ОГРН 1022501193802, дата государственной регистрации 13.09.2002)

к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации 24.12.2002)

о признании недействительным требования от 16.10.2017 № 671 об уплате таможенных платежей, взыскании 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины,

при участии в заседании:

от заявителя, от таможни – не явились, извещены,

установил:

Публичное акционерное общество «Славянский судоремонтный завод»  (далее – заявитель, общество, ПАО «Славянский СРЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Уссурийской таможни (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) от 16.10.2017 № 671 об уплате таможенных платежей, взыскании 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Определением суда от 16.11.2017 производство по делу было приостановлено судом до вступления в законную силу судебных актов по существу спора по делу № А51-24020/2017 и по делу № А51-21309/2017.

На основании определения суда от 20.09.2018 производство по настоящему делу возобновлено.

Заявитель и таможня, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда своих представителей не направили, письменными ходатайствами просили о рассмотрении дела без участия своих представителей, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле документам на основании  части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Общество в обоснование требований указало на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для выставления требования 16.10.2017 № 671 об уплате таможенных платежей и процентов, поскольку таможня неправомерно отказала в выдаче разрешения на помещение товара – несамоходной баржи «GREND BLUE» - под таможенную процедуру «отказ в пользу государства», чем, по мнению заявителя, нарушены его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку помещение иностранного товара под таможенный режим «отказ в пользу государства» производится без уплаты таможенных платежей.

ПАО «Славянский СРЗ» пояснило, что не имеет юридической возможности осуществить самостоятельно реэкспорт названного товара, так как не является стороной договора фрахта для транспортировки баржи в другой порт за пределами территории Таможенного союза. Кроме того, судно не оборудовано для совершения морского перехода, не имеет действующих судовых документов, без которых морские власти порта не предоставят разрешение на выход судна из порта в силу требований законов в области морского права.

При этом, несмотря на принятие обществом всех возможных мер по установлению контактов с собственником судна «OCTOPUS NAVIGATION LTD» и управляющей компанией «CAMELOT FREIGHT SERVICES LTD», последние фактически бездействуют, что препятствует фактическому завершению процедуры переработки на таможенной территории и реэкспорта судна «GREND BLUE».

Кроме того, как указал заявитель, по сообщению таможни от 14.05.2018 № 17-59/221153 ПАО «Славянский СРЗ» выдано разрешение от 11.05.2018 на помещение товара - грузового плавучего средства  несамоходной баржи «GREND BLUE» под таможенную процедуру отказа в пользу государства. 17.05.2018 судно, обращенное в доход государства, передано по акту приема - передачи обществу на ответственное хранение до момента его реализации.

Кроме того, представитель общества сослался на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делам №№ А51-21309/2017, А51-24020/2017, имеющие, по его мнению, преюдициальное значение для настоящего спора.

Из материалов дела судом установлено, что компания «CAMELOT FREIGHT SERVICES LTD (Кринон Стрит, 16, 3110, Лимассол, Кипр), далее именуемая «Заказчик», и ОАО «Славянский СРЗ», далее именуемое «Подрядчик», заключили договор подряда (при таможенном декларировании в электронной форме формализован как контракт) от 27.09.2012 № ОМ-73Д/410.

Согласно условиям договора общество осуществляет ремонт несамоходной баржи «GREND BLUE», а заказчик CAMELOT FREIGHT SERVICES LTD обеспечивает подготовку судна к ремонту и оплачивает стоимость выполненных подрядчиком работ.

В рамках исполнения контракта в адрес ОАО «Славянский СРЗ» на территорию Таможенного союза поступил товар, для таможенного декларирования которого на таможенный пост Морской порт Славянка Хасанской таможни ООО ТЭФ «Владивостоквнештранс» на основании договора от 10.09.2010 № 0032/02-10-97 подана ДТ                                                      № 10717040/091012/0000457.

Исходя из сведений, заявленных в данной ДТ, товар помещен под таможенную процедуру переработки на таможенной территории без обеспечения уплаты таможенных платежей, в соответствии со статьей 240 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно свидетельству о праве собственности судно внесено в государственный реестр судов Республики Молдова и является собственностью фирмы «OCTOPUS NAVIGATION LTD», Мальта (далее – судовладелец).

В связи окончанием ремонтных работ и подписанием акта выполненных работ от 08.10.2015, произведенных на основании договора подряда от 27.09.2012 №ОМ-73д/410, товар - несамоходная баржа «GREND BLUE» - помещен ПАО «Славянский СРЗ» под таможенную процедуру реэкспорта  по ДТ № 10717040/091015/0000289.

09.10.2015 таможенным постом Морской порт Славянка товар выпущен условно.

Контроль за ходом ремонта и обеспечение завершения таможенной процедуры реэкспорт осуществлял по доверенности представитель компании «CAMELOT FREIGHT SERVICES LTD» Г.Д. Галенко, (доверенность имеется в распоряжении Таможни), который в апреле 2014 убыл в г. Одессу, проинформировав руководство завода, что реэкспортом будет заниматься другой представитель компании - Р.Г. Орехов.

21.04.2014 общество направило в адрес представителя Р.Г. Орехова письмо № 679 с просьбой завершить таможенные процедуры в отношении баржи, письмо от 21.04.2014 № 679 было перенаправлено Р.Г. Ореховым в адрес общества с отметкой о получении указанного письма судовладельцем.

Однако меры по завершению режима «реэкспорта» судна управляющей компанией не предприняты.

Согласно информации о судне, предоставленной 21.06.2017 Российским морским регистром судоходства, на судне «GREND BLUE» класс снят по причине, не связанной с безопасностью - в связи с отсутствием ежегодного освидетельствования.

В связи с неоднократными письменными обращениями к собственнику «OCTOPUS NAVIGATION LTD» и судовладельцу/оператору «CAMELOT FREIGHT SERVICES LTD» о завершении процедуры реэкспорта и не получением ответа, общество 28.08.2017 обратилось в таможню с заявлением № 2010, в котором просило разрешить поместить товар - несамоходную баржу «GREND BLUE» под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

По результатам рассмотрения заявления Владивостокская таможня приняла решение от  20.09.2017 № 17-59/56666 об отказе в выдаче разрешения на помещение товара - несамоходной баржи «GREND BLUE» под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.01.2018 по делу № А51-25290/2017 суд признал данное решение таможенного органа от 20.09.2017 № 17-59/56666  незаконным.

При этом в период с 04.10.2012 по 09.10.2015 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения установленных таможенным законодательством ЕАЭС условий таможенных процедур, в том числе при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС, по ДТ № 10717040/091012/0000457, 10717040/091015/0000289.

В ходе таможенной проверки таможней было установлено, что          ПАО «Славянский СРЗ» не осуществлен вывоз товара - баржи «GRAND BLUE» при помещении под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ          № 10714040/091015/0000289, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 300 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода.

Кроме того, таможня пришла к выводу, что в соответствии с пунктом 5 статьи 250 ТК ТС в связи с невывозом баржи «GRAND BLUE»
подлежат уплате проценты с сумм ввозных таможенных пошлин, налогов,
подлежащих уплате в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 300 ТК ТС.

Выводы должностных лиц таможни, проводивших проверку, были отражены в акте камеральной таможенной проверки от 10.08.2017                          № 10702000/210/100817/А0006.

По результатам таможенной проверки таможней было принято  решение от 10.08.2017 № 10702000/210/100817/Т0006, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2018 по делу № А51-21309/2017 признано незаконным.

Письмом от 19.09.2017 № 40-13/00578 таможня направила в адрес ПАО «Славянский СРЗ» заверенные копии корректировки декларации на товары (КДТ) и ДТ № 10717040/091015/0000289 с указанием в графе 47 начислений по платежам.

В соответствии с абзацем 1 подпункта «а» пункт 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, таможней было принято решение от 20.09.2017 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10717040/091015/0000289.

В адрес общества было выставлено требование от 20.09.2017 № 638 об уплате таможенных платежей, в котором обществу предложено в срок не позднее 20 дней с момента его получения уплатить задолженность в размере 30118359,31 руб., из которых: 24139603,48 руб. - таможенные платежи и 5978755,83 руб. - проценты.

Данное требование вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2018 по делу № А51-24020/2017 признано недействительным.

В связи с неисполнением обществом требования от 20.09.2017 № 638 таможенным органом в адрес общества письмом от 16.10.2017 № 17-16/26841 было направлено требование от 16.10.2017 № 671 об уплате пени, начисленной на неуплату таможенных платежей, за период с 10.10.2015 по 19.09.2017 в общей сумме 56709936 руб., в том числе по ввозной таможенной пошлине – 1186400,92 руб., по НДС – 4484595,44 руб.

Не согласившись с данным требованием таможенного органа, посчитав его незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования общества подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в спорный период, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно частям 1, 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Как усматривается из материалов дела, основанием для выставления требования от 16.10.2017 № 671 послужило выявление таможенным органом неуплаты таможенных платежей в связи с неосуществлением ПАО «Славянский СРЗ» вывоза с таможенного территории Таможенного союза товара - баржи «GRAND BLUE», помещенного под таможенную процедуру реэкспорта, завершающую действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров, в числе прочих таможенных процедур, в соответствии с подпунктами 5, 11 и 14 пункта 1 статьи 202 ТК ТС установлены процедуры переработки на таможенной территории, реэкспорта и отказа в пользу государства.

В силу положений статьи 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 1).

На основании пункта 2 статьи 203 ТК ТС лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 239 ТК ТС переработка на таможенной территории (далее - переработка) – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

В силу положений пункта 1 статьи 249 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 249 ТК ТС предусматривает и иные варианты завершения процедуры переработки, допускается возможность помещения продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергавшихся операциям по переработке, остатков и отходов под процедуру выпуска для внутреннего потребления или другую процедуру, за исключением транзита.

Иными словами, по общему правилу процедура переработки завершается вывозом товара с таможенной территории РФ. Однако она также может быть завершена иным образом путем помещения помещением продуктов переработки, иностранных товаров под иную таможенную процедуру, кроме транзита.

Как следует из материалов дела, таможенная процедура переработки на таможенной территории в отношении несамоходной баржи «GREND BLUE» была завершена помещением судна 09.10.2015 под таможенную процедуру реэкспорта.

Действительно, в соответствии со статьёй 298 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом.

Согласно положениям главы 40 ТК ТС декларантом или судовладельцем должны быть совершены действия, направленные на вывоз товаров с таможенной территории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 300 ТК ТС при не вывозе с таможенной территории Таможенного союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, таможенным законодательством предусмотрено, что неосуществление вывоза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, с таможенной территории Таможенного союза влечет для декларанта наступление срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 300 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 250 ТК ТС при не вывозе с таможенной территории Таможенного союза продуктов переработки, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, с сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 300 ТК ТС, декларантом таможенной процедуры переработки уплачиваются проценты, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Как подтверждается материалами дела, процедура реэкспорта не была завершена обществом в связи с тем, что собственник и судовладелец несамоходной баржи устранились от управления судном, а заявитель без участия судовладельца и без полномочий на управление судном в объеме, предусмотренном Кодексом торгового мореплавания РФ (договора бербоут-чартера), не имеет возможности самостоятельно осуществить реэкспорт несамоходной баржи «GREND BLUE».

Кроме того, отсутствие надлежащих судовых документов препятствовало дальнейшему движению судна из порта Славянка за пределы таможенной территории Таможенного союза для целей завершения процедуры реэкспорта.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что таможенная процедура реэкспорта в рассматриваемой ситуации не могла быть завершена в связи с отсутствием у общества объективной возможности для вывоза баржи «GREND BLUE» с таможенной территории Таможенного союза.

При этом как предусмотрено пунктом 2 статьи 300 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта, прекращается у декларанта:

1) при фактическом вывозе иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза, подтвержденном таможенным органом места убытия в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза;

2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС.

Исходя из толкования вышеуказанных положений статьи 300 ТК ТС, предусмотренные данной статьей случаи прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов распространяются на обязанность, возникшую при регистрации таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

В силу положений подпункта 5 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ТК ТС отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Согласно пункту второму статьи 310 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Из указанной правовой нормы следует, что товары через процедуру отказа в пользу государства приобретают способность свободного обращения на территории Таможенного союза.

Частью 1 статьи 300 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа.

Как установлено судом, ПАО «Славянский СРЗ» было подано заявление в Арбитражный суд Приморского края о признании недействительным решения Владивостокской таможни от 20.09.2017    №17-59/56666 об отказе в выдаче разрешения на помещение спорного товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.01.2018 по делу №А51-25290/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018, признано незаконным решение Владивостокской таможни от 20.09.2017 №17-59/56666 об отказе в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства». На таможенный орган возложена обязанность принять решение о выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства».

В вышеуказанных судебных актах  по делу № А51-25290/2017 отражено, что ПАО «Славянский СРЗ» является надлежащим декларантом несамоходной баржи «GREND BLUE» для целей помещения судна по таможенную процедуру отказа в пользу государства, а также является титульным владельцем спорного судна в рамках права на удержание вещи. В частности, заявитель как судоремонтная организация обладает правом на распоряжение удерживаемой вещью без согласия на то заказчика в целях получения удовлетворения своих требований из стоимости удерживаемой вещи в рамках внешнеэкономической сделки ремонта судна.

Таможенная процедура отказа в пользу государства выбирается участниками внешнеэкономической деятельности в целях минимизации своих убытков и освобождения от обязанности уплаты таможенных платежей, несения дополнительных расходов, когда невозможно или экономически невыгодно вывозить обратно, оставлять или реализовывать ввезенный товар на территории Таможенного союза.

В связи с тем, что при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой отказа в пользу государства таможенные платежи не уплачиваются, заявитель для целей минимизации расходов правомерно распорядился судном путем помещения его под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Поскольку нормы таможенного законодательства не содержат ограничительного перечня таможенных процедур, из которых возможен переход в процедуру отказа от товара в пользу государства, суд отклонил довод таможни об отсутствии правовой возможности смены таможенного режима реэкспорта как завершающей таможенной процедуры на иной режим – режим отказа от товара в пользу государства.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, поскольку в рамках дела № А51-25290/2017 установлен факт неправомерности отказа в выдаче разрешения на помещение товара под таможенную процедуру «отказ в пользу государства», данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках рассмотрения данного дела.

Кроме того, как установлено судом, во исполнение постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 по делу № А51-25290/2017 письмом от 14.05.2018 № 17-59/221153  таможенный орган направил в адрес ПАО «Славянский СРЗ» разрешение от 11.05.2018 на помещение товара (грузового плавучего средства - несамоходной баржи «GREND BLUE») под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

17.05.2018 судно, обращенное в доход государства, передано по акту приема - передачи обществу на ответственное хранение до момента его реализации.

Учитывая, что обществу было выдано разрешение от 11.05.2018 на помещение грузового плавучего средства - несамоходной баржи «GREND BLUE» под таможенную процедуру отказа в пользу государства, то у заявителя, как декларанта, в силу пункта 2 статьи 80, части 2 статьи 300 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта, прекращается.

На основании изложенного, судом было установлено, что таможней вынесено решение от 20.09.2017 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10717040/091015/0000289, а также выставлено требование от 20.09.2017 № 638 без достаточных к тому правовых оснований. Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-24020/2017 и по делу № А51-21309/2017.

Согласно частям 1, 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Статья 151 Закона № 311-ФЗ предусматривает, что пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пункт 1).

Частями 2 и 3 статьи 150 указанного Закона предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152.

В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Закона № 311-ФЗ вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155).

Поскольку обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов у заявителя по ДТ № 10717040/091015/0000289 отсутствует, что установлено вышеназванными вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Приморского края, следовательно, начисление пени и предъявление обществу оспариваемого в настоящем деле требования от 16.10.2017 № 671 об уплате пени произведено таможней без достаточных к тому оснований, в связи с чем нарушает права и законные интересы общества, поскольку неисполнение данного требования влечет для заявителя неблагоприятные последствия, выражающиеся в применении предусмотренных положениями главы 18 Закона № 311-ФЗ мер принудительного взыскания таможенных платежей.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Обеспечительные меры, введённые арбитражным судом по определению от 03.11.2017 (с учётом определения от 07.11.2017 об исправлении опечатки), в соответствии с частью 4 статьи 96 АПК РФ сохраняют свое действие до вступления в законную силу судебного акта, которым закончено рассмотрение настоящего дела по существу.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, в пользу которого принят судебный акт, подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями  110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

          Признать недействительным требование Уссурийской таможни от 16.10.2017 № 671 об уплате таможенных платежей по декларации на товары № 10717040/091015/0000289 как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Уссурийской таможни в пользу публичного акционерного общества «Славянский судоремонтный завод» судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи). Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                   А.А. Фокина