ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-26524/12 от 17.12.2012 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-26524/2012

21 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (Росприроднадзор) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.09.2004)

о признании незаконным отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Эко ДОМ»

о признании недействительным отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2011; от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 15.10.2012, после перерыва – не явились, извещены;

от третьего лица – представитель ФИО4 по решению № 1,

установил:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее – «заявитель», «общество», «КГУП «Примтеплоэнерго», «предприятие») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (Росприроднадзор) (далее – «ответчик», «Управление») в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», изложенного в письме № 01-04-19/66214 от 27.07.2012 и об обязании установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» с 28.03.2012 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, указал, что оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» у Управления не имелось, поскольку предприятием были представлены все необходимые документы для надлежащего рассмотрения заявления, а непредставление документов, которыми предприятие не располагало, не является основанием для отказа.

Заявитель полагает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 27.07.2012, не основан на нормах действующего законодательства, регулирующих порядок рассмотрения и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и противоречит п.п. 7, 9, 10 Порядка разработки и утверждения нормативов, а также нарушает законные права и интересы предприятия в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности по переоформлению документов.

Ответчик требования не признал, считает оспариваемый отказ законным и обоснованным, полагает, что Управлением обоснованно отказано заявителю в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов, перечень которого предусмотрен пунктом 31 раздела 3 Приказа № 703.

Данные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Представитель третьего лица требования заявителя поддержал в полном объеме, указал, что заявителем были представлены все имеющиеся в его распоряжении документы, обязательность наличия которых предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем оснований для отказа в утверждении у Управления не имелось.

При изучении материалов дела судом установлено следующее.

12.07.2012 КГУП «Примтеплоэнерго» обратилось в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю с заявлением вх. № 9730 от 12.07.2011 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго».

Письмом от 27.07.2012 № 01-04-19/6214 Управление отказало в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в качестве обоснования отказа указало, что проектные материалы, представленные предприятием не отвечают требованиям пункта 31 раздела 3 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а именно: в проектных материалах заявителем не представлены копии актов (ЗАО «ТАКР-Ф»), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения, копии актов (ООО «Эко-Прим-ДВ»), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов (кислота аккумуляторная серная, аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные, со слитым электролитом), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Управление указало также на то, что свалки в п. Ольга, с. Тимофеевка, с. Ракушка, с. Веселый Яр, п. Моряк-Рыболов, с. Михайловка, с. Пермское, с. Маргаритово не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, что противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, в представленном проекте заявителю необходимо откорректировать раздел 5 «схема операционного движения отходов» в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» временное складирование отходов должно осуществляться на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Не согласившись с отказом, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, КГУП «Примтеплоэнерго» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты устанавливаются Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 (ред. от 22.12.2010) «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2010 № 16796) (далее – Порядок).

Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Пунктом 4 Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно пункту 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 № 10891).

В соответствии с пунктом 7 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием соответствующих сведений, а также перечень прилагаемых документов: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяют Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 № 10891) (далее – Методические указания № 703).

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пунктом 17 Методических рекомендаций определено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы: титульный лист, оформляемый в соответствии с Приложением 2 к настоящим Методическим указаниям; содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц; аннотация; общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице; сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы; сведения об отходах; расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов; схема операционного движения отходов; сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов; характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов; характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов; мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду; планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях; предложения по лимитам на размещение отходов; список использованной литературы, а также приложения.

Согласно пункту 31 раздела 3 Методических рекомендаций в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются, в том числе, копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Абзацем 2 статьи 9 Порядка установлено, что в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно абзацу 2 пункта 10 Порядка основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Из материалов дела следует, что одним из оснований отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», изложенного в письме № 01-04-19/6214 от 27.07.2012, послужил факт того, что заявителем, в нарушение пункта 31 раздела 3 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» при обращении с заявлением не были представлены копии актов (ЗАО «ТАКР-Ф»), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения, копии актов (ООО «Эко-Прим-ДВ»), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов (кислота аккумуляторная серная, аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные, со слитым электролитом), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Материалами дела подтверждается, что в приложении к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятием были представлены, в том числе, договор купли-продажи лома черных металлов между ЗАО «ТАКР-Ф» и КГУП «Примтеплоэнерго», заключенный на срок с 01.08.2011 по 31.12.2012 (приложение 2, стр. 202), договор между ООО «ЭкоПрим-ДВ» и КГУП «Примтеплоэнерго» на прием и утилизацию кислоты аккумуляторной серной отработанной и аккумуляторов свинцовых отработанных неразобранных, со слитым электролитом, заключенный на срок с 30.10.2009 по 31.12.2012 (приложение 2, стр. 194 - 198), справки № 0006161 от 11.07.2011, № 000165 от 07.10.2011, акты № 00000042 от 11.07.2011, № 00000059 от 07.10.2011.

По вопросу непредоставления актов, заверенных хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения, заявитель пояснил, что учитывая сезонный характер работы предприятия, отходы, являющиеся предметом договора с ЗАО «ТАКР-Ф» (лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (тара из-под лакокрасочных материалов), остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом черных металлов несортированный, стружка черных металлов незагрязненная) будут образовываться после окончания отопительного периода при проведении ремонта котлов.

При этом объем и номенклатура ремонтных работ определяются в каждом конкретном случае, исходя из технического состояния котлов. Соответственно и отходы от ремонта котлов могут образовываться в меньшем количестве, а какие-то виды отходов могут не образовываться вовсе.

Срок службы автомобильных аккумуляторов составляет три и более года, соответственно периодичность образование таких видов отходов как кислота аккумуляторная серная отработанная и аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом может составлять один раз в два - четыре года, в связи с чем предприятие не всегда имеет возможность представить акты за предыдущий отчетный период.

Таким образом, требование Управления о необходимости представления предприятием вышеуказанных актов, заверенных хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения преждевременно.

При этом суд отмечает, что документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу отходов с целью их использования и (или) обезвреживания, заявителем представлены.

Другим основанием невозможности утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», согласно оспариваемому отказу, явился факт невнесения объекта, на котором планируется размещение отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Действительно, в соответствии с пунктом 6 статьи 12 закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, судом установлено, что порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, действующим законодательством в настоящее время не определен.

В соответствии с пунктом 5.2.31 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов. В настоящее время проект указанного порядка находится на согласовании Минприроды России.

Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимися в материалах дела письмами Росприроднадзора в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» от 27.09.2012 № 01-04-19/7811, а также в адрес филиала ОАО «ДГК» «Приморская генерация» от 04.02.2011 № СМ-08-03-32/1069.

Имеющийся в распоряжении Управления реестр объектов размещения отходов и на который ссылается ответчик в качестве обоснованности оснований отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов, не может быть принят судом во внимание, поскольку носит лишь информационный либо статистический характер.

Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов по причине невнесения объекта, на котором планируется размещение отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, а также ввиду непредставления заявителем копий актов, у Управления не имелось.

При этом оснований для отказа в связи необходимостью корректировки раздела 5 проекта «схема операционного движения отходов», суд также не находит, поскольку указанный раздел заполнен в соответствии с приложением 2 к «Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», согласно которой в графе 14 таблицы «Схема операционного движения отходов» указываются операции по размещению отходов из следующего списка: хранение сроком до 3 лет, хранение сроком более 3 лет, захоронение.

В графе 11 таблицы «Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет. Обоснование предельного количества накопления отходов» указывают сроки хранения отходов: дни, месяц, год.

Кроме того, в проекте в данной таблице сроки накопления отходов не превышают 6 месяцев, на данное обстоятельство также указывается в разделе 2 проекта «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы».

Признавая довод Управления необоснованным, суд также принимает во внимание то, что отражение данных сведений в таблице проекта «схема операционного движения отходов» не влияет на данные иных граф.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

С учетом установленных судом обстоятельств дела, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, в том числе, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с чем суд обязывает Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» с 23.08.2012.

С учетом удовлетворения требований заявителя в полном объеме расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго», изложенного в письме № 01-04-19/66214 от 27.07.2012 г.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района «Ольгинский» филиала «Дельнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» с 23.08.2012.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю, расположенного по адресу: <...>, в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Турсунова Ю.C.