АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-26641/2014
19 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2014 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2014 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черногоровой О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа ИНН 1002019 , ОГРН 2500859237 , дата гос. регистрации 24.10.2002
к АДМИНИСТРАЦИИ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИНН 1004094 , ОГРН 2500859600 , дата гос. регистрации 28.10.2002
о взыскании 4 283 048 руб. 74 коп.,
при участии
от истца: ФИО1, доверенность от 13.10.2014 № 2228 со спец.полн., пост.,
от ответчика: не явился, надлежаще извещен,
установил:МУП «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании компенсации убытков в размере 4 283 048 руб. 74 коп. за период с 01.05.2014 по 31.07.2014, причиненных отсутствием финансирования расходов на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения.
Администрация Уссурийского городского округа в судебное заседание не явилась, отзыв на иск не представила, о времени и месте рассмотрения спора извещена надлежаще.
Как следует из материалов дела, постановлением управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа Приморского края «О передаче имущества из состава муниципальной казны Уссурийского городского округа» от 29.11.2011 № 330 низковольтные линии электропередач 0,4 кВ наружного освещения были переданы из состава муниципальной казны Уссурийского городского округа в хозяйственное ведение МУП «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа. На выполнение работ по техническому обслуживанию улиц Уссурийского городского округа МУП «Уссурийск-Электросеть» (потребленную электроэнергию на освещение и техническое обслуживание объектов освещения автомобильных дорог) в период до 1.04.2014 истцу выделялись средства городского округа по договору № 1 на освещение улиц Уссурийского городского округа от 14.01.2014.
В связи с наличием у истца убытков за период с 01.05.2014 по 31.07.2014, причиненных отсутствием финансирования расходов по содержанию и эксплуатации объектов наружного освещения, в размере 4 283 048 руб. 74 коп., истец обратился в суд за их возмещением.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 25 части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Частью 2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с п.3.2. Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 20.02.2014), по подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
В соответствии с пунктом 15.1. Правилах благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа (приложение к решению Думы Уссурийского городского округа от 06.11.2013 N 803-НПА), улицы, дороги, площади, переулки, мосты, пешеходные тротуары, жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также номерные знаки общественных и жилых зданий, элементы городской информации и витрины должны освещаться в темное время суток, обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников.
Пунктами 1 и 2 ст. 6 Положения об организации освещения улиц, содержании, техническом обслуживании и ремонте объектов уличного освещения на территории Уссурийского городского округа, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 26.12.2007 N 713-НПА, предусмотрено, что заключение договоров с организациями, осуществляющими уличное освещение, содержание, техническое обслуживание и ремонт объектов уличного освещения на территории Уссурийского городского округа производится администрацией Уссурийского городского округа в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации по результатам открытых конкурсов на исполнение муниципального заказа; расчеты с организациями, осуществляющими уличное освещение, содержание, техническое обслуживание и ремонт объектов уличного освещения на территории Уссурийского городского округа, производятся администрацией Уссурийского городского округа на основании актов снятия показаний счетчиков активной энергии, актов приема фактически выполненных работ, подписанных начальником соответствующего структурного подразделения администрации Уссурийского городского округа; выполненные работы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту объектов уличного освещения принимаются на соответствие их объему и качеству исполнения обязательств по заключенному муниципальному контракту с организацией, определившейся по результатам открытого конкурса.
Наличие у истца убытков, возникших в связи с оказанием МУП «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа услуг по освещению улиц городского округа, подтверждается материалами дела: договором энергоснабжения № 6181 от 01.01.2012, счет-фактурами ОАО «ДЭК», договором № 6 аренды транспортных средств без экипажа от 03.02.2014, актами от 03.02.2014, от 01.07.2014, дополнительным соглашением № 1 от 01.07.2014 о внесении изменений в ДОГОВОР № 6 аренды транспортных средств без экипажа, актами на списание ТМЦ в производство, актами на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, актом № 6 от 05.06.2014, расчетами суммы арендной платы по договору № 6 от 03.02.2014, отчетами о работе автотранспорта по уличному освещению за май, июнь, июль 2014, ведомостями амортизации, актом № 8 от 07.07.2014, путевыми листами грузового автомобиля и другими документами. Сумма задолженности ответчиком не оспорена.
Судом установлено, что администрацией Уссурийского городского округа в нарушение решения Думы Уссурийского городского округа от 26.12.2007 N 713-НПА, договор с МУП «Уссурийск-Электросеть» не заключался, денежные средства на финансирование вопроса местного значения в спорный период не выделялись.
Правовые основания для несения истцом указанных расходов за счет собственных средств МУП «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа у истца отсутствуют.
Доказательств отсутствия в бюджете городского округа денежных средств на финансирование расходов, понесенных истцом в спорный период 2014, ответчиком суду не представлено.
Суд считает, что убытки у истца в заявленной сумме возникли вследствие отсутствия финансирования данного вопроса местного значения из средств бюджета Уссурийского городского округа.
Принятие истцом мер к предотвращению возникновения убытков и уменьшению их размера следует из представленной в дело переписки сторон, а также протоколов рабочей встречи по вопросу уличного освещения.
Исходя из изложенного, суд считает, что поскольку незаконное бездействие администрации городского округа привело к возникновению у истца убытков, требования МУП «Уссурийск-Электросеть» о взыскании с АДМИНИСТРАЦИИ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА за счет казны Уссурийского городского округа убытков на сумму 4 283 048 руб. 74 коп. за период с 01.05.2014 по 31.07.2014 являются основанными и подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Взыскать с АДМИНИСТРАЦИИ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА за счет казны Уссурийского городского округа в пользу муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Электросеть» Уссурийского городского округа компенсацию убытков на сумму 4 283 048 (четыре миллиона двести восемьдесят три тысячи сорок восемь) рублей 74 копейки, а также государственную пошлину по иску на 44 415 (сорок четыре тысячи четыреста пятнадцать) рублей 24 копейки.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.