ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-26891/14 от 15.01.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-26891/2014

20 января 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.Н. Кучинского,

при ведении протокола судебного заседания секретарем АВ. ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального агентства морского и речного транспорта (ИНН 7516988 , ОГРН 7796291950 , дата регистрации: 26.04.2004)

к Администрации Приморского края (ИНН 0037030 , ОГРН 2502275168 , дата регистрации: 30.12.2002)

к третьему лицу не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Департаменту промышленности и транспорта Приморского края

о взыскании 101000000 руб.

при участии в заседании:

от истца –   Е.О. Зайко, паспорт,

от ответчика – ФИО2, паспорт, ФИО3.

От третьего лица – ФИО4, паспорт,

установил:

Федеральное агентство морского и речного транспорта обратился в суд с исковым заявлением к Администрация Приморского края о взыскании 101000000 руб.

В предварительном судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик и третье лицо возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.

Истец заявил ходатайство о привлечении в дело третьих лиц, просит привлечь в качестве третьих лиц – Министерство финансов Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации.

Ответчик и третье лицо возражали по ходатайству.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства.

В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учётом достаточности доказательств, отсутствием возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

21 ноября 2009 года на основании постановления Правительства Российской Федерации № 965 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» ФЦП была дополнена мероприятием «Строительство (приобретение) пассажирских и грузовых судов и паромов, необходимых для транспортного обеспечения саммита АТЭС, аренда круизных лайнеров для проживания гостей и участников саммита 2012 года» в целях обеспечения приема и размещения участников саммита АТЭС на территории города Владивосток.

В соответствии с положениями ФЦП общий объем финансирования мероприятия «Строительство (приобретение) пассажирских и грузовых судов и паромов, необходимых для транспортного обеспечения саммита АТЭС, аренда круизных лайнеров для проживания гостей и участников саммита 2012 года» в 2010-2011 годах составил 525 000,00 тыс. рублей, из них:

- за счет средств федерального бюджета 500 000,00 тыс. рублей: -  2010 год-250 000,00 тыс., рублей;

- 2011год-250000,00 тыс. рублей.

- за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации -25 000,0 тыс. рублей:

- 2010 год-12 500,00 тыс. рублей;

- 2011 год-12 500,00 тыс. рублей.

Главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на данное мероприятие согласно ФЦП был определен Росморречфлот.

В целях обеспечения надлежащего правового оформления предоставления субсидии на мероприятие, предусмотренное ФЦП, между Росморречфлотом и Администрацией Приморского края были заключены следующие соглашения:

1)  «О предоставлении в 2010 году бюджету Приморского края
субсидии на софинансирование мероприятия, предусмотренного
подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного
сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой
программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года» от 01 декабря 2010 года №1-ИЗ/С
(далее - Соглашение 1);

2)     «О предоставлении в 2010 году бюджету Приморского края
субсидии на софинансирование мероприятия, предусмотренного
подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного
сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой
программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года» от 16 февраля 2011 года № 2-АД/С
(далее - Соглашение 2).

Соглашения 1, 2 предусматривали предоставление Администрации Приморского края субсидии на софинансирование мероприятия «Строительство (приобретение) пассажирских и грузовых судов, паромов, необходимых для транспортного обеспечения саммита АТЭС, аренда круизных лайнеров для проживания гостей и участников саммита 2012 года», предусмотренного федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 (далее - ФЦП).

Согласно пункту 3.1.1 Соглашений 1, 2 Росморречфлот принял на себя обязательства по перечислению Администрации Приморского края субсидии в общем размере 500 000, 00 тыс. рублей на цели и на условиях, предусмотренных Соглашениями 1, 2.

При этом, учитывая, что субсидия носила целевой характер, Соглашениями 1, 2 (пункт 3.2.5) были утверждены следующие целевые показатели эффективности и результативности использования предоставленной субсидии:

-  приобретение двух единиц пассажирских судов вместимостью 233 человека;

-   аренда одного круизного лайнера вместимостью 2100 человек.

Таким образом, при заключении Соглашений 1,2 сторонами были исчерпывающим образом сформулированы цели, на которые должны быть направлены денежные средства из федерального бюджета, выделяемые в рамках Соглашений 1, 2, поскольку формулировка пункта 3.2.5 вышеназванных Соглашений не допускает ее расширительного толкования.

При этом целевые показатели эффективности использования бюджетных денежных средств не были определены Росморречфлотом самостоятельно, произвольно. Контроль за всеми мероприятиями, направленными на подготовку саммита АТЭС осуществляло Правительство Российской Федерации.

30 октября 2009 года Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 Министерству транспорта Российской Федерации было дано поручение совместно с Администрацией Приморского края подготовить предложения по транспортному обеспечению саммита АТЭС.

Исходя из содержания поручения, следует, что под транспортным обеспечением саммита понимается размещение и перевозка с материковой части Приморского края (г. Владивосток) на о. Русский участников саммита АТЭС. Какое-либо иное целевое назначение судов не предполагалось. Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5, Министерством транспорта было определено, что для размещения участников саммита АТЭС требуются суда вместимостью 500 - 600 человек, приобретение которых может быть затруднительно ввиду их высокой стоимости, превышающей объемы финансирования. В данной связи Министерством транспорта была предложена аренда судов для размещения участников саммита АТЭС (письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации ФИО6 от 27 ноября 2009 года№ ОВ-10/12375).

Впоследствии было признано экономически обоснованным приобретение двух судов пассажиров вместимостью 233 человека и аренда одного круизного лайнера вместимостью 2100 человек, что и было отражено в Соглашениях 1,2.

Таким образом, данное количество судов было признано Российской Федерацией в лице главного распорядителя бюджетных средств - Росморречфлота необходимым и достаточным для транспортного обеспечения саммита АТЭС.

Во исполнение принятого на себя обязательства и в соответствии с условиями Соглашений 1,2 Росморречфлотом произведено перечисление субсидии Администрации Приморского края платежными поручениями от 10 декабря 2010 года № 419609 на сумму 250 000,00 тыс. рублей и от 01 марта 2011 года № 401507 на сумму 250 000,00 тыс. рублей.

Соответственно, Росморречфлотом были исполнены обязательства по перечислению средств субсидии по Соглашению 1, Соглашению 2 в полном объеме.

В целях подтверждения целевого использования денежных средств, выделенных в качестве субсидии, Администрацией Приморского края в Росморречфлот 17 января 2011 года были представлены следующие документы:

1.Копия Долгосрочного государственного контракта Приморского края на оказание услуги (аренду) круизного лайнера для проживания гостей и участников саммита АТЭС 2012 года от 28 декабря 2010 года.

2.Копия Долгосрочного государственного контракта на приобретение пассажирского судна, необходимого для транспортного обеспечения саммита АТЭС от 15 ноября 2010 года№ 6.

3.Копия Долгосрочного государственного контракта на приобретение пассажирского судна, необходимого для транспортного обеспечения саммита АТЭС от 15 ноября 2010 года №7.

Исходя из положений вышеназванных контрактов, определяющих их цену, на приобретение вышеназванных судов был израсходован не весь объем выделенных из федерального бюджета денежных средств. При этом размер неиспользованного остатка субсидии составил 101 000,00 тыс. рублей.

Вместе с тем, принимая во внимание, положения пункта 4.1. статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно, возможность изменения цены контракта, но не более, чем на 10 процентов в случаях, когда выявляется необходимость выполнения дополнительного объема работ, а также учитывая специфику заключенных Администрацией Приморского края долгосрочных государственных контрактов, Росморречфлотом было принято решение о перечислении в марте 2011 года полного объема субсидии в целях финансирования вышеназванных контрактов.

Данное решение было обосновано тем, что в случае, если цена контрактов останется неизменной, либо после ее изменения останется неиспользованный остаток бюджетных денежных средств, он будет возвращен в бюджет в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации неиспользованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены в конце финансового года.

При этом неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 года № «Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета» (далее - приказ Минфина России № 51н) должен быть возвращен в бюджет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.

Соответственно, оставшиеся после достижения целевых показателей (приобретение двух единиц пассажирских судов вместимостью 233 человека, аренда одного круизного лайнера вместимостью 2100 человек) денежные средства должны были быть возвращены Администрацией Приморского края в федеральный бюджет в срок до 1 апреля 2012 года.

Письмом от 17 августа 2011 года № СГ-21/8196 Росморречфлот указывает Администрации Приморского края на то, что согласно пункту 3.2.5 Соглашения 1, 2 целевыми показателями предоставления субсидии являются:

-  приобретение двух единиц пассажирских судов вместимостью 233 человека;

-  аренда одного круизного лайнера вместимостью 2100 человек,а также на недопустимость нецелевого расходования выделенных в качестве субсидии денежных средств, просит в возможно короткий срок представить предложения по использованию федеральных средств в объеме 101 000,0 тыс. рублей, по которым не заключены контракты.

В ответ на данное письмо Администрацией Приморского края не было представлено в Росморречфлот доказательств целевого использования денежных средств, обоснования необходимости приобретения судна представительского класса вместимостью 12 человек, а также информации о планируемом использовании данного судна при проведении саммита АТЭС.

19 января 2012 года Администрацией Приморского края в Росморречфлот была направлена информация о заключении.

Этим же письмом Росморречфлот был проинформирован об использовании денежных средств, выделенных из федерального бюджета в полном объеме. Вместе с тем документов в обоснование необходимости заключения Государственного контракта от 26 декабря 2011 года № 14 на приобретение еще одного пассажирского судна для транспортного обеспечения саммита АТЭС также представлено не было.

Таким образом,  из вышеизложенного следует, что действия по проведению процедуры закупки в конце финансового года без обоснования необходимости приобретения дополнительной единицы флота для транспортного обеспечения саммита АТЭС, возможно расценивать как направленные на освоение остатка выделенной субсидии до истечения отчетного периода в целях невозвращения денежных средств в бюджет согласно требованиям действующего законодательства. Подобное расходование выделенной субсидии является нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

Вместе с тем, принимая во внимание специфику данного мероприятия ФЦП («Строительство (приобретение) пассажирских и грузовых судов и паромов, необходимых для транспортного обеспечения саммита АТЭС, аренда круизных лайнеров для проживания гостей и участников саммита 2012 года»), а именно его направленность исключительно на транспортное обеспечение участников саммита АТЭС, а не на обновление флота Приморского края, любое изменение целевых показателей должно было быть согласовано с главным распорядителем бюджетных средств соответствующего мероприятия ФЦП Росморречфлотом.

Более того, также пояснил истец, в своем исковом заявлении, после прямого указания Росморречфлота (письмо 17 августа 2011 года № СГ-21/8196) на нецелевое использование выделенной субсидии Администрация Приморского края не предприняла действий по документальному обоснованию необходимости приобретения дополнительных единиц флота для транспортного обеспечения саммита АТЭС, не возвратила неиспользованный остаток бюджетных денежных средств в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Суд, рассмотрев материалы дела, счел исковые требования подлежащими  удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферт, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Ответчиком в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление.

Администрация Приморского края является надлежащим ответчиком,  поскольку  фактическим  получателем  субсидии  выступал Департамент промышленности и транспорта Приморского края (далее - Департамент). Вместе с тем основанием для выделения субсидии являлись следующие соглашения:

1)    «О предоставлении в 2010 году бюджету Приморского края
субсидии на софинансирование мероприятия, предусмотренного
подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного
сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой
программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года» от 01 декабря 2010 года №1-ИЗ/С
(далее - Соглашение 1);

2)  «О предоставлении в 2010 году бюджету Приморского края
субсидии на софинансирование мероприятия, предусмотренного
подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного
сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой
программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и
Забайкалья на период до 2013 года» от 16 февраля 2011 года № 2-АД/С
(далее - Соглашение 2).

Данные соглашения являлись двусторонними, были заключены между Истцом и Ответчиком и, соответственно, порождают права и обязанности исключительно для них.

Таким образом, довод Ответчика об отсутствии обязанности по обеспечению надлежащего целевого расходования выделенных в рамках данных Соглашений денежных средств не соответствует положениям Соглашений (копиипредставлены в материалы дела).

Довод Ответчика о том, что несоблюдение целевых показателей не является нецелевым использованием бюджетных денежных средств суд отклоняет поскольку в соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных денежных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Соглашениями 1, 2 (пункт 3.2.5) были утверждены следующие целевые показатели использования предоставленной субсидии:

-приобретение двух единиц пассажирских судов вместимостью 233 человека;

-аренда одного круизного лайнера вместимостью 2100 человек.

Таким образом, при заключении Соглашений 1,2 сторонами были сформулированы цели, на которые должны быть направлены денежные средства из федерального бюджета, выделяемые в рамках Соглашений 1, 2.

Соответственно, несоблюдение данных целевых показателей, определенных документами, послужившими правовым основанием для предоставления субсидии, является нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.

Ссылка Ответчика на приложение № 7 к Федеральной целевой программе «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480, которое, по его мнению, свидетельствует о том, что под целевыми показателями для данной федеральной целевой программы понимаются лишь показатели эффективности использования субсидии получателем, а не показатели, определяющие ее целевое назначение, суд также отклоняет, поскольку вышеназванное приложение не содержит не только дефиницию понятия «целевые показатели».

Росморречфлот является надлежащим Истцом по данному делу, поскольку в данном случае выступает в качестве главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу полномочий главного распорядителя бюджетных средств относится, в том числе обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. При этом перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленный в пункте 1 данной статьи, не является исчерпывающим. Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет и иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

          На основании вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Администрации Приморского края за счет казны Приморского края в доход федерального бюджета 101000000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                         Кучинский Д.Н.