АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
«26» июня 2009 года Дело № А51-2689/2009 Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Васенко,
рассмотрев в судебном заседании 13.05.2009 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Червяткин и Ко»
к Владивостокской таможне
об оспаривании постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности,
при участи в заседании:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,
от таможенного органа – ФИО1 (доверенность от 16.01.2009 № 1, удостоверение ГС № 037209),
установил:
Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 13.05.2009, изготовление полного текста решения откладывалось на основании ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); полный текст решения изготовлен 26.06.2009.
Общество с ограниченной ответственностью «Червяткин и Ко» (далее – «заявитель», «общество» и «декларант») обратилось в арбитражный суд к Владивостокской таможне (далее – «таможенный орган») с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления таможенного органа от 10.02.2009 «По делу об административном правонарушении № 1070200-1160/2008», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, определение суда им получено заблаговременно 03.04.2009, представитель общества в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ч. 2 ст. 210 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей заявителя по имеющимся в нем документам.
По тексту заявления общество указало, что отрицает наличия в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, однако считает, что в данном случае отсутствует вина организации в его совершении.
В обоснование своей позиции общество указало, что ввозимый товар ранее не входил в перечень товаров, на которые необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224; перечень не предусматривал получение санитарно-эпидемиологических заключений на ввозимый декларантом клей, поскольку не относил данный товар ни к товарам бытовой химии, ни к химическим товарам производственного назначения. Изданное 27.03.2008 письмо ФТС России по согласованию с Роспотребнадзором с указанием нового списка кодов товаров, на которые необходимы санитарно-эпидемиологические заключения, заявитель считает неприменимым в данном случае, поскольку на момент ввоза товара и подачи грузовой таможенной декларации (далее – «ГТД») данное письмо не было опубликовано в официальных изданиях. Спорное письмо опубликовано в журнале «Таможенный вестник» только в мае 2008 года, то есть через месяц после подачи ГТД заявителем.
Таможенный орган против заявленных требований возразил, представил в материалы дела письменный отзыв, а также документы в обоснование своей позиции, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, поскольку на момент декларирования заявителем ввозимого товара действовал Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, который указан в Приложении № 2 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, куда входит химическая продукция. Ссылки заявителя на то, что уточненный письмом ФТС России от 25.03.2008 №01-11/11534 перечень не является официально опубликованным нормативным актом таможенный орган отклоняет, поскольку список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации от 25.03.2008, был опубликован на официальном сайте Роспотребнадзора 26.03.2008, а также текст письма опубликован в газете «Таможенный вестник» и в Бюллетене «Таможенные ведомости». Таможенный орган настаивает на том, что материалами дела об административном правонарушении подтверждено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Выслушав пояснения представителя таможенного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Во исполнение контракта от 20.04.2007 № СТС-2007, заключенного с продавцом - компанией «Континент Трейдинг Ко» (Республика Корея) на покупку строительных и рекламных материалов, в адрес декларанта из Кореи поступил груз по коносаменту от 05.04.2008 № WJGLRU 0804083.
15.04.2008 общество оформило на ввезенный товар ГТД № 10702020/150408/0005512, заявив в декларации товар № 3 - «супер-клей «Локтайт-401», код ТН ВЭД России 3506 10 000 0.
По результатам проведенного контроля документов, предоставленных декларантом для целей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, заявленных в ГТД № 10702020/150408/0005512, установлено, что декларант не представил на этапе таможенного оформления документы, подтверждающие проведение в отношении товара № 3 санитарно-эпидемиологического контроля уполномоченным государственным органом.
Письмом от 23.12.2008 на запрос таможенного органа о предоставлении документов и сведений, в том числе санитарно-эпидемиологического заключения на товар № 3, заявитель сообщил, что санитарно-эпидемиологическое заключение на товар № 3 обществом не оформлялось.
По данному факту 30.12.2008 в отношении декларанта таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении, 30.01.2009 составлен протокол и 10.02.2009 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным Постановлением от 10.02.2009 «По делу об административном правонарушении № 1070200-1160/2008», посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы заявителя и возражения таможенного органа, исследовав материалы дела, суд считает требования общества не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и не носящих экономический характер запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ,
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст.ст. 183, 184, 247 и 391 ТК РФ.
Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Статья 131 ТК РФ устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров, наравне с другими документами необходимо предоставлять разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 2 ст. 131 ТК РФ).
Статья 127 ТК РФ предусматривает обязанность декларанта подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, предусмотренные ст. 131 ТК РФ.
В соответствии со ст. 13 ТК РФ товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Условия выпуска товаров определены п. 1 ст. 149 ТК РФ и, помимо прочих, включают представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 158 ТК РФ участники таможенных отношений обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» независимо от положений гл. 5 закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Частью 2 ст. 29 названного закона установлено, что технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – «Закон № 52-ФЗ») «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Как определено ст. 11 Закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 52-ФЗ продукция, указанная в п. 1 ст. 16, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее – «Приказ № 224») установлен порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, а также порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
Этим же приказом определен перечень товаров, на которые необходимо оформление санитарно-эпидемиологического заключения, в который включена химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, а также полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода (пп.5 и 6 п.1 перечня).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.21.1993 № 301, к товарам бытовой химии относятся, в том числе, средства клеящие.
Ввезенный заявителем товар классифицирован по коду 3506 10 000 0 ТН ВЭД России, относится к группе 35 ТН ВЭД России «Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты» раздела VI ТН ВЭД России «Продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности».
Таким образом, поскольку при применении супер-клея «Локтайн-401» как товара, предназначенного для реализации населению, либо для использования в промышленности, требуется непосредственное участие человека, то при его ввозе декларант должен был представить санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие ввозимого товара санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Указанное заключение при таможенном декларировании ввозимого товара заявителем не представлено, данное обстоятельство установлено судом и не оспаривается заявителем, в связи с чем следует признать обоснованным вывод таможенного органа о наличии в действиях декларанта состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на нарушение порядка вступления в силу письма ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534, в связи с чем оно не подлежит применения на момент декларирования спорного товара, суд во внимание не принимает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В силу п. 2 раздела I данных Правил установлено, что издание нормативных правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Данные положения подтверждаются Разъяснениями о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88.
Пункт 11 раздела II Положения «О нормативных правовых актах ГТК РФ», утвержденных Приказом ГТК РФ от 14.12.2000 № 1155, также гласит, что издание нормативных правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается.
Письма являются внутренним ведомственным актом и носят лишь разъяснительный характер. Следовательно, письма нельзя рассматривать как объект правоприменения, и в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ они не могут быть правовой основой разрешения соответствующих споров.
Пунктом 3 ст. 4 ТК РФ предусмотрено, что акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, однако термин «акты таможенного законодательства» подразумевает таможенное законодательство Российской Федерации, состоящее из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п. 2 ст. 3 ТК РФ).
Судом установлено, что письмо ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 «О направлении списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении» не является нормативным правовым актом, следовательно, к нему не могут предъявляться требования, предусмотренные действующим законодательством к порядку опубликования и вступления в силу актов таможенного законодательства.
Вместе с тем суд считает, что в данном случае не имеет правового значения порядок и дата опубликования рассматриваемого письма, поскольку эти обстоятельства не изменяют обязанность декларанта по получению санитарно-эпидемиологического заключения на товар, установленную приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты пав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224.
Из изложенного следует, что у декларанта имелась возможность для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений на ввоз товара на территорию Российской Федерации, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что вина заявителя в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждена материалами дела и проявилась в форме бездействия.
Порядок привлечения общества к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюдены.
Частью 3 ст. 211 АПК РФ определено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая, что в действиях общества есть признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении было проведено административным органом в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ, суд считает, что требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления таможенного органа от 10.02.2009 «По делу об административном правонарушении № 1070200-1160/2008» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Червяткин и Ко»о признании незаконным и отмене Постановления Владивостокской таможни от 10.02.2009 «По делу об административном правонарушении № 1070200-1160/2008», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья О.В. Васенко