ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2691/2012 от 27.04.2012 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-2691/2012

03 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 03 мая 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вавило Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агро Сангсэнг»

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (Дальневосточное управление Ростехнадзора)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 11.01.2012; от ответчика – ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2012 № 69 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение, ФИО3 – представитель по доверенности от 10.01.2012 № 47 сроком действия до 31.12.2012, ФИО4 – представитель по доверенности от 10.04.2012 сроком действия до 31.12.2012

установил: общество с ограниченной ответственностью «Агро Сангсэнг» (далее – общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Лесозаводского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью ФИО5 от 30.01.2012 за № 04П-48/14П (с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании от 26.04.2012 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 27.04.2012.

Общество поддержало заявленное требование. Заявитель указал, что цех по производству чистого риса не является опасным производственным объектом. Кроме того, общество полагает, что оспариваемое постановление принято главным государственным инспектором с превышением полномочий.

Общество считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее – управление) отклонило заявленное требование, считает постановление законным, вынесенным с учетом всех обстоятельств допущенного обществом административного правонарушения, указало, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения. Ответчик отклонил довод заявителя об отсутствии полномочий главного государственного инспектора Лесозаводского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью ФИО5 на составление протокола по делу об административном правонарушении и вынесение постановления, указал на то, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий, установленных статьей 23.31 КоАП РФ.

Из материалов дела судом установлено следующее.

С 17.01.2012 по 25.01.2012 Дальневосточным управлением Ростехнадзора,на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя управления от 10.01.2012 № 01, в отношении общества проведена плановая проверка с целью поверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов по переработке и храпению растительного сырья, на основании ежегодного Плана проведения проверок, утвержденного прокуратурой и размещенного на сайте генеральной прокуратуры.

25.01.2012 по результатам проверки управлением составлен акт проверки № 04П/09-01.12. В тот же день на основании указанного акта проверки обществу вынесено предписание № 04А/09-01.12П.

По факту выявленных в ходе проверки нарушений управлением 25.01.2012 в отношении общества составлен протокол № 04П-48/14 об административном правонарушении, в котором его деяние было квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

30.01.2012 Дальневосточным управлением Ростехнадзора вынесено постановление № 04П-48/14п о назначении административного наказания. В соответствии с указанным постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ устанавливает, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено понятие промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ).

В соответствии с подпунктом б пункта 1 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Порядок регистрации опасных производственных объектов установлен следующими документами:

- Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением 11равительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;

- Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04 сентября 2007 № 606;

Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011г. №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации регистрационный № 21545 от 03.08.2011г.).

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 85 утверждены «Правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья» (ПБ 14-586-03).

В соответствии с пунктом 1.2, Правила предназначены для применения:

- при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья;

- при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья;

- при проведении экспертизы промышленной безопасности;

- при проведении подготовки и аттестации работников организаций в области промышленной безопасности.

Пунктом 1.3 определено, что Правила распространяются на все организации, имеющие в своем составе взрывопожароопасные производственные объекты, (далее - опасные производственные объекты), на которых, перемещаются, перерабатываются и хранятся растительное сырье (зерно, семена) и продукты его переработки (мука, отруби, солод, комбикорм, жмых, шрот, сахар, травяная и древесная мука и т.п.), способные образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси, взрываться, самовозгораться или возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. К указанным объектам относятся:

- приемно-отпускные устройства для приема и отпуска растительного сырья и продуктов его переработки с железнодорожного, автомобильного и водного транспорта;

- рабочие здания, силосные корпуса элеваторов, склады силосного типа и склады напольные для бестарного хранения и галереи для перемещения растительного сырья и продуктов его переработки;

цехи, отделения, блочно-модульные и агрегатные установки по производству муки, крупы, солода, комбикормов и кормовых смесей, семяобрабатывающие и кукурузообрабатывающие производства;

- подготовительные, подработочные, дробильные отделения по очистке, измельчению солода, зерна, шелушению маслосемян;

- отделения для растаривания, взвешивания, просеивания муки, размола сахарного песка;

- зерносушильные установки, приемно-очистительные и сушильно-очистительные башни, цехи отходов, пыли, очистки и сортировки мешкотары.

В собственности общества, согласно свидетельства о государственной регистрации права от 28 марта 2003 серия 25-АА № 290028 значится, как объект права, зерноток в составе одноэтажных зданий: зерноток (лит.А), склады (лит.Гб, 19), крупорушка, сушилка семенного зерна, механизированный ток, весовой пункт, зерноток (лит.Г7), склады (117,118).

Приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 07.04.2011 №168 утверждены «Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».

В соответствии с разделом 16 Требований, опасные производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья, эксплуатируемые обществом, должны быть идентифицированы: сушилка семенного зерна и зерноток - отдельно стоящий сушильный участок растительного сырья (61), крупорушка - цех (участок) по производству крупы (62).

Из материалов дела судом установлено, что общество эксплуатирует объекты послеуборочной подготовки - две сушильные установки отечественного производства для снижения влажности растительного сырья (зерна риса), и цех по производству рисовой крупы, выполненный по проекту технического перевооружения здания цеха по переработке зерна, разработанного проектной организацией ООО РСП «Мастер» г. Арсеньев в 2009 году.

Техническим перевооружением предусмотрен демонтаж пришедшего в негодность отечественного зерноперерабатывающего оборудования и монтаж агрегатной установки по производству рисовой крупы южнокорейского производства производительностью 2,5 т/час.

В части второй Налогового кодекса РФ указано, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (часть 2 статьи 257).

В соответствии с пунктом 3.5 Постановления Госстроя РФ от 05.03.2004 №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ предусмотрено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения на опасном производственном объекте;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Согласно положениям данной статьи «Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

Документом, регламентирующим проведение промышленной экспертизы, является Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора России от 16.01.2003 N 1.

Пункт 4.1 Положения устанавливает, что экспертиза проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна проводится с целью установления соответствия требованиям промышленной безопасности.

Согласно подпунктом 4.1.1 Положения, при экспертизе проектной документации рассмотрению подлежат следующие разделы - общая пояснительная записка, взрывопожаробезопасность (самостоятельный раздел или в составе общей пояснительной записки), генеральный план, архитектурно-строительная, технологическая и электротехническая части, автоматика, отопление и вентиляция, и другие разделы, связанные с промышленной безопасностью (по усмотрению экспертной организации).

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (часть 4 стать 8 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ).

Согласно пункту 2.2 ПБ 14-586-03 организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, должна иметь:

проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

-документ о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;

-разрешения Госгортехнадзора России на применение технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах;

- договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта:

- технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта;

- технологические схемы и регламенты;

- паспорта на аспирационные и пневматические установки;

- паспорта на взрыворазрядные устройства;

- план ликвидации аварий и защиты персонала опасного производственного объекта.

Материалами дела подтверждается, что на эксплуатируемых объектах общества отсутствуют планы ликвидации аварий и защиты персонала опасного производственного объекта, не проведено страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, имеющаяся проектная документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта по хранению и переработке зерна не имеет положительного заключения государственной экспертизы.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Довод заявителя о превышении полномочий главным государственным инспектором ФИО5 при вынесении оспариваемого постановления от 30.01.2012г. №04П-48/14п судом не принимается по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст.23.31 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1, частью 3 статьи 9.1

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспектора и государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (пункт 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ).

Согласно части 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 №401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2010 №1136 утверждено Положение о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором пунктом 1 части 1 определено, что Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы в установленной сфере деятельности на территории Приморского края, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 12 Положения для организации деятельности территориального органа в установленной сфере полномочий в его составе, при необходимости, на основании утвержденной руководителем Ростехнадзора структуры территориального органа и в пределах установленной численности образуются структурные подразделения (отделы) на территориях субъектов РФ и/или на поднадзорных объектах.

Приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 01 октября 2010 года №486-тк утверждена новая структура, в которой одним из структурных подразделений ДВУ Ростехнадзора введен Лесозаводский отдел по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю.

Таким образом, главный государственный инспектор Лесозаводского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю ФИО5, возбуждал и рассматривал дело об административном правонарушении как должностное лицо территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Следовательно, оспариваемое постановление принято главным государственным инспектором Лесозаводского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю ФИО5, в пределах установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами полномочий.

Иных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что допущенные нарушения связаны с требованиями промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, суд не находит оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечение общества к административной ответственности является правомерным

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Агро Сангсэнг» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Лесозаводского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью ФИО5 от 30.01.2012 №04П-48/14п.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья Чугаева И.С.