ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-26942/12 от 10.01.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-26942/2012

14 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2013 года .

Полный текст решения изготовлен 14 января 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Лошаковой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Панасюк Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Райводхоз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, Управлению по координации правоохранительной деятельности Приморского края

третьи лица: Департамент труда и социального развития Приморского края, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 22.10.2012

от Департамента сельского хозяйства – ФИО2, доверенность от 09.01.2012

от Межведомственной комиссии по вопросам использования рабочей силы – ФИО3, доверенность от 09.01.2013

от Администрации Приморского края – ФИО4, доверенность от 21.12.2012

от Департамента по координации правоохранительной деятельности – ФИО4, доверенность от 09.01.2013

от Департамента труда и социального развития Приморского края – Студило А.Г., доверенность от 09.01.2013

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Райводхоз» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края (далее – ответчик, МВК), оформленное протоколом № 5 от 09.07.2012, об отклонении заявки ООО «Райводхоз» на привлечение в 2013 году 350 иностранных работников (с учетом уточнений).

Одновременно с принятием заявления к производству к участию в деле в качестве соответчика привлечены Администрация Приморского края, Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края.

Определением от 11.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление службы занятости населения по Приморскому краю, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края.

В настоящем судебном заседании представитель Департамента труда и социального развития Приморского края заявил ходатайство о замене третьего лица – Управления службы занятости населения по Приморскому краю на Департамент труда и социального развития Приморского края в связи с реорганизацией. Суд ходатайство удовлетворил.

Обосновывая заявленные требования, общество указало, что основание для отказа в удовлетворении заявки полностью противоречит действительному положению на рынке труда в Приморском крае. Заявитель пояснил, что общество неоднократно направляло в органы занятости населения сведения о наличии у него потребности в работниках. Однако данная потребность не была удовлетворена ни за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации, ни за какой-либо другой счет. На предприятие органами занятости безработные граждане – соискатели указанных работодателем профессий не направлялись вообще.

Межведомственная комиссия в письменном отзыве по заявленным требованиям возразила, указала, что в нарушение положений статьи 198 АПК РФ заявителем не указано, в чем именно решением МВК не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, как нарушаются права и законные интересы общества.

Дополнительно представитель МВК пояснил, что при рассмотрении заявки были приняты во внимание заключение государственной службы занятости населения Приморского края, допускающее привлечение заявителем 132х овощеводов и 4х экспедиторов, заключение департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, допускающее привлечение заявителем 81го овощевода. Кроме того, на обозрение комиссии было представлено информационное письмо от 21.06.2012 № 1202-3-15 отдела надзорной деятельности Октябрьского муниципального района ГУ МЧС по Приморскому краю, в котором содержится требование рассмотреть вопрос о ликвидации или ограничении квот на ввоз иностранной рабочей силы, в том числе, и ООО «Райводхоз». Из текста данного письма следует, что ООО «Райводхоз» нарушаются требования пожарной безопасности и не исполняются предписания государственного пожарного надзора по устранению выявленных нарушений в строениях, где проживают граждане КНР - все прибывшие иностранные рабочие размещаются на полевых станах. В результате ряда проверок руководитель ООО «Райводхоз» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Кроме того, ООО «Райводхоз» не представляет информацию по местам проживания и количеству иностранных работников.

Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края по заявленным требованиям пояснил, что в период подготовки предложений по установлению квоты на привлечение иностранных работников в Приморский край в 2011 общество в органы службы занятости сведения о потребности в работниках не заявило.

Вместе с тем, в центре занятости Приморского края на 01.06.2011 состояло на учете 23 безработных гражданина по профессии «овощевод», а также имелась информация о 40 выпускниках образовательных учреждений по данной профессии. По профессии «экспедитор по перевозке грузов» состояло на учете 8 безработных граждан.

Соблюдая принцип приоритета трудоустройства российских граждан на вакантные рабочие места, а также в целях пропорционального распределения квоты управлением была снижена итоговая численность иностранных работников для заявителя в количестве 132 овощеводов и 4 экспедитора по перевозке грузов.

Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразило. В обоснование возражений указало, что заявителем не уточнено, какие нормы права нарушены ответчиком при принятии оспариваемого решения.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Райводхоз» обратилось в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2013 год.

Согласно заявке иностранные работники необходимы обществу для замещения следующих должностей: овощевод – 330 человек, экспедитор по перевозке грузов – 20 человек. Страна, из которой предусматривается привлечение работников - Китай.

Заявка общества была зарегистрирована и направлена в межведомственную комиссию на рассмотрение.

На заседании межведомственной комиссии 09.07.2012 заявка общества была рассмотрена и отклонена. В качестве основания отклонения заявки были указаны нормы пунктов 18а и 18г постановления Правительства РФ от 22.12.2006 №783:

- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

- отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Результаты заседания межведомственной комиссии оформлены протоколом № 5 от 09.07.2012.

Письмом от 18.07.2012 № 25-02-35/1532 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило общество об отклонении его заявки по указанным выше основаниям.

Посчитав решение межведомственной комиссии по отклонению заявки незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон № 115-ФЗ»), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.

Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ).

Определение потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 (далее по тексту – Правила).

Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 197-па. Указанный орган собирает заявки работодателей, обобщает их и организовывает подготовку заключений заинтересованных органов исполнительной власти Приморского края.

Заявки работодателей и документы, необходимые для их рассмотрения, направляются Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в Межведомственную комиссию по вопросам привлечении и использования иностранных работников на территории Приморского края, которая создана постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 № 40-пг. Данным постановлением утверждено положение о комиссии и ее состав.

Согласно пункту 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

В соответствии с пунктом 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пп.а);

- наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах (пп.б);

- наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах (пп.в);

- отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями (пп.г).

Пунктом 20 вышеуказанных Правил предусмотрено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.

Из представленной в материалы дела заявке ООО «Райводхоз» о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2013 год следует, что обществом не планировалось предоставление жилых помещений для привлекаемых иностранных работников

Отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в соответствии с пунктом 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации является основанием для отклонения заявок работодателей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что комиссия правомерно отклонила заявку общества.

При этом, каждое из предусмотренных пунктом 18 Правил обстоятельств является самостоятельным основанием для отклонения заявки работодателя о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, в связи с чем судом не рассматривается вопрос о наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов либо ее отсутствии в рамках данного спора.

Каких-либо нарушений прав и законных интересов общества судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Пунктом 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на общество.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, оформленное протоколом № 5 от 09.07.2012, об отклонении заявки ООО «Райводхоз» на привлечение в 2013 году 350 иностранных работников.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья А.А. Лошакова