АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-26954/2014
24 октября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Широких Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Теплоэнергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Управление имущественных отношений администрации ГО ЗАТО Большой Камень
о признании незаконным требования
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, доверенность от 29.09.2014,
от ОСП, УФССП по ПК – ФИО2, доверенность от 02.12.2013;
от Управления имущественных отношений администрации ГО ЗАТО Большой Камень– Коршунова А.Е., доверенность от 06.10.2014;
установил: Открытое акционерное общество "Теплоэнергетическая компания" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования судебного пристава исполнителя ФИО4 Отдела судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю от 09.09.2014 № 25033/14/175025, вынесенного в рамках исполнительного производства от 26.08.2014 № 17267/14/25033-ИП.
Обосновывая заявленные требования, представитель общества указала, что общество не имело возможности исполнить оспариваемое требование, поскольку только 11.09.2014 узнало об отказе в отложении исполнительных действий. Считает, что судебным приставом-исполнителем не была дана оценка тому обстоятельству, что Управление имущественных отношений администрации ГО ЗАТО Большой Камень, которому подлежит передача основных средств склада ГСМ не является стороной исполнительного производства; не имеет полномочий на принятие от общества какого-либо имущества, поскольку находится в стадии ликвидации.
Кроме того, указал, что согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 26.08.2014 №17267/14/25033-ИП предмет исполнения не соответствует требованиям исполнительного документа.
Представитель Отдела судебных приставов по г.Большой Камень (далее-ОСП) и УФССП России по Приморскому краю по заявленным требованиям возразила, считает, что оспариваемое требование вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», является законным и обоснованным.
Управление имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по требованиям заявителя возразило. Представитель третьего лица указал, что на момент вынесения оспариваемого требования взыскатель как юридическое лицо не ликвидирован, норм права, ограничивающих права взыскателя, находящегося в процессе ликвидации, на получение присужденного имущества, действующее законодательство не содержит. Кроме того, в настоящий момент решение арбитражного суда Приморского края фактически исполнено, спорное имущество передано указанному в исполнительном документе лицу по акту от 22.09.2014.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что 26.08.2014 отделом судебных приставов по г. Большой Камень в отношении ОАО «Теплоэнергетическая компания» на основании исполнительного листа серии АС №0070814477, выданного в соответствии с решением Арбитражного суда от 25.02.2014 по делу №А51-26184/2013, возбуждено исполнительное производство № 17267/14/25033-ИП, предметом исполнения которого является: обязать ОАО «Теплоэнергетическая компания» возвратить управлению имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень основные средства склада ГСМ, переданного по акту приему передачи: аппарат для приготовления раствора-2, верстак ТОЗ-2533-003, верстак ТОЗ-2533-003, верстак ТОЗ-2533-003, верстак ТОЗ-2533-003, внеплощадные сети связи, внешние кабельные сети, ёмкость 10 куб.м, ёмкость 10 куб.м, железобетонный резервуар запас воды ёмкость 500 куб.м, железобетонный резервуар запас воды ёмкость 50 куб.м, железобетонный резервуар нефтесодержащих вод состоит из резервуара металлического № 8 объёмом 5000 куб.м, железобетонный резервуар нефтесодержащих вод состоит из резервуара металлического № 6 объёмом 5000 куб.м, канализационная насосная станция ул. Лебедева, 1, 2-этажная, комплексная трансформаторная подстанция, кран навесной ручной Т-104, ливневая канализация, магистральный хозяйственный питьевой водопровод, мазутонасосная станция с магистральным трубопроводом ул. Лебедева, 1 сооружение склада ГСМ, состоящее из отдельно стоящего 4-этажного здания площадью 915 кв.м, напорный канализационный коллектор, напорный флоратор с площадкой-5, напорный флоратор с площадкой-4, насос 10НД-6*1 центробежный 450 куб.м погрузоразгрузочный, насос 12 НА-12*6, насос центробежный 10НД-6*1 450 куб.м погрузоразгрузочный, насос центробежный 4Н-5*2 котельная, насос центробежный 4Н-5*2 котельная, насос центробежный 5НК*5*1 рециркуляционный, насос центробежный Д200*95 в пожарной насосной станции, насос центробежный Д200*95 в пожарной насосной станции, насос центробежный д200*95 в пожарной насосной станции, насос шестиренный ШФ-20/53 зачистной, насосная станция автоматического пожаротушения ул. Лебедева, 1 состоит из 1 — этажного здания площадью 136,7 кв.м, насосная станция и хранилище присадок/склад ГСМ ул. Лебедева, 1 площадью 32,2 кв.м здание 1-этажное, пневмобак водяной системы пожарный, пневмобак водяной Т-201-00 пено система, подогреватель пароводяной 04 ОСТ 34 теплофикационный 1 очереди, подогреватель пароводяной 04 ОСТ 34 теплофикационный 1 очереди, подогреватель пароводяной 04 ОСТ 34 теплофикационный 1 очереди, РУ 150/16, силовой трансформатор ТМЗ, силовой трансформатор ТМЗ, стальной цилиндрический резервуар № 4 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 2 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 1 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 3 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 5 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 6 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 8 ёмкость 5000 куб.м, стальной цилиндрический резервуар № 7 ёмкость 5000 куб.м, станок токарно-винторезный, станок универсальный вертикальный, теплообменник ТКГ 1200 мазутный подогреватель рециркуляционный, теплообменник ТКГ 1200 мазутный подогреватель рециркуляционный, фильтр мазутный ФМ-10-240-5 разгрузочный/погрузочный, фильтр мазутный ФМ-10-240-5 разгрузочный/погрузочный, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 котельная, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 котельная, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 котельная, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 котельная, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 рециркуляционный, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 рециркуляционный, фильтр мазутный ФМ-10-60-5 рециркуляционный, фильтр мазутный ФМ-10-240-5 разгрузочный/погрузочный, флатационная станция ул. Лебедева, 1, сооружение склада, состоящее из отдельно стоящего 2-этажного здания площадью 214 кв.м, электрокран балка г/п 2 т мазутонасосная.
Общество обратилось к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о возврате исполнительного листа ввиду невозможности его исполнения, поскольку управление имущественных отношений находится на стадии ликвидации.
10.09.2014 общество обратилось в ОСП с заявлением об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству №17267/14/25033-ИП на срок до 20.09.2014.
Рассмотрев заявление общества, судебный пристав-исполнитель отказал обществу в приостановлении исполнительного производства ввиду отсутствия оснований предусмотренных статьей 38 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В то же время, 09.09.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП г.Большой Камень в адрес должника было выставлено требование о возврате управлению имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень основных средств склада ГСМ, в соответствии с требованиями исполнительного документа, и предоставлении документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа в срок до 11.09.2014.
Не согласившись с вынесенным требованием, посчитав его незаконным и необоснованным, ОАО «Теплоэнергетическая компания» обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) постановления судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 настоящего Кодекса.
Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда регламентирован Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве). Права и обязанности судебного пристава-исполнителя в процессе исполнения судебных актов также урегулированы Федеральным законом №118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных пристава» (далее – Закон о судебных приставах).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе запрашивать необходимые сведения, получать от них объяснения, информацию, справки; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.
Оценка необходимости запроса тех или иных сведений, имеющих отношение к совершаемым исполнительным действиям судебного пристава в рамках возбужденного исполнительного производства, относится к компетенции судебного пристава.
Согласно оспариваемому требованию, судебный пристав-исполнитель требовал возвратить Управлению имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень основные средства склада ГСМ, переданного по акту приему передачи в рамках исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, вступившего в законную силу, и предоставить документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа.
Необходимость совершения действий по возврату имущества и запроса указанных сведений была связана с тем, что спорное имущество не передавалось должником указанному в исполнительном документе лицу. Достаточных доказательств наличия обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований исполнительного документа, затрудняющих его исполнение ни на момент выдачи оспариваемого требования, ни в процессе рассмотрения настоящего дела, должником не представлено.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя направлены на исполнение вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, который является обязательным для всех и должником не исполняется.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило суду доказательств, свидетельствующих о том, что действия судебного пристава-исполнителя не были направлены на исполнение требований исполнительного документа и незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.
Довод о выходе судебным приставом-исполнителем за пределы предмета исполнения подлежит отклонению, поскольку постановлением от 02.09.2014 в текст постановления от 26.08.2014 включены фразы «пневмобак водяной пожарный, подогреватель пароводяной 04 ОСТ 34 1 очереди» и исключена повторная фраза «фильтр мазутный ФМ-10-60-5 котельная».
Вынося данное постановление и действуя в рамках предоставленных полномочий, судебный пристав-исполнитель ФИО4, привела предмет исполнения в соответствие с положениями исполнительного листа.
Техническая ошибка, допущенная в постановлении о возбуждении исполнительного производства, в большей мере затрагивает интересы управления муниципальным имуществом городского округа Большой Камень, как лица, которому должно быть передано имущество.
Те исправления, которые внесены в постановление о возбуждении исполнительного производства, не расширяют перечень основных средств, подлежащих возврату собственнику.
Таким образом, внесение указанных исправлений в постановление о возбуждении исполнительного производства не изменило фактическую обязанность должника исполнить требования, установленные в исполнительном листе, не возложило какие-либо дополнительные, не установленные исполнительным документом обязанности, а, следовательно, не нарушало права и законные интересы ОАО «Теплоэнергетическая компания».
Довод заявителя о том, что на момент вынесения оспариваемого требования, Управление имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень находилось на стадии ликвидации, в связи с чем являлось неуполномоченным лицом-получателем спорного имущества, судом не принимается.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-64 ГК РФ, положения которых предусматривают, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п.1 статьи 61 ГК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из материалов дела следует, что администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень 12.08.2014 вынесено постановление №832 о ликвидации бюджетного учреждения «Управление имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО «Большой Камень» и создании ликвидационной комиссии.
При этом пунктом 6 постановления №832 срок для проведения ликвидационных мероприятий установлен до 31.12.2015 года. Доказательств того, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности бюджетного учреждения «Управление имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень» в связи с ликвидацией, в материалы дела не представлено.
Кроме того, обязанность по возврату имущества именно Управлению имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень установлена решением арбитражного суда Приморского края, на основании которого выдан исполнительный документ, а не судебным приставом-исполнителем.
По смыслу ст.ст. 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Должник - ОАО «Теплоэнергетическая компания» не привело доказательств нарушения оспариваемым требованием каких-либо его прав и законных интересов.
Кроме того, как следует из пояснения представителей сторон, на момент рассмотрения настоящего дела исполнительный документ серии АС №007081477, выданный по делу №А51-26184/2013, фактически исполнен, имущество возвращено Управлению имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по акту приема-передачи от 22.09.2014.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ определено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным требования судебного пристава исполнителя Отдела судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю от 09.09.2014 № 25033/14/175025, вынесенного в рамках исполнительного производства от 26.08.2014 № 17267/14/25033-ИП у арбитражного суда не имеется.
В соответствии с положениями статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагаются.
Учитывая изложенное, государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением, подлежат возврату ОАО «Теплоэнергетическая компания» из средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта статьи 333.40 НК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Теплоэнергетическая компания» о признании незаконным требования судебного пристава исполнителя Отдела судебных приставов по г.Большой Камень УФССП России по Приморскому краю от 09.09.2014 № 25033/14/175025, вынесенного в рамках исполнительного производства от 26.08.2014 № 17267/14/25033-ИП, отказать. Проверено на соответствие Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Возвратить открытому акционерному обществу «Теплоэнергетическая компания» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000(две тысячи)рублей излишне уплаченную по платежному поручению № 1346 от 11.09.2014.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Мангер Т.Е.