ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-27509/12 от 15.04.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-27509/2012

19 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2013 года, решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кобко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Н.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ИНН 2511003044, ОГРН 1022500861888, дата государственной регистрации 18.11.2002) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004) о признании права оперативного управления на объект недвижимого имущества

при участии в заседании:

от заявителя – Годованюк О.В., доверенность №25/29/4/3-15 от 07.12.2012, паспорт;

от ответчика – Малетина О.О., доверенность №12-03 от 09.01.2013, удостоверение;

от третьего лица – не явились, извещены;

установил: Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании права оперативного управления Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» на объект недвижимого имущества сооружение- скважина, расположенная по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, 3а, глубина 31,7 м, инв. №05:423:002:000125330-0029, лит.С-1, 2003 года постройки.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ТУ ФАУГИ в ПК).

В судебном заседании 20.02.2013 суд в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворил ходатайство истца об уточнении заявленных требований – просит признать незаконными действия Уссурийского отдела Управления Росреестра по ПК, выразившееся в отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости – сооружение – скважина, федерального казенного учреждения «лечебное исправительное учреждение №23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю», расположенная по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, 3а, глубина 31,7 м., инв№05:423:002:000125330-0029, лит.С-1, 2003 года постройки.

В судебном заседании 10.04.2013 суд в порядке ст.163 АПК РФ определил объявить перерыв до 15.04.2013 до 13 часов 15 минут. После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же лиц.

Заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования действий Управления Росреестра по ПК.

Ответчик возражает по ходатайству.

Заявитель поддержал требования, пояснил, что спорный объект недвижимости был возведен заявителем на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Строительство указанного объекта осуществлялось заявителем без получения разрешения на строительство хозяйственным способом за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Заявитель осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание спорного объекта недвижимости, составлены кадастровый и технический паспорта спорного объекта. Заявитель полагает, что на государственную регистрацию права оперативного управления на спорный объект недвижимости были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем полагает, что отказ Управления Росреестра по ПК в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости является незаконным.

ТУ ФАУГИ в ПК представило письменный отзыв в материалы, в котором пояснило, что заявленные требования поддерживает, поскольку согласно Уставу ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Приморскому краю, утвержденному приказом ФСИН России №57 от 03.02.2011, ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Приморскому краю является учреждением, созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, за которым имущество уголовно-исполнительной системы закрепляется на праве оперативного управления. Поэтому распоряжением ГУ ФСИН России по Приморскому краю спорное имущество было передано в оперативное управление ФКУ ЛИУ- 23 ГУФСИН России по Приморскому краю в порядке установленном законом.

Управление Росреестра по ПК требования не признает, пояснило, что, так как в установленный срок заявителем не были представлены документы необходимые для государственной регистрации прав на спорный объект заявителю было отказано в государственной регистрации. Кроме того, Управление Росреестра по ПК полагает, что заявителем пропущен срок для обжалования данных действий.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и Управления Росреестра по Приморскому краю, суд установил следующее.

18.07.2011 ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Приморскому краю обратилось в Управление Росреестра по ПК с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на сооружение – скважина, назначение: скважина, глубина 31,7 м, инв.№05:423:002:000125330:0029, лит.С-1, адрес объекта: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, д.3а.

03.08.2011 Управлением Росреестра по ПК государственная регистрация права оперативного управления ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Приморскому краю на спорный объект недвижимости была приостановлена на основании ч.1 ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не было представлено разрешение на ввод спорного объекта недвижимости в эксплуатацию. Кроме того, заявителю было сообщено о том, что государственная регистрация права оперативного управления на спорный объект возможна только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект.

10.10.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю субъекту права – Российская Федерация выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 25-АБ №630381 на сооружение – скважина, назначение: скважина, глубина 31,7 м, инв.№05:423:002:000125330:0029, лит.С-1, адрес объекта: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, д.3а.

21.10.2011 Управлением Росреестра по ПК отказано в государственной регистрации права оперативного управления ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Приморскому краю на сооружение – скважина, расположенный по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, д.3а, поскольку не были представлены правоустанавливающие документы, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию сооружения – скважина, чем нарушены требования п.1 ст.17 Закона о регистрации, ст.55 ГрК РФ, ст.218 ГК РФ.

14.06.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации по Приморскому краю ФКУ «Лечебное исправительное учреждение №23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» выдано Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования 25-АБ №789731 на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения учреждения, общей площадью 43833 кв.м., кадастровый №25:34:017701:156, адрес объекта: установлено относительно ориентира здание штаба, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, пер.Мурзинцева, д.3а.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Из материалов дела следует, что 18.07.2011 в Управление Росреестра по ПК с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости обратилось ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение №23 ГУ ФСИН» по Приморскому краю. В качестве документа основания для государственной регистрации была представлена выписка из реестра федерального имущества от 20.05.2011 №471/1, выданная ТУ ФАУГИ в ПК.

Как следует из материалов дела, 03.08.2011 Управлением Росреестра по ПК государственная регистрация права оперативного управления на спорный объект недвижимости была приостановлена, заявителю было предложено представить разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию. Кроме того, заявителю было сообщено о том, что государственная регистрации права оперативного управления на спорный объект возможна лишь после государственной регистрации права собственности РФ на спорный объект недвижимости. В дальнейшем 08. 09.2011 на основании заявления ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение №23 ГУ ФСИН» по Приморскому краю государственная регистрация была приостановлена в соответствии с ч.3 ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

В силу п.2 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно п.56 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 Закона) и сообщать, что если до этой даты государственный регистратор не получит в результате принятых им мер или заявитель не представит дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, не будет получено подтверждение подлинности документа или достоверности указанных в нем сведений, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 Закона.

Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель не представил в установленный законом срок истребуемые Управлением Росреестра по ПК документы.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Сообщение об отказе Управления Росреестра по ПК №12/062/2011-49 датировано 21.10.2011 года.

ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение №23 ГУ ФСИН» по Приморскому краю обратилось с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по ПК 08.11.2012 года, требования об обжаловании отказа были заявлены в судебном заседании 20.02.2013 г., то есть более чем через год после даты отказа в государственной регистрации.

В качестве обоснования своего ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявитель представил переписку с вышестоящими органами о сложившейся ситуации, а также переписка с иными органами по вопросу определения соответствия возведенной постройки строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности.

Суд полагает, что факт доведения до вышестоящих органов ситуации с государственной регистрацией права оперативного управления заявителя и урегулирования вопроса о возможности решения сложившейся ситуации не может служить уважительной причиной для восстановления пропущенного заявителем срока на обращение в суд. Кроме того, сбор документации о соответствии требованиям законодательства возведенного строения не относится к вопросу об обжаловании действий Управления Росреестра по Приморскому краю.

Таким образом, суд считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для подачи заявления об обжаловании действий Управления Росреестра по ПК.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить ФКУ Лечебное исправительное учреждение № 23 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (ИНН 2511003044, ОГРН 1022500861888) из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Кобко Е.В.