АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-27663/2012
02 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2013 года .
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Вавило Н.В., рассмотрев в судебном заседании 26.03.2013 дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.04.2008) к Администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.12.2002), Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.05.2009), третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Казённое предприятие Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края», Администрация Приморского края, Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал»
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя – представитель ФИО2 по доверенности от 18.09.2012 № 9-7924 сроком действия на три года,
от ответчиков – представитель ФИО3 по доверенности от 03.12.2012 №1-3/873 сроком действия до 31.12.2013, и доверенности от 03.12.2012 №1-3/3771 сроком действия до 31.12.2013,
от третьих лиц:
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края – до перерыва - не явились, извещены, после перерыва – представитель ФИО4 по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013,
от КГУП «Приморский водоканал» - не явились, извещены,
от КППК «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» - представитель ФИО5 по доверенности от 23.01.2013 №01-16/03 сроком действия до 31.12.2013,
от Администрации Приморского края – не явились, извещены.
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока от 11.07.2012 №9025Д об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка площадью 1100 кв.м. в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещения автостоянки), о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 17.07.2012 №14872сп об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка площадью 1100 кв.м. в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещения автостоянки), о возложении обязанности на Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории двух земельных участков площадью 1100 кв.м. каждый в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещения автостоянки).
После перерыва, объявленного судом 19.06.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрение дела возобновлено в судебном заседании 26.03.2013.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и просил суд удовлетворить их в полном объёме. Полагает, что у ответчиков отсутствовали законные основания для отказа в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков, поскольку индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) предоставлен полный пакет необходимых для этого документов.
Представитель Администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее – УГА г. Владивостока) возразил против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просил отказать в удовлетворении заявления по тем обстоятельствам, что испрашиваемые участки полностью расположены в границах гостевого маршрута, утверждённого постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 №777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», оспариваемые решения приняты период проведения саммита АТЭС, установленного статьёй 2 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-ФЗ (в редакции от 01.07.2011) «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №93-ФЗ). Считает, что испрашиваемые участки налагаются на территорию с градостроительным ограничением - красные линии трубопровода, а также на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:449. Дополнительно указал на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на подачу заявления об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) возражал против удовлетворения требований предпринимателя. Пояснил, что на основании распоряжения Департамента № 38 от 19.01.2012 между Департаментом и КППК «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» (далее – Единая дирекция) заключён договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 25:28:050077:449 от 19.01.2012 №350 для строительства объектов обеспечения водоснабжения г. Владивостока и других населённых пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения; распоряжением №631-р от 26.11.2012 за КГУП «Приморский водоканал» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, расположенное на данном земельном участке. В подтверждение представил копии документов, которыми обоснованы возражения.
Представитель Единой дирекции представил отзыв на заявление предпринимателя, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие в месте расположения спорных участков введённого в эксплуатацию и находящегося в собственности Приморского края объекта «Водоснабжение г. Владивостока и других населённых пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения» (1 этап строительства, 1 пусковой комплекс).
По материалам дела суд установил следующее.
19.01.2012 распоряжением № 38 Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края казённому предприятию Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» предоставлен в безвозмездное срочное пользование сроком до 08.12.2012 года для строительства объекта «Строительство объектов обеспечения водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения» земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:449 площадью 14 686 квадратных метров, имеющий местоположение: Приморский край, г. Владивосток, от границы города в районе р. Песчанка, вдоль Федеральной автомобильной дороги Хабаровск—Владивосток (М-60 «Уссури») до ул. Карла Маркса.
19.01.2012 во исполнение указанного распоряжения заключён договор безвозмездного пользования земельным участком №350 сроком с 19.01.2012 по 08.12.2012, согласно которому земельный участок площадью 14 686 квадратных метров с кадастровым номером 25:28:050077:449 передан в безвозмездное срочное пользование Единой дирекции для строительства объектов водоснабжения и 19.01.2012 передан ссудополучателю по акту приёма-передачи.
14.05.2012 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлениями, зарегистрированными под входящими номерами 29-14603 и 29-14599, в которых просил в соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставить ему два земельных участка в районе: <...>, общей площадью по 1100 квадратных метров каждый, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством – для размещения автостоянки.
К заявлениям приложен пакет документов, необходимых для принятия решения.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края письмом №29/06/02-13/14215 от 09.07.2012 обратился в Администрацию г. Владивостока с запросом о рассмотрении возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего проведения государственного учёта и изготовления кадастрового паспорта земельного участка, расположенного в районе ул. Бирюзовая, 13, для размещения автомобильной стоянки.
В ответ на указанный запрос Администрацией г. Владивостока предпринимателю направлено письмо №9025Д от 11.07.2012 об отсутствии возможности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, так как границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы территории, поставленной на государственный кадастровый учёт, то есть участок не свободен от прав третьих лиц, а также поскольку испрашиваемый участок находится в зоне гостевого маршрута, установленной постановлением главы г. Владивостока №777 от 09.07.2009.
В ответ на запрос Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края №29/06/02-14/14215 от 09.07.2012 о возможности предоставления земельного участка предпринимателю для размещения автомобильной стоянки, направленный в УГА г. Владивостока, в адрес предпринимателя поступило письмо №14872сп от 17.07.2012, в котором содержится отказ в рассмотрении возможности размещения автостоянки по адресу: г. Владивосток, район ул. Бирюзовая, 13.
Не согласившись с полученными отказами в утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровых планах (картах) территорий, полагая нарушенными свои права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив материалы дела и пояснения участвующих в деле лиц в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституцией Российской Федерации установлено, что условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (статья 36).
Один из основных принципов земельного законодательства, установленных статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населённых пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Вышеперечисленные земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьёй 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
С принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения №119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 №323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края, были отражены границы Владивостокского городского округа, отделяющие земли поселений от земель иных категорий.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено вхождение в состав земель населенных пунктов земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к следующим видам территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока возложена обязанность обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут (пункт 1 постановления), отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства (пункт 2 постановления).
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно исследованным судом Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26.08.2011 №998, фрагменту карты градостроительного зонирования от 10.01.2013 №2-1-17/47, испрашиваемые земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на землях населённых пунктов.
Кадастровым планом территории кадастрового квартала 25:28:050077 от 03.10.2012, обзорными схемами взаимного расположения земельных участков в районе ул. Бирюзовая (пос. Трудовое), 13, подтверждается наложение испрашиваемых предпринимателем земельных участков на другой земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:449, а также нахождение испрашиваемых земельных участков в стометровой зоне, установленной Постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:449 площадью 14686 квадратных метров следует, что данный земельный участок имеет разрешённое использование: «для строительства объекта «Строительство объектов водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения», а также в отношении участка установлено ограничение (обременение) в пользу КГПП «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края».
Письмом от 26.11.2012 Единая дирекция сообщила представителю предпринимателя, что объект «Строительство объектов водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения» завершен строительством и введен в эксплуатацию в августе 2012 года, на сооружения объекта оформлено право собственности Приморского края.
На основании изложенного суд делает вывод об отсутствии оснований для утверждения схем расположения спорных участков на кадастровых планах (картах) территорий, поскольку реализация на основе таких схем последующих процедур по формированию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учёт приведёт к уменьшению площади другого земельного участка и нарушению прав лиц, являющихся его законными пользователями.
Судом отвергаются как несостоятельные доводы предпринимателя о нарушении ответчиками регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - регламент), утверждённого постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 №1596, так как предприниматель в порядке, установленном регламентом, в администрацию города Владивостока и её структурные подразделения не обращался.
Кроме того, на основе кадастровой выписки о земельном участке судом установлено, что земельный участок, в границах которого находятся спорные участки, имеет разрешённое использование: для строительства объекта «Строительство объектов водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения», то есть разрешённое использование данного участка не соответствует территориальному зонированию (зона Ж-1). В связи с этим при обращении в администрацию г. Владивостока в порядке, установленном регламентом, услуга по утверждению и выдаче схем расположения спорных участков на кадастровых планах (картах) территорий не может быть предоставлена на основании пункта 2.8 регламента - несоответствие вида разрешённого использования земельного участка с территориальным зонированием.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока от 11.07.2012 года №9025Д об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка площадью 1100 квадратных метров в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещение автостоянки), о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока от 17.07.2012 года № 14872сп об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в утверждении и выдаче схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка площадью 1100 квадратных метров в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещения автостоянки), и обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории двух земельных участков площадью по 1100 кв.м., расположенных каждый в районе ул. Бирюзовой, 13 в городе Владивостоке для целей, не связанных со строительством (размещения автостоянки).
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Колтунова Н.В.