ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2770/14 от 23.06.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-2770/2014

30 июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2014 года .

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2014 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудряшовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.11.2013),

к администрации Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 11.11.2002).

о признании незаконными отказов

при участии: от заявителя – не явились, извещены; от ответчика – юрисконсульт ФИО2, удостоверение, доверенность от 30.12.2013 №5406;

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными отказов Администрации Уссурийского городского округа № 16-01/21/15224 от 17.12.2013, № 16-01/21/14994 от 11.12.2013, № 16-01/21/15878 от 27.12.2013, № 16-01/21/15833 от 25.12.2013, № 16-01/21/14652 от 05.12.2013, № 16-01/21/16082 от 31.12.2013, № 16-01/21/16001 от 30.12.2013, № 16-01/21/15772 от 25.12.2013 № 16-01/21/15001 от 11.12.2013, № 16-01/21/15000 от 11.12.2013, № 16-01/21/15002 от 11.12.2013, № 16-01/21/14843 от 10.12.2013, № 16-01/21/14844 от 10.12.2013, № 16-01/21/15003 от 11.12.2013, № 16-01/21/15760 от 25.12.2013, № 16-01/21/14845 от 10.12.2013 по заявлениям ИП ФИО1 по вопросу предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством; об обязании Администрации Уссурийского городского округа утвердить и выдать ИП ФИО1 схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В судебном заседании 24.04.2014 предприниматель заявил отказ от требований в части признания недействительными отказов администрации Уссурийского городского округа от 11.12.2013 №16-01/21/14994, от 31.12.2013 №16-01/21/16082, от 11.12.2013 №16-01/21/15002.

Рассмотрев частичный отказ заявителя от требований, суд установил, что отказ не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, в связи с чем принят судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

На основании изложенного, производство по делу в части признания недействительными отказов администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства Уссурийского городского района от 11.12.2013 №16-01/21/14994, от 31.12.2013 №16-01/21/16082, от 11.12.2013 №16-01/21/15002 подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований указал на то, что земельные участки испрашивались в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем в рассматриваемом случае положения статьи 30 Земельного кодекса РФ не применимы.

Указал что Администрацией УГО не учтено, что испрашиваемые земельные участки свободны от прав третьих лиц и не изъяты из оборота. Следовательно, у ответчика не было оснований для принятия оспариваемых отказов.

Заявитель также пояснил, что оспариваемые отказы в предоставлении ИП ФИО1 земельных участков для целей, не связанных со строительством, является незаконным, поскольку, даны преждевременно до разрешения по существу вопроса об утверждении и выдачи схемы расположения таких участков.

Как указывает заявитель, в соответствие с пунктом 6 Положения «Об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в собственности или ведении Уссурийского городского округа, для целей, не связанных со строительством» (принятым Думой Уссурийского городского округа от 29.08.2011 № 2047-НПА) земельные участки могут предоставляться по заявлениям граждан с учетом критериев их предоставления для указанных целей не связанных со строительством. К таким критериям относятся: наличие государственного кадастрового учета земельного участка, отсутствие прав третьих лиц на него, определение вида разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, отсутствие кадастрового учета земельного участка, как в данном случае, не может являться основанием для отказа в согласовании схемы расположения истребуемого земельного участка, поскольку, пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность проведения кадастровых работ и постановки земли на кадастровый учет за счет средств заявителя, которому согласована и выдана схема расположения земельного участка.

Ответчик заявленные требования оспорил, пояснил, что для рассмотрения по существу заявления предпринимателя о предоставлении земельных участков существенное значение имеют сведения о том, каким образом заявитель будет фактически использовать испрашиваемые земельные участки.

Пояснил что в соответствии с положениям подпункта «и» пункта 11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" на территории Уссурийского городского округа" утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от 07.12.2012 N 4245-НПА, заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков не соответствует основным видам разрешенного использования, связанных со строительством, установленным для территориальных зон, в которых расположены земельные участки, согласно решению Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года № 104 "О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа".

Кроме того, из заявлений предпринимателя и приложенных к нему документов не следует, что заявитель намеревался осуществлять на испрашиваемых земельных участках какую-либо деятельность, соответствующую признакам строительства.

Ответчик также пояснил, что в отношении испрашиваемых земельных участков в г.Уссурийске, в районе ул. Чичерина, 135а утверждена документация по планировке территории, что исключает предоставление испрашиваемых земельных участков в собственность для целей не связанных со строительством.

Кроме того ответчик указывает на то, что материалами дела подтверждается, что предприниматель испрашивает земельные участки под размещение объектов общеобразовательного назначения, что в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предполагает строительство.

При таких обстоятельствах предоставление земельных участков под объекты общеобразовательного назначения в порядке статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, невозможно, испрашиваемый земельные участки должны быть сформированы в порядке, установленном статьями 30, 31 ЗК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

18.11.2013 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа, с заявлениями о предоставлении в собственность за плату, для целей не связанных со строительством под объекты бытового назначения, следующих земельных участков:

- 2500 кв. м., месторасположение: <...>/а. ориентир - примерно 208 м по направлению на юго-восток.

- 500 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно по направлению на северо-запад;

- 666 кв. м., месторасположение: <...>
. ориентир - примерно 125 м по направлению на юго-запад.

- 1500 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно 137 м по направлению на северо-запад.

- 700 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно 161 м по направлению на северо-запад.

- 2000 кв. м., месторасположение: Приморский край, г. Уссурийск, <...>; ориентир - примерно 91 м по направлению на юго-восток.

- 8000 кв. м., месторасположение: Приморский край, г. Уссурийск, <...>; ориентир - примерно 330 м по направлению на юг.

- 2000 кв. м., месторасположение: <...>/в; ориентир - примерно 45 м по направлению на юг.

- 2500 кв. м., месторасположение: <...>/а. ориентир - примерно 115 м по направлению на северо-восток.

Также под объекты торгового назначения и общественного питания:

-2500 кв. м., месторасположение: <...>. ориентир - примерно 90 м по направлению на северо-запад.

Под объекты коммунально - складского назначения предпринимателем испрашивался земельный участок площадь 6000 кв.м., месторасположение: <...>. ориентир - примерно 205 м по направлению на юго-восток.

Под объекты общеобразовательного назначения предпринимателем испрашивался земельный участок площадью 3800 кв. м., расположенный в <...>/а, ориентир - примерно 30 м по направлению на юго-запад.

В декабре 2013 Уссурийское градостроительства администрации Уссурийского городского округа письмами № 16-01/21/15224 от 17.12.2013, № 16-01/21/15878 от 27.12.2013, № 16-01/21/15833 от 25.12.2013, № 16-01/21/14652 от 05.12.2013, № 16-01/21/16001 от 30.12.2013, № 16-01/21/15772 от 25.12.2013 № 16-01/21/15001 от 11.12.2013, № 16-01/21/15000 от 11.12.2013, № 16-01/21/14843 от 10.12.2013, № 16-01/21/14844 от 10.12.2013, № 16-01/21/15003 от 11.12.2013, № 16-01/21/15760 от 25.12.2013, № 16-01/21/14845 от 10.12.2013 отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемых земельных участков.

В обоснование отказа управление указало, что испрашиваемый земельный участок, расположенный в районе ул.Чичерина входит в границы территориальной зоны, которая в соответствии с решением Думы Уссурийского городского округа от 22.12.2011 №505 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 №104 «О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа» (далее - правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа), относится к зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ-3).

В соответствии с правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, в основных видах разрешенного использования установлено, что размещения объектов бытового обслуживания земельные участки предоставляются для строительства, что подтверждается установлением этажности и процента застройки земельного участка.

На основании пункта «и» пункта 11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность» на территории Уссурийского городского округа, утвержденного Постановление администрации Уссурийского городского округа от 07.10.2012 №4245-НПА (далее – Административный регламент от 07.10.2012 №4245-НПА), вид разрешенного использования земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа.

В обоснование отказа в предоставлении в собственность земельного участка, не связанного со строительством для объектов общеобразовательного назначения управление указало, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3).

Для размещения объектов общеобразовательного назначения земельные участки предоставляются для строительства, что подтверждается установлением этажности и процента застройки земельного участка.

Кроме того, п. 2.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что для объектов общеобразовательных учреждений земельные участки предоставляются для строительства при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.

Таким образом, для размещения объектов общеобразовательного назначения земельный участок предоставляется только для строительства.

Не согласившись с указанными отказами администрации Уссурийского городского округа в лице Управления градостроительства Уссурийского городского округа, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания оспариваемого решения незаконным, необходимо наличие двух условий: несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием. В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

В силу статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

Статьей 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.

Согласно Положению об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в собственности и (или) в ведении Уссурийского городского округа, для целей, не связанных со строительством", утвержденному решением Думы Уссурийского городского округа от 06.04.2010 N 204-НПА, администрация Уссурийского городского округа осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности и (или) в ведении Уссурийского городского округа.

Пунктом 6 решения Думы Уссурийского городского округа от 06.04.2010 N 204-НПА, определена процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании заявлений граждан и юридических лиц:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 решения Думы Уссурийского городского округа от 06.04.2010 N 204-НПА, основанием для начала процедуры является направленное заявителем в администрацию заявление о предоставлении земельного участка, не входящего в перечень земельных участков, предложенных администрацией в информационных сообщениях, указанных в подпункте "д" пункта 5 настоящего Положения;

Подпунктом «б» пункта 6 решения Думы Уссурийского городского округа от 06.04.2010 N 204-НПА установлено, что администрация в месячный срок со дня поступления заявления организует работы по подготовке, утверждению и выдаче заявителю схемы или готовит отказ заявителю по основаниям, предусмотренным законодательством. В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения управление по работе с территориями администрации организует работы по подготовке, утверждению и выдаче заявителю схемы или готовит отказ заявителю по основаниям, предусмотренным законодательством.

Вместе с тем, из пункта 3 указанного решения следует, что критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:

а) наличие государственного кадастрового учета земельного участка;

б) отсутствие прав третьих лиц на земельный участок;

в) определение вида разрешенного использования земельного участка.

Решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11. 2004 № 104 " утверждены Правила землепользования и застройки земель муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район".

При этом, данными правилами регулируются градостроительные регламенты таких зон как зона коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ 3), зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 4), коммунально-складская зона (ПР 5), зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж 3).

Согласно подпункту «и» пункта 11 Административного регламента от 07.12.2012 N 4245-НПА, одним из оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги является вид разрешенного использования земельного участка, который не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно решению Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года № 104 "О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа".

Администраций Уссурийского городского округа принято Постановление от 21.06.2013 №2306-НПА «Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории Уссурийского городского округа осуществляется исключительно на торгах», согласно которому определен перечень случаев предоставления земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах на праве аренды либо праве собственности.

В рассматриваемом случае существенное значение имеют сведения о том, каким образом предпринимателем будет фактически использовать испрашиваемые земельные участки.

Как следует из материалов дела, предпринимателем в собственность испрашивался земельный участок для целей не связанных со строительством для размещения объектов общеобразовательного назначения площадью 3800 кв.м. местоположение: <...>/а, ориентир – примерно 30 м по направлению на юго-запад расположен в зоне застройки среднеэтажеными жилыми домами (Ж-3).

Согласно статье 11 Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, жилые зоны предназначены для застройки жилыми домами малой, средней этажности, многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», данные санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Как указано в пункте 4.17 СанПин 2.4.2.2821-10 в общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Пункт 4.15 СанПин 2.4.2.2821-10 устанавливает, что во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 кв.м; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 кв.м каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 кв.м каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 кв.м каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

В соответствии с пунктом 4.25 СанПин 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м. на одного обучающегося.

В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу, что объекты общеобразовательного назначения включают в себя капитальные сооружения, оснащенных электричеством, водоснабжением, канализацией, размещение которых предполагает выполнение строительных работ, а также работ по подведению инженерных коммуникаций.

При таких обстоятельствах предоставление испрашиваемого земельного участка под объекты общеобразовательного назначения в порядке статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, невозможно.

Как следует из заявления, предприниматель обратился в администрацию г.Уссурийска с заявлением о предоставление в собственность, для целей не связанных со строительством, под объекты бытового назначения следующих земельных участков:

- земельный участок площадью 2500 кв. м., месторасположение: <...>/а, ориентир - примерно 208 м. по направлению на юго-восток;

-  земельный участок площадью 2500 кв. м., месторасположение: <...>/а. ориентир - примерно 115 м по направлению на северо-восток.

- земельный участок площадью 666 кв. м., месторасположение: <...>. ориентир - примерно 125 м по направлению на юго-запад.

- земельный участок площадью 2000 кв. м., месторасположение: Приморский край, г.Уссурийск, <...>; ориентир - примерно 91 м. по направлению на юго-восток;

- земельный участок 8000 кв. м., месторасположение: Приморский край, г. Уссурийск, <...>; ориентир - примерно 330 м по направлению на юг.

Согласно карте градостроительного зонирования территории Уссурийского городского округа, испрашиваемые земельные участки распложены в зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ 3).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, к основным видам разрешенного использования в зоне ОДЗ 3 относятся объекты бытового обслуживания земельные участки предоставляются для строительства, при наличии технических решений, обеспечивающих санитарно - эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, строительных норм и правил максимальный процент застройки может быть увеличен до 65.

При этом, постановлением администрации г.Уссурийска от 21.06.2013 №2306-НПА определено, что объекты бытового обслуживания включены в перечень случаев предоставления земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах на праве аренды либо праве собственности.

Таким образом, цель использования и вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков не соответствую вышеуказанным требованиям.

Кроме того, из материалов дела следует, Постановлениями администрации Уссурийского городского округа от 24.04.2012 №1207, №1206 утверждена документация по планировке территории в г.Уссурийске в границах улиц Вокзальная дамба, улицы Мельничная, улицы Чичерина.

Указанные постановления и проекты планировки размещены на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа - www.adm-ussuriisk.ru - в сети Интернет.

В соответствии с проектом планировки территории в границах ул.Вокзальная дамба, ул.Мельничная, ул.Чичерина города Уссурийска, земельный участок, испрашиваемый заявителем и находящийся в районе ул. Чичерина, 135а планируется к освоению для размещения на нем общественной застройки (проектируемая площадь земельного участка 4281,8), и отнесен в соответствии с планировкой территории к территории рекреации (территория зеленых насаждений и элементов благоустройства).

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В силу статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Таким образом, из содержания статей 41, 42 ГрК РФ следует, что планировка территории является деятельностью, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.

Согласно статье 72 ЗК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Статья 8 ГрК РФ относит утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории также к полномочиям органа местного самоуправления.

В случае если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.

Указанная правовая позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Приморского края № 1633/13 от 02.07.2013.

Следовательно, нахождение испрашиваемого земельного участка в районе ул. Чичерина, 135а в г. Уссурийске, исключает возможность его формирования и последующего предоставления в целях, не связанных со строительством – для размещения объектов бытового обслуживания.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.

Осуществляя функции органа территориального планирования, администрация Уссурийского городского округа обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.

Таким образом, то обстоятельство, что спорный земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, на который в настоящее время утвержден проект планировки территории в районе ул.Чичерина, 135а в г.Уссурийске дает суду основания полагать о правомерности отказа в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Кроме того, судом установлено, что определением Приморского краевого суда от 22.08.2013 по делу №33-6970 ФИО1 было отказано в признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа в лице Управления Градостроительства Уссурийского городского округа №16-01/21/4354 и №16-01/21/4355 от 19.04.2013 в предоставлении в аренду для строительства объектов капитального строительства с предварительным согласованием, объектов торгового назначения и общественного питания, площадью 2 500 кв.м, место расположение: <...>, ориентир – примерно 135 м по направлению северо-восток от ориентира жилой дом. расположенного за пределами участка и площадью 2000 кв.м, месторасположение: <...>, ориентир – примерно 162 м. по направлению на северо-запад от ориентира жило дом, расположенного за пределами участка.

Указанным определением суда, имеющим преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 АПК РФ для настоящего дела, установлено, что в соответствии с Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2013 №2306-НПА, предоставление земельных участков для строительства объектов торгового назначения осуществляется исключительно на торгах, в связи с чем у ФИО1 отсутствовало право на получение для капитального строительства объекта торгового назначения и общественного питания испрашиваемого земельного участка предварительным согласованием.

Таким образом, оспариваемыми отказами в отношении вышеуказанных земельных участков права и законные интересы предпринимателя не нарушаются.

Из материалов дела также следует, что предпринимателем испрашивались в собственность для целей не связанных со строительством, для размещения объектом бытового обслуживания, следующие земельные участки:

- площадью 500 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно 110 м. по направлению на северо-запад;

- площадью 1500 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно 137 м. по направлению на северо-запад;

- площадью 700 кв. м., месторасположение: <...>; ориентир - примерно 161 м. по направлению на северо-запад.

Согласно карте градостроительного зонирования территории Уссурийского городского округа, испрашиваемые земельные участки относятся к зоне коммунально-складского назначения (ПР 5).

В соответствии Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, в основных видах разрешенного использования указано, что в зоне ПР 5 для размещения объектов бытового обслуживания земельные участки предоставляются для строительства. При этом Минимальные размеры земельного участка - 500 кв. м. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м. Предельное количество этажей - 6. Максимальный процент застройки земельного участка - 50

Постановлением администрации г.Уссурийска от 21.06.2013 №2306-НПА определено, что объекты бытового обслуживания включены в перечень случаев предоставления земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах на праве аренды либо праве собственности.

Кроме того, имеющим преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, определением Приморского краевого суда по делу №33-8391 от 03.10.2013 был установлен факт того, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного в районе дома 34 по улице Лимичевской, в городе ФИО1 не был соблюден порядок предоставления земельного участка, установленного подпунктом «и» пункта 11 Постановления администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2013 №2306-НПА.

Таким образом, для получения испрашиваемого земельного участка необходимо соответствие вида разрешенного использования земельного участка его функциональному назначению, при условии, что земельный участок испрашивается для строительства с обязательным проведением торгов.

Заявителем также испрашивался земельный участок площадью 2000 кв. м., расположений в <...>/в; ориентир - примерно 45 м по направлению на юг.

Согласно карте градостроительного зонирования территории Уссурийского городского округа находится в зоне коммерческого и коммунально-бытового назначения (ОДЗ 4).

Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа установлено, что в основных видах разрешенного использования указано, что в зоне ОДЗ 4 для размещения объектов бытового обслуживания земельные участки предоставляются для строительства. Минимальные размеры земельного участка - 500 кв. м. При этом минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта составляют 3 м. Предельное количество этажей - 6. Максимальный процент застройки земельного участка - 50.

При наличии технических решений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, строительных норм и правил максимальный процент застройки может быть увеличен до 65.

Как указывалось выше, объекты бытового обслуживания включены в перечень случаев предоставления земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах на праве аренды либо праве собственности, о чем указано в Постановление администрации г.Уссурийска от 21.06.2013 №2306-НПА.

Из материалов дела судом также установлено, что предпринимателем испрашивался земельный участок в собственность, площадью 2500 кв. м., месторасположение: <...>. ориентир - примерно 90 м по направлению на северо-запад под объекты торгового назначения и общественного питания.

Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коммунально-складского назначения (ПР 5), что подтверждается картой градостроительного зонирования территории Уссурийского городского округа.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа в основных видах разрешенного использования указано, что в зоне ПР 5 для размещения объектов торгового назначения и общественного питания земельные участки предоставляются для строительства, что подтверждается установлением этажности и процента застройки земельного участка.

Указанным решением установлены минимальные размеры земельного участка:

- предприятия повседневной торговли - 2000 кв. м.; магазины - 200 кв. м. Минимальные размеры земельного участка объектов общественного питания: - до 50 посадочных мест - 1000 кв. м; свыше 50 посадочных мест - 1500 кв. м. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м. Предельное количество этажей - 5. Максимальный процент застройки земельного участка – 40.

Кроме того, в рассматриваемом случае к установке и эксплуатации соответствующего объекта торгового и общественного питания назначения подлежат применению требования положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения", ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания".

Положениями ГОСТ Р 50647-2010 определены общие понятия общественного питания, предприятия общественного питания, а также установлены типы предприятий питания (п. п. 1, 3, 19 - 39 раздела 2).

Классификация предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены в ГОСТ Р 50762-2007. В зависимости от типа предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинария - названным ГОСТ установлены определенные факторы, в том числе касающиеся технической оснащенности объекта (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.), а также его местонахождение, состав и назначение помещений.

Кроме того, ГОСТ Р 50762-2007 установлены общие требования к предприятиям общественного питания, в том числе предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели; территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток; архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий предприятий общественного питания и используемое техническое оборудование должны соответствовать строительным нормам и правилам; на предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации; предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 34 ЗК РФ, утверждение и выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является основанием для выполнения заявителем кадастровых работ в отношении земельного участка; осуществления кадастрового учета и решения вопроса о предоставлении земельного участка.

Учитывая изложенное и установив, что объект общественного питания должен отвечать требованиям ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", на который имеется ссылка в ГОСТ Р 50762-2007, для установки последнего требуется проведение работ и процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, которые, в свою очередь, не могут быть реализованы в рамках статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Более того, как указано выше, установленные ГОСТ Р 50762-2007 требования касаются не только состава и назначения помещений, но и месторасположения объекта общественного питания.

При этом судом установлено, в материалы дела не представлено доказательств того, объект торгового и общественного назначения, подлежащий размещению на испрашиваемом земельном участке, отвечает указанным требованиям.

Кроме того, заявителем под объекты коммунально - складского назначения испрашивался земельный участок площадь 6000 кв.м., месторасположение: <...>. ориентир - примерно 205 м по направлению на юго-восток.

Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коммунально-складского назначения (ПР 5), что подтверждается картой градостроительного зонирования территории Уссурийского городского округа.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа в основных видах разрешенного использования указано, что в зоне ПР 5 для размещения объектов коммунально-складского назначения земельные участки предоставляются для строительства, что подтверждается установлением этажности и процента застройки земельного участка.

Кроме того указанным решением установлены Минимальные размеры земельного участка - 1500 кв. м. Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 5 м. Предельное количество этажей - 5. Максимальный процент застройки – 80.

При этом судом установлено, что предприниматель обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка не связанного со строительством расположенного в г.Уссурийске, в районе ул.Михайловское шоссе, 4, 27.12.2013, то есть после внесения указанных изменений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обращения предпринимателя о предоставлении в собственность земельных участков для целей не связанных со строительством не отвечают критериям, установленным решением Думы Уссурийского городского округа от 06.04.2010 №204-НПА, а именно, определению вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, отказывая в предоставление испрашиваемых земельных участков в собственность для целей не связанных со строительством, ответчиком правомерно указано в качестве основания для отказа не соответствие основным видам разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, а также положениям подпункта «и» пункта 11 Административного регламента 07.12.2012 № 4245-НПА.

С учетом того, что администрация Уссурийского городского округа действовала в рамках предоставленных ему полномочий и в рамках действующего законодательства, и доказала обоснованность оспариваемых отказов в предоставлении земельных участков в собственность, не связанных со строительством, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решения Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления Градостроительства Уссурийского района № 16-01/21/15224 от 17.12.2013, № 16-01/21/15878 от 27.12.2013, № 16-01/21/15833 от 25.12.2013, № 16-01/21/14652 от 05.12.2013, № 16-01/21/16001 от 30.12.2013, № 16-01/21/15772 от 25.12.2013 № 16-01/21/15001 от 11.12.2013, № 16-01/21/15000 от 11.12.2013, № 16-01/21/14843 от 10.12.2013, № 16-01/21/14844 от 10.12.2013, № 16-01/21/15003 от 11.12.2013, № 16-01/21/15760 от 25.12.2013, № 16-01/21/14845 от 10.12.2013.

Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должен одновременно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доказательств того, что оспариваемые предпринимателем отказы не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, суду не представлены.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

В связи с частичным отказом заявителя от требований и прекращения судом производства в данной части уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю, в остальной части судебные расходы по уплате государственной пошлины по правилам ст. 110 АПК РФ судом относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Прекратить производство по делу в части требований о признании незаконными решений Администрации Уссурийского городского округа от 31.12.2013 №16-01/21/16082; от 11.12.2013 №16-01/21/14994; от 11.12.2013 №16-01/21/15002 в связи с отказом заявителя от требований. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Возвратить предпринимателю ФИО1 государственную пошлину на общую сумму 27 600 (двадцать семь тысяч шестьсот) рублей, уплаченную по квитанции ОАО АКБ «Приморье» 21.01.2014 на общую сумму 30 000 рублей, подлинник которого находится в материалах арбитражного дела №А51-2770/2014.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Чугаева И.С.