ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2809/15 от 11.03.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                        Дело № А51-2809/2015

16 марта 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2015 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Д.В. Борисова,

при ведении протокола судебного заседания помощником Е.В. Рафиенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» Уссурийского городского округа (692519, г.Уссурийск, ул. Ленина, 70, ИНН 1007842 , ОГРН 2500862966 , дата регистрации – 23.11.2002г.)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (692519, г.Уссурийск, ул.Плеханова, 100, ИНН 1047676 , ОГРН 2500867905 , дата регистрации – 17.12.2002г.)

о признании недействительным решения от 29.01.2015 №90,

при участии в заседании:

от заявителя – директор учреждения Овсянникова Г. В. (приказ от 21.10.1997 №65-л);

представитель от Пенсионного фонда ведущий специалист-эксперт юридической группы Гришина О. В. (доверенность № 2 от 12.01.2015);

установил: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» Уссурийского городского округа (далее – «заявитель, учреждение») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее – «ответчик, пенсионный фонд») о признании недействительным решения № 90 от 29.01.2015 «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Настаивая на заявленных требованиях, директор школы указала, что выявленное в ходе выездной проверки нарушение не носит системный характер, а является следствием постоянного изменения законодательства в сфере пенсионного страхования. При этом нарушения были незамедлительно устранены. По мнению заявителя, Пенсионным фондом не исследованы фактические обстоятельства при рассмотрении дела по существу.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании возражала против заявленных требований, в материалы дела представила письменный отзыв. Как следует из пояснений ответчика, в ходе проверки страхователя были выявлены нарушения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон №212-ФЗ). В частности, страхователем в 2010-2012гг. предоставлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, выразившиеся в том, что заявителем неверно произведены расчеты по больничным листам, неверно определен страховой стаж при расчете выплат по больничным листам, что повлекло занижение сумм страховых взносов за 2011 – 2013 гг.

Таким образом, неправомерное занижение базы для начисления страховых взносов за 2011-2013гг., повлекло представление страхователем недостоверных индивидуальных сведений в отношении своих сотрудников.

В связи с этим, по итогам проверки, страхователь правомерно был привлечен к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 161 759,37 руб.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» Уссурийского городского округа, страховщиком были выявлены нарушения Федерального закона №212-ФЗ, а именно несвоевременно включены в облагаемую страховыми взносами базу выплаты по ряду заключенных с физическими лицами договоров гражданско-правового характера, а также иных вознаграждений. То есть, за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 выявлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на 504 081,70 руб.

Установленные обстоятельства отражены в акте выездной проверки от 15.08.2014 № 22, на основании которого Пенсионным органом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.09.2014 № 24.

По результатам проверки учреждению было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений на работников по соответствующим формам.

Во исполнение требований органа контроля за уплатой страховых взносов и устранения выявленных нарушений страхователем 24.10.2014 были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в количестве 223 человека.

Общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц, в отношении которых обнаружены расхождения за прошедшие отчетные периоды  составила 3 235 187,51 руб.

Таким образом, страховщиком было выявлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о чем был составлен акт об обнаружении №2 от 20.02.2014г.

В соответствии с решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края от 29.01.2015 №90, заявителю доначислен штраф в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ в сумме 161 759,37 руб.

Заявитель, не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, полагая, что оно нарушает права и законные интересы предприятия, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения ответчика, исследовав материалы дела по существу заявленных требований, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федерации» муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» Уссурийского городского округа является страхователем по обяза­тельному пенсионному страхованию.

Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный Закон № 27-ФЗ) предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 указанной выше статьи).

В силу части 11 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в частности, в установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Таким образом, к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Контроль за правильностью и достоверностью представленных страхователями сведений о страховых взносах и страховом стаже осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 15.05.2014 по 30.06.2014 у страхователя была проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, а также проведена проверка документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за период с 2011 по 2013 годы.

По результатам выездной проверки установлено, что за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 страхователем занижена база для начисления страховых взносов на 504 081,70 руб., в том числе:

- в результате невключения выплаты по договору гражданско-правового характера на оказание платных услуг с физическим лицом на сумму 17 250 руб.;

- невключения сумм ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогическим работникам за период сентябрь-ноябрь 2013 года на общую сумму 22 900 руб.;

- невключения начисленных выплат и иных вознаграждений по ряду заключенных с физическими лицами договоров гражданско-правового характера на сумму 463 931,70 руб.

Во исполнение требований органа контроля за уплатой страховых взносов и устранения выявленных нарушений страхователем 24.10.2014 были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в количестве 223 человека.

Общая сумма страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ и начисленных в корректирующих формах в отношении 223 застрахованных лиц, по которым обнаружены расхождения за прошедшие отчетные периоды составила — 3 235 187,51 руб.

Таким образом, страхователь допустил нарушения Федерального закона № 212-ФЗ, которые влекут привлечение к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ(в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, действующей с 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведенийо застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд РФ за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Общая сумма страховых взносов, начисленных к уплате в Пенсионный фонд РФ по корректирующим формам индивидуальных сведений только за 223 застрахованных лиц, в отношении которых обнаружены расхождения за отчетные периоды с 01.01.2011 по 31.12.2013 составляет — 3 235 187,51 руб.

Соответственно размер финансовых санкций составляет — 161 759,37 руб. (3 235 187,51руб. х 5 %)

Факт совершения заявителем правонарушения, выразившегося в предоставлении неполных и недостоверных сведений в отношении 223 человек за 2011-2013 годы страхователем не оспаривается.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что учреждение было привлечено к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на законных основаниях и решение № 90 от 29.01.2015 о взыскании финансовых санкций в размере 161 759,37 руб. принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2014 N Ф03-5680/2014 по делу NА51-13173/2014.

Вместе с тем, суд полагает, что размер штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений персонифицированного учета может быть снижен, если суд установят наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Федерального Закона № 212-ФЗ).

Руководствуясь названными нормами, а также и принимая во внимание тот факт, что правонарушение совершено впервые, сведения, необходимые для начисления страховых взносов заявитель представил, а также отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент совершения правонарушения, суд признает наличие у заявителя обстоятельств, смягчающих ответственность, и полагает возможным снизить сумму штрафа до 16 175,93 руб. (161 759,37 руб. /10).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а решение отмене в части штрафа по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ  в размере, превышающем 16 175,93 руб.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на Пенсионный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края от 29.01.2015 №90 «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части штрафа по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере, превышающем 16 175,93 руб. (шестнадцать тысяч сто семьдесят пять рублей 93 коп.).

В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края  в пользу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Уссурийска» Уссурийского городского округа расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей 00 коп.).

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                        Д.В. Борисов