АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-28105/2017
14 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Е. Ефимчук, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "о. Русский" (ИНН 2540102642, ОГРН 1042504355321, дата государственной регистрации: 09.04.2004, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 9, кв. 107)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации: 15.04.2005; адрес: 690003, <...>, копр. А)
о признании незаконным решения об отказе в регистрации ДТ, оформленного листом отказа № 10702030/250817/0072519 от 25.08.2017,
при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены,
от таможенного органа - представитель ФИО1 доверенность №187 от 22.01.2019, удостоверение,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «о. Русский» (далее – заявитель, ООО «о. Русский», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) от 25.08.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленного листом отказа № 10702030/250817/0072519.
Определением суда от 01.03.2018 по ходатайству таможни производство по делу № А51-28105/2017 приостановлено до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Приморского края по делам
№ А51-28603/2017 и А51-28106/2017.
Определением от 13.03.2019 суд возобновил производство по делу.
Заявитель в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Учитывая изложенное, в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в обоснование требований указал, что поскольку таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни (далее – т/п МПВ) включён в приложение № 6 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров», следовательно, он обладает компетенцией по регистрации декларации на товары, что подтверждается письмом ФТС от 31.08.2017 № 01-18/48444 «О совершении таможенных операций», а также последующими действиями таможенного поста, который 04.09.2017 зарегистрировал ДТ № 10702030/040917/0075318, поданную на то же самое транспортное средство, помещённое под процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ).
В связи с этим заявитель полагает, что решение таможни от 25.08.2017 об отказе в регистрации ДТ, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072519, противоречит положениям Приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», и нарушает права декларанта.
Представитель таможни против требований возражал, указав, что действительно, в силу подпунктов 7, 8 пункта 2 Приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 указанные в пункте 1 (таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни) и приложении № 5 к Приказу № 205 таможенные органы (в том числе т/п МПВ, код таможни 10702030), обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 Приказу № 205 (в том числе классифицируемых в товарной позиции 8702 ЕТНВЭД ЕАЭС).
Однако, т/п МПВ не обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, поскольку в силу положений Приказа Минфина РФ от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» в отношении такой процедуры компетентным таможенным органом является Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (код таможни 10702070) – с ограничением в отношении видов товаров, а в силу Приказа ФТС России и Минфина РФ от 26.12.2016 № 2416 «О создании Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни и о внесении изменений в приказ ФТС России от 08.06.2016 № 1142» (далее – приказ от 26.12.2016 № 2416) - Дальневосточный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (код таможни № 10009260) без ограничения по компетенции.
Как установлено судом из материалов дела и пояснений участвующих в нем лиц, ООО «о. Русский» является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного 29.03.2016 соглашения № СПВ-13/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток. 29.03.2016 ООО «о. Русский» внесено в реестр резидентов свободного порта Владивосток и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока выдано свидетельство № 25000000013.
В соответствии с соглашением от 29.03.2016 № СПВ-13/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток ООО «о. Русский» реализует инвестиционный проект «Развитие морского туризма на территории свободного порта Владивосток».
В целях реализации указанного проекта ООО «о. Русский» на основании договора аренды от 02.06.2017 № RUJS20170602 ввезло на таможенную территорию России товар – бывший в употреблении автомобиль TOYOTA LAND CRUISER PRADO, 2016 года выпуска.
Для помещения ввезенного товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны таможенным представителем ЗАО «Давос», действующим на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению от 21.12.2015 № 13/2015, в т/п МПВ 25.08.2017 в 12 час. 01 мин. была подана электронная декларация на товар «автомобиль TOYOTA LAND CRUISER PRADO, год вып. 2016, VIN <***>, серебристый, кузов <***>, код 8703331990 ЕТНВЭД ЕАЭС».
В этот же день, в 13 час. 18 мин., т/п МПВ было принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072519.
В качестве основания принятия данного решения т/п МПВ указал на несоблюдение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС): «Таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации».
Не согласившись с решением т/п ВЦЭД от 25.08.2017 об отказе в регистрации ДТ № 10702030/250817/0072519, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «о. Русский» в сфере экономической деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2, 3 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному
регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения,
предусмотренные статьями 180 - 182 указанного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с указанным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 6 статьи 190 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» определено, что на территории порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, с учетом положений настоящей статьи.
Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.
Согласно пункту 10 статьи 23 указанного Закона товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за исключением товаров, указанных в части 11 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (далее – приказ ФТС России от 21.05.2012 № 965) правомочиями регистрировать таможенные декларации в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товаров, помещаемых под иные таможенные процедуры при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением товаров, указанных в подпункте 2 пункта приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965, обладает таможенный пост, находящийся на территории особой экономической зоны, или таможенный пост, в регионе деятельности которого находится территория особой экономической зоны.
Из подпункта 7 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» (далее - Приказ ФТС России от 09.02.2015 № 205) следует, что таможенные органы, указанные в пункте 1 и приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Подпунктом 8 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 установлено, что таможенные органы, не указанные в пункте 1 и приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Приложение № 6 Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 упоминает товары группы 8703, таким образом, для товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ЕАЭС, установлены частные нормы, регламентирующие компетенцию таможенных органов по совершению в отношении них операций.
В приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 указан т/п МПВ (код таможни 10702030). Следовательно, т/п МПВ обладает компетенцией по регистрации ДТ в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ЕТНВЭД ЕАЭС.
Между тем, компетенция по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, определена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее - Приказ № 45н).
Пунктом 1 Приказа № 45н установлено, что компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках свободного порта Владивосток,созданного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», за исключением товаров, ввозимых на территории портовых и логистических участков свободного порта Владивосток, определенных в соответствии с частями 3 и 4 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ, обладает Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (код таможни 10702070).
При этом Приказ № 45н не изменяет компетенцию таможенного органа, определенную в соответствии с Приказом № 205 по видам товаров, так как Приказ № 45н определяет компетенцию таможенного органа не в отношении отдельных товаров, а по виду таможенной процедуры (процедуры свободной таможенной зоны) в рамках конкретной территории.
Таким образом, Приказ № 45н и Приказ № 205 не противоречат друг друга, так как регулируют компетенцию таможенных органов по разным критериям: в одном случае - в зависимости от таможенной процедуры, в другом - по видам товаров.
Из анализа указанных норм следует, что таможенный пост МПВ, обладая компетенцией на регистрацию деклараций и выпуск товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС,не обладает компетенцией по регистрации ДТ в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на участках свободного порта Владивосток.
При этом, пунктом 1приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 установлено, что таможенные посты Центральной акцизнойтаможни,за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, являютсяспециализированными таможенными органами, чьякомпетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношенииподакцизных идругих определенных видов товаров,указанных в приложении № 1 к приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Совместным приказом ФТС России и Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2016 № 2416 «О создании Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни и о внесении изменений в приказ ФТС России от 08.06.2016 № 1142» (далее – приказ от 26.12.2016 № 2416) создан с 15.03.2017 Дальневосточный специализированный таможенный постЦентральной акцизной таможни,которому присвоен код № 10009260, определен адрес его места нахождения: 692756, <...>.
Всоответствии с пунктом 4приказа № 2416от 26.12.2016 регионом деятельности данного таможенного поста определена территория свободного порта Владивосток.
Исходя из названия приказа Минфина России от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее – Приказ Минфина России № 45н) данный приказ определяет компетенцию по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны исключительно таможенных органов Дальневосточного таможенного управления.
В силу того, что Дальневосточный специализированный таможенный пост создан в структуре Центральной акцизной таможни (пункт 1 приказа от 26.12.2016 № 2416), то положения приказа Минфина России № 45н на него не распространяются.
Поскольку пунктом 4 приказа № 2416 от 26.12.2016 регионом деятельности Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни определена территория свободного порта Владивосток, на основании подпункта 1 пункта 3 приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965 с учетом положений пунктов 1, подпункта 7 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 Дальневосточный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых на территорию свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
При этом сведения о подаче ООО «о. Русский» таможенной декларации на спорный товар на указанный пост отсутствуют.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 ТК ТС таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ни декларант, ни его таможенный представитель данным правом не воспользовались.
Применяя принцип преобладания частных норм над общими, учитывая положения Приказа № 205, подпункта 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, а также тот факт, что товар, классифицируемый кодом 8703 33 199 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС,заявлялся к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в спорной ситуации таможенный пост МПВ правомерно принял решение об отказе в регистрации ДТ, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072519.
Кроме того, суд отмечает, что процедура принятия решения об отказе в регистрации ДТ была соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза. Время отказа в регистрации ДТ составило менее двух часов (с 16 часов 00 минут до 17 часов 21 минут). Требования Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 № 98, соблюдены.
Ссылку общества на письмо ФТС от 31.08.2017 № 01-18/48444 «О совершении таможенных операций» суд отклоняет, поскольку данное письмо не является ненормативным актом.
В названном письме Федеральная таможенная служба по запросу ДВТУ разъяснила, что совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, указанных в приложении № 6 к приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны осуществляется таможенными органами Дальневосточного таможенного управления, указанными в приложении № 5 к приказу ФТС России № 205.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Министерству финансов переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в области таможенного дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2014 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Положение о Министерстве финансов, и к полномочиям Министерства финансов РФ отнесено нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела (подпункт «а» пункта 2 Постановления); также установлено, что Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ (подпункт «б» пункта 2 Постановления), в полномочия Министерства финансов РФ входит принятие нормативных правовых актов, в том числе предусмотренных пунктом 5.2 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» (подпункт «д» пункта 2 Постановления).
Соответствующие изменения внесены и в Положение о Федеральной таможенной службе.
Таким образом, в настоящий момент Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ и не обладает полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.
Кроме того, суд соглашается с доводом таможни о том, что оспариваемым отказом не нарушены права декларанта в сфере предпринимательской деятельности, поскольку никакие излишние незаконные препятствия обществу в реализации его прав, связанных с использованием спорного транспортного средства, таможней не созданы.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 ТК ТС.
К таким основным сведениям относятся сведения о соблюдении запретов и ограничений, сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьёй 183 ТК ТС (подпункты 8, 10, 11 пункта 2 статьи 181, подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Вместе с тем, при подаче спорной ДТ в графах 31, 44 отсутствовали сведения об одобрении типа транспортного средства, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 190 ТК ТС также является основанием для отказа в регистрации ДТ.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию ЕАЭС, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в частности, включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011).
В указанный Перечень включены транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и используемые для перевозки пассажиров (категория М), классифицируемые, в частности, в товарной позиции 8703 (кроме 8703 10) ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пунктам 23, 24 TP ТС 018/2011, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа, по результатам оценки оформляется одобрение типа транспортного средства.
Пунктом 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, определены случаи, в которых представление таможенным органам документов о соответствии не требуется. Представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется: при помещении, в частности под таможенную процедуру свободной таможенной зоны: бывшей в употреблении (эксплуатации); ввозимой (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).
Из материалов дела следует, что в спорном случае транспортное средство ввезено на таможенную территорию ЕАЭС юридическим лицом (ООО «о. Русский»), в графе 31 спорной ДТ указаны год и дата выпуска декларируемого транспортного средства: «2016», «12.08.2016», классификационный код товара - 8703 33 199 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Примечанием к группе 87 ЕТН ВЭД ЕАЭС установлено, что в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 и 8716 термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства.
Таким образом, спорное транспортное средство не является бывшим в эксплуатации, так как с момента его выпуска прошло менее 3 лет.
При этом спорный товар также не может быть признан единичным экземпляром, предусмотренным одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом, так как при декларировании документы и сведения, подтверждающие возможность освобождения от представления документа о соответствии по данному основанию, ООО «о. Русский» не представлены, а согласно пункту 2.5 договора аренды от 02.06.2017 № RUJS20170602, заключенного между ООО «о. Русский» (арендатор) и компанией JET SHED UNLIMITED BVBA (арендодатель), ссылка на который имеется в графе 44 спорной ДТ, арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем), а также предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, следовательно, договор аренды исключает такой признак товаров, как использование товара декларантом исключительно для собственного использования.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что при таможенном декларировании спорного транспортного средства ООО «о. Русский» обязано было иметь документ, подтверждающий соблюдение ограничений в области технического регулирования (одобрение типа транспортного средства) и, как следствие, обязано было указать в графе 31 ДТ сведения о нем.
Однако, из материалов дела судом установлено, что в спорной ДТ сведения об одобрении типа транспортного средства отсутствовали, в связи с чем по данному основанию спорная ДТ не могла быть зарегистрирована (подпункт 3 пункта 4 статьи 190 ТК ТС).
Суд отмечает, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле предусмотрена возможность предоставления документов, на основании которых заполнена ДТ, не при подаче ДТ, а до или после выпуска товаров при указании соответствующей информации о соблюдении установленных запретов и ограничений в ДТ при её подаче.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 183 ТК ТС если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов ЕАЭС, - после выпуска товаров.
Данная норма также закреплена в части 8 статьи 208 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), согласно которой порядок представления лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений и необходимых для выпуска товаров, установлен статьей 219 Закона № 311-ФЗ.
В силу части 1 статьи 219 Закона № 311-ФЗ в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
В таком случае в графе 44 ДТ в соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Инструкции указывается признак, подтверждающий предоставление либо непредставление документа при подаче ДТ: «3» - документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров.
В данном случае, если законодательством государств - членов ЕАЭС предусмотрена возможность представления отдельных документов после выпуска товаров, после проставления признака через пробел производится запись об обязательстве декларанта представить недостающие документы с указанием даты.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что указанная запись в спорной ДТ под кодом вида документа «01191» отсутствует.
Следовательно, декларантом в нарушение подпунктов 8, 10, 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС при подаче спорной ДТ не были указаны сведения о соблюдении запретов и ограничений, сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
Кроме того, 04.09.2017 т/п МПВ зарегистрировал ДТ № 10702030/040917/0075318, поданную на то же самое транспортное средство, помещённое под процедуру свободной таможенной зоны, а 12.09.2017 данное транспортное средство было помещено под процедуру временного ввоза в Находкинской таможне (ДТ № 10714060/120917/0002282).
Учитывая правовой режим таможенной процедуры свободной таможенной зоны, размеры ПЗТК (10108 кв.м - на момент ввоза спорного транспортного средства и до изменения площади ПЗТК, в настоящее время - 19887 кв.м), её месторасположение (Партизанском районе Приморского края) и отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие в пределах ПЗТК дорог общего пользования либо помещений культурно-бытового, социального, делового назначения, суд полагает, что вывод общества о том, что отказ в регистрации спорной ДТ по процедуре СТЗ препятствует ему в осуществлении производственной деятельности, не подтверждён материалами дела.
Учитывая изложенное, суд считает, что решение Владивостокской таможни от 25.08.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072519, принято в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения таможни незаконным, суд считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 101 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Д.В.Борисов