АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-28106/2017
06 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Иващенко Г.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.04.2004),
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)
о признании недействительным решения об отказе в регистрации ДТ, оформленного листом отказа от 25.08.2017 № 10702030/250817/0072523,
при участии в заседании:
от заявителя - не явились, извещены,
от таможни - представителей ФИО1 (по доверенности от 09.01.2018), ФИО2 (по доверенности от 19.10.2017), ФИО3 (по доверенности от 09.01.2018),
слушателей - ФИО4, ФИО5,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «о. Русский» (далее – заявитель, ООО «о. Русский», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) от 25.08.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленного листом отказа № 10702030/250817/0072523.
Заявитель в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Учитывая изложенное, в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в обоснование требований указал, что поскольку таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни (далее – т/п МПВ) включён в приложение № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров», следовательно, он обладает компетенцией по регистрации декларации на товары, что подтверждается письмом ФТС от 31.08.2017 № 01-18/48444 «О совершении таможенных операций», а также последующими действиями таможенного поста, который 01.09.2017 зарегистрировал ДТ № 10702030/010917/0074699, поданную на то же самое транспортное средство, помещённое под процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ).
В связи с этим заявитель полагает, что решение таможни от 25.08.2017 об отказе в регистрации ДТ, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072523, противоречит положениям Приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», и нарушает права декларанта.
Представители таможни против требований возражали, указав, что действительно, в силу подпунктов 7, 8 пункта 2 Приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 указанные в пункте 1 (таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни) и приложении № 5 к Приказу № 205 таможенные органы (в том числе т/п МПВ, код таможни 10702030), обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 Приказу № 205 (в том числе классифицируемых в товарной позиции 8702 ЕТНВЭД ЕАЭС).
Однако, т/п МПВ не обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, поскольку в силу положений Приказа Минфина РФ от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» в отношении такой процедуры компетентным таможенным органом является Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (код таможни 10702070) – с ограничением в отношении видов товаров, а в силу Приказа ФТС России и Минфина РФ от 26.12.2016 № 2416 «О создании Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни и о внесении изменений в приказ ФТС России от 08.06.2016 № 1142» (далее – приказ от 26.12.2016 № 2416) - Дальневосточный специализированный таможенный постЦентральной акцизной таможни (код таможни № 10009260) без ограничения по компетенции.
Как установлено судом из материалов дела и пояснений участвующих в нем лиц, ООО «о. Русский» является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного 29.03.2016 соглашения № СПВ-13/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток. 29.03.2016 ООО «о. Русский» внесено в реестр резидентов свободного порта Владивосток и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока выдано свидетельство № 25000000013.
В соответствии с соглашением от 29.03.2016 № СПВ-13/16 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток ООО «о. Русский» реализует инвестиционный проект «Развитие морского туризма на территории свободного порта Владивосток».
В целях реализации указанного проекта ООО «о. Русский» на основании договора аренды от 22.04.2017 № RUTB170422 ввезло на таможенную территорию России бывший в употреблении снегоболотоход.
Для помещения ввезенного товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны таможенным представителем ЗАО «Давос», действующим на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению от 21.12.2015 № 13/2015, в т/п МПВ 25.08.2017 в 12 час. 10 мин. была подана электронная декларация на товар «TROLLEYBOATAMPHIB, год вып. 2017, VIN 1Т91UGCA0HT732011, цвет красно-белый, КУЗОВ 1253652, двигатель 73979523, код 8702101199 ЕТНВЭД ЕАЭС».
В этот же день, в 13 час. 36 мин., т/п МПВ было принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072523.
В качестве основания принятия данного решения т/п МПВ указал на несоблюдение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС): «Таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать ДТ по процедуре СТЗ (отсутствует компетенция)».
Не согласившись с решением т/п ВЦЭД от 15.08.2016 об отказе в регистрации ДТ № 10702070/150817/0013360, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «о. Русский» в сфере экономической деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2, 3 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному
регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения,
предусмотренные статьями 180 - 182 указанного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с указанным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 6 статьи 190 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» определено, что на территории порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, с учетом положений настоящей статьи.
Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.
Согласно пункту 10 статьи 23 указанного Закона товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за исключением товаров, указанных в части 11 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (далее – приказ ФТС России от 21.05.2012 № 965) правомочиями регистрировать таможенные декларации в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товаров, помещаемых под иные таможенные процедуры при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением товаров, указанных в подпункте 2 пункта приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965, обладает таможенный пост, находящийся на территории особой экономической зоны, или таможенный пост, в регионе деятельности которого находится территория особой экономической зоны.
Из подпункта 7 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» (далее - Приказ ФТС России от 09.02.2015 № 205) следует, что таможенные органы, указанные в пункте 1 и приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Подпунктом 8 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 установлено, что таможенные органы, не указанные в пункте 1 и приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Приложение № 6 Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 упоминает товары группы 8702, таким образом, для товаров, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены частные нормы, регламентирующие компетенцию таможенных органов по совершению в отношении них операций.
В приложении № 5 к Приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205 указан т/п МПВ (код таможни 10702030). Следовательно, т/п МПВ обладает компетенцией по регистрации ДТ в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8702 ЕТНВЭД ЕАЭС.
Между тем, компетенция по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, определена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее - Приказ № 45н).
Пунктом 1 Приказа № 45н установлено, что компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках свободного порта Владивосток,созданного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», за исключением товаров, ввозимых на территории портовых и логистических участков свободного порта Владивосток, определенных в соответствии с частями 3 и 4 статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ, обладает Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (код таможни 10702070).
При этом Приказ № 45н не изменяет компетенцию таможенного органа, определенную в соответствии с Приказом № 205 по видам товаров, так как Приказ № 45н определяет компетенцию таможенного органа не в отношении отдельных товаров, а по виду таможенной процедуры (процедуры свободной таможенной зоны) в рамках конкретной территории.
Таким образом, Приказ № 45н и Приказ № 205 не противоречат друг друга, так как регулируют компетенцию таможенных органов по разным критериям: в одном случае - в зависимости от таможенной процедуры, в другом - по видам товаров.
Из анализа указанных норм следует, что таможенный пост МПВ, обладая компетенцией на регистрацию деклараций и выпуск товаров, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС,не обладает компетенцией по регистрации ДТ в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на участках свободного порта Владивосток.
При этом, пунктом 1приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 установлено, что таможенные посты Центральной акцизной таможни,за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, являютсяспециализированными таможенными органами, чьякомпетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношенииподакцизных идругих определенных видов товаров,указанных в приложении № 1 к приказу ФТС России от 09.02.2015 № 205.
Совместным приказом ФТС России и Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2016 № 2416 «О создании Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни и о внесении изменений в приказ ФТС России от 08.06.2016 № 1142» (далее – приказ от 26.12.2016 № 2416) создан с 15.03.2017 Дальневосточный специализированный таможенный постЦентральной акцизной таможни,которому присвоен код № 10009260, определен адрес его места нахождения: 692756, <...>.
Всоответствии с пунктом 4приказа № 2416от 26.12.2016 регионом деятельности данного таможенного поста определена территория свободного порта Владивосток.
Исходя из названия приказа Минфина России от 20.03.2017 № 45н «О компетенции таможенных органов Дальневосточного таможенного управления по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны» (далее – Приказ Минфина России № 45н) данный приказ определяет компетенцию по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых (ввезенных, вывозимых) на (с) участки(ов) территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны исключительно таможенных органов Дальневосточного таможенного управления.
В силу того, что Дальневосточный специализированный таможенный пост создан в структуре Центральной акцизной таможни (пункт 1 приказа от 26.12.2016 № 2416), то положения приказа Минфина России № 45н на него не распространяются.
Поскольку пунктом 4 приказа № 2416 от 26.12.2016 регионом деятельности Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни определена территория свободного порта Владивосток, на основании подпункта 1 пункта 3 приказа ФТС России от 21.05.2012 № 965 с учетом положений пунктов 1, подпункта 7 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 Дальневосточный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых на территорию свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
При этом сведения о подаче ООО «о. Русский» таможенной декларации на спорный товар на указанный пост отсутствуют.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 ТК ТС таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ни декларант, ни его таможенный представитель данным правом не воспользовались.
Применяя принцип преобладания частных норм над общими, учитывая положения Приказа № 205, подпункта 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, а также тот факт, что товар, классифицируемый кодом 8702 1011 99 ТН ВЭД ЕАЭС, заявлялся к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в спорной ситуации таможенный пост МПВ правомерно принял решение об отказе в регистрации ДТ, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072523.
Кроме того, суд отмечает, что процедура принятия решения об отказе в регистрации ДТ была соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза. Время отказа в регистрации ДТ составило менее двух часов (с 12 часов 10 минут до 13 часов 36 минут). Требования Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 № 98, соблюдены.
Учитывая изложенное, суд считает, что решение Владивостокской таможни от 25.08.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленное листом отказа № 10702030/250817/0072523, принято в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Ссылку общества на письмо ФТС от 31.08.2017 № 01-18/48444 «О совершении таможенных операций» суд отклоняет, поскольку данное письмо не является ненормативным актом и издано после принятия таможенным органом оспариваемого решения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения таможни незаконным, суд считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 101 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 25.08.2017 об отказе в регистрации декларации на товары, оформленного листом отказа № 10702030/250817/0072523, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Фокина А.А.