АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-28389/2013
20 ноября 2013 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Лошаковой А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
поступившие от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 26.07.2004, <...>)
в отношении Обществу с ограниченной ответственностью «РосНет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 17.05.2011, <...>)
о привлечении к административной ответственности на основании протокола от 03.09.2013 № 1240 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее по тексту – «заявитель», «управление», «административный орган») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РосНет» (далее по тексту – «лицо, привлекаемое к ответственности», «общество») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – «КоАП РФ»).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в действиях общества, выразившихся в осуществлении предпринимательской деятельности (оказание телематических услуг связи) с нарушением лицензионных требований, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку указанная деятельность осуществляется обществом с нарушением требований, установленных пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 10.09.2007 № 575.
Поскольку материалами административного дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, заявитель просит привлечь общество к административной ответственности.
Общество заявленные требования не оспорило, письменный отзыв не представило. Определение о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства получено обществом 02.10.2013, о чем свидетельствует отметка о вручении на почтовом уведомлении.
Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суд установил следующее.
ООО «РосНет» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 9 по Приморскому краю, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Общество имеет лицензию № 91197 от 02.09.2011 на оказание телематических услуг связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Оператор связи ООО «РосНет» в соответствии с условиями лицензии приступил к оказанию услуг связи с 02.08.2013 согласно предоставленному в материалы дела договору о предоставлении услуг хостинга от 02.08.2013 № 1, заключенному с ООО «Уссури-Телесервис».
29.08.2013 административным органом проведен мониторинг Единой информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЕИС Роскомнадзора); раздел: «Информационно-справочная система»; подсистема: «Реестр запрещенных ресурсов».
В ходе проведения проверки, Управлением установлено, что ООО «РосНет» не прошло авторизацию и внесено в «Список всех операторов связи, еще не прошедших авторизацию, за все время для Управления Роскомнадзора по Приморскому краю».
Указанные нарушения были зафиксированы в Протоколе мониторинга № 07/08 от 29.08.2013 и, по мнению административного органа, повлекли нарушения пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации 10.09.2007 № 575, а также пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 91197.
03.09.2013 по данному факту Управлением Роскомнадзора в отношении общества в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол по делу об административном правонарушении № 1240 и деяние ООО «РосНет» было квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕАИС).
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).
Пунктом 13 Правил ведения ЕАИС установлено, что перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничивать оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течении суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
Порядок получения доступа к содержащейся в ЕАИС информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утвержден Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169.
Согласно п. 3 указанного Порядка получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru.
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий, заключающееся в том, что общество как оператор связи не прошло авторизацию для использования веб-сервиса с целью доступа к выгрузке информации из ЕАИС, и не осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «РосНет» фактически оказывает телематические услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В качестве подтверждения данного обстоятельства заявитель представил суду в составе материалов административного дела договор № 1 о предоставлении услуг хостинга от 02.08.2013, заключенный с ООО «Уссури-Телесервис».
Предметом данного договора является предоставление оператором связи клиенту услуг хостинга и/или регистрации домена, в соответствии с тарифами оператора связи и заказами клиента.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
Договор № 1 от 02.08.2013 не содержит обязательств оператора связи по оказанию Клиенту услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено действующее законодательство устанавливает различные правила поведения для провайдеров хостинга и для операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как указано выше порядок получения доступа к содержащейся в ЕАИС информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривающий авторизацию операторов связи, утвержден Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169; порядок взаимодействия оператора ЕАИС с провайдером хостинга утвержден Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 170.
При этом Порядок взаимодействия оператора ЕАИС с провайдером хостинга, утвержденный Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 170, не предусматривает обязанности провайдера хостинга по авторизации для доступа к информации из ЕАИС; взаимодействие оператора реестра с провайдером хостинга осуществляется путем направления уведомлений, обращений и информации, а также предоставления выписок из реестра в предусмотренных действующим законодательством случаях.
Временный порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденный Роскомнадзором 25.10.2012, на который ссылается административный орган, не подлежит применению к спорным отношениям, поскольку не был опубликован и зарегистрирован в установленном для нормативных актов порядке.
При наличии изложенных обстоятельств, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «РосНет» фактически оказывает телематические услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а действующее законодательство не возлагает на провайдера хостинга обязанности по авторизации для использования веб-сервера в целях выгрузки информации из ЕАИС, суд приходит к выводу о недоказанности факта осуществления обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии.
Таким образом, материалами административного дела не подтверждено, что действия общества образуют событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в привлечении общества с ограниченной ответственностью «РосНет» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Лошакова А.А.