ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-28532/14 от 19.01.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-28532/2014

23 января 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2015 года .

Полный текст решения изготовлен 23 января 2015 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой :

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В.Гориченко

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации: 09.08.2001, юридический адрес: 690089, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лесозаводскому городскому округу Приморского края (ИНН 2507007279, ОГРН 1022500676021, дата государственной регистрации: 15.11.2002, юридический адрес: 692042, г.Лесозаводск, ул. Будника, 114)

о признании незаконным решения № 11 от 29.08.2014 года в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 598, 83 руб.,

При участии в заседании :

от Заявителя : ведущий юрисконсульт Н.М.Ихъяева по Дов. №16/14 от 30.12.2013

от Страховщика : не явился , извещен.

у с т а н о в и л :

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» ( далее по тексту Заявитель, Предприятие, Страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лесозаводскому городскому округу ( далее Пенсионный орган, Страховщик) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного о страхования от 29 августа 2014 года № 11 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 66, 84 руб.

Представитель Управления Пенсионного фонда, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, проводит судебное заседание в отсутствие представителя Пенсионного фонда, по имеющимся материалам дела.

Заявитель в судебном заседании, письменно уточнил предмет предъявленных требований и просит суд признать оспариваемый ненормативный акт в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 598, 83 руб.

Настаивая на удовлетворении уточненных предъявленных требований пояснил , что оспаривает применение штрафной санкции, начисленной на суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, полагая, что указанные выплаты не подпадают под определение объекта обложения страховыми взносами, предусмотренного частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

Пенсионный орган в письменных пояснениях на предъявленные требования указал , что оплата дополнительных выходных дней, представляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в статье 9 Закона № 212-ФЗ не поименована, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фронды в общеустановленном порядке.

Из материалов дела судом установлено следующее :

На основании решения о проведении выездной проверки от 19.05.2014 № 9 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Лесозаводскому городскому округу была проведена выездная проверка Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» в части деятельности филиала «Лесозаводский» за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 , в ходе которой было установлено, что в проверяемом периоде Страхователем, в нарушение ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) была занижена база для начисления страховых взносов на сумму 89 058 638 руб. , в том числе :

в 2011 году не включены в объект обложения и базу для начисления страховых взносов суммы уплаченных административных штрафов в размере 37 050 руб. ;

в 2011 году не включены в объект обложения и базу для начисления страховых взносов суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в размере 3 909,48 руб.;

в 2011-2013 годах не включены в объект обложения и базу для начисления страховых взносов суммы выплат среднего заработка работникам в период прохождения ими военных сборов в размере 109 875,20 руб. ;

суммы выплат по договорам гражданско-правового характера в размере 739 466,79 руб. ;

не включена в объект обложения и базу для начисления страховых взносов сумма не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке в сумме 284,91 руб.

Указанные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 30.07.2014 № 11.

29 августа 2014 года по результатам проверки ГУ УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу вынесло решение № 11, согласно которому Пенсионным фондом КГУП «Примтеплоэнерго» был привлечен к ответственности , предусмотренной частью 3 статью 17 Федерального Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 25 070,64 руб.

Заявитель, полагая, что оспариваемое Решение частично не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением , в порядке § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения Заявителя, изучив возражения Пенсионного органа, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ( далее Закон № 212-ФЗ) указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона № 212-ФЗ , в том числе государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно статье 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» ФСС РФ компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Кроме того, согласно п. 10 Постановления Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами» такая оплата производится за счет средств ФСС РФ. При этом, пунктом 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ установлено, что, начиная с 01.01.2010. года, финансовое обеспечение вышеназванных расходов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации ; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права , коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом , действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам, имеющим детей-инвалидов, дополнительные выходные дни, и оплата указанных дней производится не за счет собственных средств работодателя, как оплата иных выходных дней, предусмотренных трудовым законодательством, а за счет средств, предоставляемых работодателю ФСС РФ, т.е. фактически работодатель в данном случае является лишь связующим звеном между своим работником и государством в лице ФСС РФ, которое , таким образом осуществляет поддержку своих работающих граждан, имеющих на попечении детей-инвалидов.

Следовательно, оплата дополнительных выходных дней работнику, имеющему детей-инвалидов, не должна облагаться страховыми взносами в связи со следующим:

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации ; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права , коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами по своей правовой природе не могут быть отнесены к выплатам , начисляемым в рамках трудовых отношений, поскольку трудовые отношения предусматривают выполнение работником трудовой функции, оплату работодателем выполненной работником трудовой функции, а также обеспечение условий труда. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, Предприятие не платит за выполненный труд и не обеспечивает условий труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями. Оплата дополнительных выходных работникам, имеющим детей-инвалидов, работодатель производит в силу прямого указания закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Следовательно, такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности. Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых отношений, а в рамках исполнения работником своих семейных обязанностей, а работодателем - социальных обязательств, установленных нормами ТК РФ.

Исходя из системного анализа вышеперечисленных правовых норм законодательства РФ , можно сделать вывод, что подлежат обложению страховыми взносами выплаты в пользу работника за осуществление им своих трудовых обязанностей и за достижение им определенного трудового результата,при этом источником выплат должен являться работодатель. Иное толкование приводит к ситуации, когда работодатель относит оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в состав расходов по обязательному социальному страхованию, которые возмещает ФСС РФ, и начисляет страховые взносы на сумму этих расходов.

Кроме того, суд полагает необходимым учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ о квалификации указанных выплат, изложенную в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10. В данном Постановлении ВАС РФ отметил, что выплаты родителям детей-инвалидов, установленные ТК РФ, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, составной частью которой является федеральный бюджет.

Следовательно , оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только осуществляется вне рамок трудовых правоотношений, как это было указано выше, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством РФ (ТК РФ), не подлежащего обложению страховыми взносами (пп. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 212-ФЗ.

Суд полагает необходимым указать также на то , что право работника, имеющего детей-инвалидов, на дополнительные оплачиваемые дни отдыха предусмотрено ст. 262 ТК РФ, которая содержится в главе 41 ТК РФ, содержащей положения, предусматривающие право работающих женщин получать оплачиваемые отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком (ст. 255, ст. 256 ТК РФ).

При этом указанные выплаты по указанным отпускам осуществляются из средств ФСС РФ и не подлежат обложению страховыми взносами, следовательно, по аналогии, можно утверждать, что и выплаты за выходные дни работникам, имеющим детей инвалидов, не подлежат обложению.

На основании статьей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на Пенсионный орган.

Руководствуясь статьями 110,112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Признать Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лесозаводскому городскому округу Приморского края Приморского края о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном ( персонифицированном ) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.08.2014 года № 11 незаконным в части привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 598, 83 руб. , как несоответствующее Федеральному закону «Об индивидуальном ( персонифицированном ) учете в системе обязательного пенсионного страхования» .

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лесозаводскому городскому округу Приморского края в пользу краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 ( две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок , не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Н.Н.Куприянова