АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-29191/2016
11 января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 11 января 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекалёвой Л.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полтри Импорт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 31.01.2001)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 26.05.1951)
о признании незаконным решения от 16.11.2016
при участии в заседании: стороны не явились, извещены
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Полтри Импорт» (далее – общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 16.11.2016 о принятии таможенной стоимости по ДТ №10714040/220816/0027022 по форме ДТС-2 в виде отметки «Таможенная стоимость принята».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Таможенный орган представил письменный отзыв с возражениями на заявление.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке п. 5 ст. 136 и п. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Как следует из заявления, при подаче декларации на товары (далее – ДТ) №10714040/220816/0027022 декларант представил все имеющиеся у него и необходимые документы, соответственно, им в полном объеме выполнена обязанность по подтверждению таможенной стоимости, определенной по первому методу «по стоимости сделки с ввозимыми товарами». Заявитель указал, что декларант представил всю имеющуюся у него в распоряжении информацию относительно качественных характеристик, влияющих непосредственно на формирование цены товара.
Общество полагает, что таможенный орган, приняв оспариваемое решение, не дал объективной оценки документам и сведениям, представленным декларантом, и произвольно истолковал нормы таможенного законодательства об определении таможенной стоимости.
Также заявитель считает, что изменение таможенной стоимости со стороны таможни необоснованно увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, поскольку право заявителя нарушено, он был вынужден обратиться за юридической помощью, которая оказана обществу в рамках договора на оказание юридических услуг, в связи с чем понес судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей, которые просит взыскать с таможенного органа.
Согласно письменному отзыву таможенный орган заявленные требования не признает, полагает, что декларантом не в полном объеме подтверждена таможенная стоимость ввезенного товара по спорной ДТ.
Поскольку заявленная таможенная стоимость отклонялась от данных, имеющихся в распоряжении таможни в отношении однородных товаров, таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд установил, что в августе 2016 года заявителем во исполнение контракта №485/2016 от 07.04.2016 и приложений к нему, на таможенную территорию России был ввезен товар (прочие обваленные части бескостной говядины, мороженые) на условиях поставки CFR Восточный, общей стоимостью 83 243,45 долларов США.
В целях его таможенного оформления заявитель подал в таможню ДТ № 10714040/220816/0027022, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
В подтверждение заявленной стоимости общество представило экспортно-импортные лицензии, коносаменты от 03.08.2016 № AUG0105854, от 25.05.2016 №AUG0105854, транспортная накладная от 06.08.2016 №О01336, контракт от 07.04.2016 № 485/2016, дополнения к контракту от 07.04.2016 № 1/2016, от 24.05.2016 № 1/2016, инвойс от 16.05.2016 № 001-002-0010640, документы по оплате товара от 05.05.2016 № 18, от 15.06.2016 № 25, декларация-сертификат происхождения от 01.06.2016, прайс-лист от 01.04.2016, заявление на условный выпуск от 22.08.2016, письмо о внесении изменений от 23.08.2016 № 1, ответ на запрос от 19.09.2016, экспортная декларация от 25.05.2016, карточка счета, счет-фактура от 05.09.2016 № 26/09050001, упаковочный лист от 25.05.2016, расчет начисления себестоимости от 22.08.2016, расчет цены реализации от 22.08.2016, договор от 01.12.2015 № 8, ведомость банковского контроля от 06.09.2016, пояснения по условиям продаж от 19.09.2016, прайс-лист от 19.09.2016 и иные документы согласно описи.
По результатам контроля таможенной стоимости ввезённого товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем приняла решение от 22.08.2016 о проведении дополнительной проверки и обществу был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов и пояснений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, а также расчет обеспечения таможенных платежей.
Декларантом были представлены в таможню пояснения и документы, что подтверждает ответ на запрос от 19.09.2016.
Посчитав, что декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, таможня приняла решение от 23.10.2016 о корректировке таможенной стоимости и решение от 16.11.2016 о принятии таможенной стоимости в виде отметки в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 «Таможенная стоимость принята».
Не согласившись с решением таможни по таможенной стоимости товара, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.
Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (ч. 3 ст. 112 Закона № 311-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение, Соглашение об определении таможенной стоимости), заключенного государствами - членами таможенного союза, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (п. 2 ст. 4 Соглашения).
То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.
При этом, согласно п. 3 ст. 2 Соглашения и п. 4 ст. 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 5 ст. 65 ТК ТС).
Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять контроль таможенной стоимости товаров (ст. 66 ТК ТС), по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 67 ТК ТС).
При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (п. 1 ст. 68 ТК ТС).
Части 6 ст. 112 Закона № 311-ФЗ установлено, что в соответствии со ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Таким образом, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме, или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Перечень документов и сведений).
Из материалов дела следует, что при таможенном оформлении ввезенного товара обществом вместе с ДТ № 10714040/220816/0027022 представлены в таможенный орган внешнеторговый контракт, приложение к нему, инвойс, коносаменты и иные документы согласно описи к ДТ.
Судом проанализированы условия поставки и сведения, содержащиеся в документах, представленных в подтверждение ее исполнения. Суд пришел к выводу, что документы заявителя выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условия поставки и оплаты. Исполнение обязательств по контракту сторонами осуществлено в соответствии с условиями контракта.
При этом факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Оценивая ссылку таможенного органа в оспариваемом решении о непредставлении обществом оригиналов запрошенных документов, суд её отклоняет ввиду того, что таможне были представлены формализованные электронные копии документов.
Данный способ представления документов соответствует п. 4 ст.183 ТК ТС, следовательно, предоставление не оригиналов, а копий документов основанием для корректировки таможенной стоимости без доказательств того, что заявленные в них сведения о таможенной стоимости недостоверны или недостаточны, являться не может.
Доказательства представления обществом при декларировании ввезенного товара по спорной ДТ недостоверных документов таможня не представила.
Что касается непредставления заказа, в котором согласован ассортимент товара, то данное обстоятельство не могло послужить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости ввиду того, что данный документ не перечислен в Приложение № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением № 376.
Суд отклоняет довод таможенного органа относительно того, что в приложении № 1 от 01.02.2016 отсутствуют сведения о согласовании качества товара, в силу следующего.
Согласно п. 4.1. контракта качество продукции должно соответствовать экспортному стандарту для Российской Федерации.
Пунктом 4.2. контракта предусмотрено, что продукция по качеству принимается на основании актов, составленных аккредитованными государственными лабораториями и на основании решения о разрешении ввоза продукции в РФ, выданного ветеринарными службами Российской Федерации. В случае если продукция не соответствует стандартам качества РФ и ввоз продукции запрещен соответствующими службами, стороны будут находить обоюдное приемлемое соглашение с учетом будущих поставок.
При декларировании товара общество представило в таможенный орган декларацию-сертификат происхождения формы «А» № Е-0000097932 от 01.06.2016 (п. 15 описи документов спорной ДТ). Доказательств несоответствия товара стандартам качества РФ таможенным органом не представлено.
Ссылки таможни на то, что в дополнительном соглашении от 07.04.2016 № 1/2016 отсутствуют сведения об изготовителе товара и о товарном знаке, суд не принимает во внимание, поскольку данные сведения о товарной марке (CONCEPCION) и об изготовителе (FRIGORIFICO CONCEPCION S.A.) содержаться в графе 31 спорной ДТ. Доказательств опровергающих данные обстоятельства таможенным органом не представлено.
Тот факт, что указанные сведения отсутствуют в дополнительном соглашении от 07.04.2016 № 1/2016, не является основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.
При этом анализ, представленных обществом в таможенный орган, документов позволяет сделать вывод о том, что сторонами сделки согласовано какой товар, в каком количестве и по какой цене за единицу его измерения должен быть поставлен в адрес покупателя, указан вес нетто и брутто товара, при этом стоимость партии товаров формировалась исходя из согласованного сторонами количества товаров. Следовательно, отсутствие таких сведений о товаре как изготовитель или товарный знак на стоимость партии товаров не повлияли. Представленными при таможенном оформлении документами подтверждается, что товар поставлен в количестве и на условиях, предусмотренных контрактом и инвойсом.
Инвойс является основным документом для подтверждения стоимости товара таможенным органом и указание либо не указание торговой марки не может влиять на стоимость товара, тем более что коммерческий инвойс заполняет продавец и предоставляет получателю.
Согласно предмету контракта покупатель согласен купить, а продавец согласен продать и поставить следующий товар в количестве, ассортименте, по цене и на условиях, указанных в Приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В приложении № 1/2016 от 07.04.2016 и изменениях к контракту от 07.04.2016 № 1/2016 стороны согласовали условия поставки CFR Восточный, товар, количество, цена, общая сумма контракта, срок поставки товара, страна производства и отгрузки товара, кто является продавцом и кто покупателем.
В инвойсе №001-002-0010640, подписанном продавцом, оговорен изготовитель товара, цена за кг, количество и общая стоимость.
Представленными при таможенном оформлении документами подтверждается, что товар поставлен в количестве и на условиях, предусмотренных контрактом и инвойсом.
Указание таможни на то, что декларант не предоставил ветеринарный сертификат, судом не принимается.
Суд отмечает, что в представленном коносаменте имеется отметка Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области - «Ветеринарный надзор. Ввоз разрешен» от 11.08.2016 и «Ветеринарный надзор. Выпуск разрешен» 12.08.2016.
Таможенному органу при электронном декларировании товара обществом была предоставлена формализация печатей на коносаменте (номер 18 в описи к спорной ДТ).
Согласно действующему законодательству товар ввозится на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом стороны, на территорию которой ввозится подконтрольный товар и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны - экспортера товара. Подтверждением прохождения контроля является наличие штампа соответствующей службы «выпуск разрешен» на товаросопроводительных документах, что подтверждается Письмом Россельхознадзора № ФС-НВ-2/201 от 14.01.2011, Решение Комиссии ТС № 317 от 18.06.2010.
При этом, таможенным органом не был запрошен ветеринарный сертификат в решении о проведении дополнительной проверки.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, инвойсов и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований п. 4 ст. 65 ТК ТС и п. 3 ст. 2 Соглашения.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18, при проведении дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
В целях надлежащей реализации прав декларанта таможенный орган обязан известить его об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 69 ТК ТС документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств).
Получив такое извещение, декларант вправе представить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования таможенной стоимости (абз. 3 п. 3 ст. 69 ТК ТС), которые должны быть учтены таможенным органом при принятии окончательного решения.
Доказательств того, что таможенный орган уведомлял декларанта о недостаточности представленных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, совершал действия по получению недостающих документов и сведений, в том числе у контрагента декларанта, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что представленные на момент таможенного оформления документы были недостоверными, а сведения, указанные в них – неполными либо не точными.
При этом запрос о представлении иных дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости должен формироваться с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки, что не было учтено таможенным органом.
Как следует из п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 18, при применении п. 4 ст. 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости (п. 7 постановления Пленума ВС РФ № 18).
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Обязанность по доказыванию наличия оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможности применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Между тем, согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Что касается расхождений между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, то они не являются основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения.
Суд отмечает, что предоставленная информация из базы «Мониторинг-Анализ» не содержит описание ввозимого товара, указан только номер декларации на товары, в связи с чем данная информация не может являться доказательством более высокого индекса таможенной стоимости.
Кроме того, в качестве основы для корректировки таможенной стоимости таможней использована ценовая информация из таможенной декларации иного участника внешнеэкономической деятельности, доказательств проведенного сравнительного анализа не представлено.
При таких обстоятельствах, сведения об отдельно взятой декларации не могут служить основанием для корректировки всех последующих поставок. Действующее законодательство не устанавливает обязанности для экспортеров декларирование товаров по средним ценам. Единственным условием установления таможенной стоимости является наличие количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, то обстоятельство, что заявленная таможенная стоимость товара оказалась ниже ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в Соглашении об определении таможенной стоимости в качестве основания для корректировки.
Предусмотренные в ст. 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 система оценки ввозимых товаров для таможенных целей исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Доказательств отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам, таможенный орган не представил.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу, о том, что таможенный орган не доказал в порядке ч. 5 ст. 200 АПК РФ наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ признает решение Находкинской таможни по таможенной стоимости товаров по декларации на товары № 10714040/220816/0027022, оформленное в виде проставления отметки в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 «Таможенная стоимость принята 16.11.2016», незаконным, а требование общества подлежащим удовлетворению.
Как следует из п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующих ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.
Исходя из п. 30 постановления Пленума ВС РФ № 18, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном ст. 147 Закона № 311-ФЗ, в этом случае не требуется.
Принимая во внимание п. 30 постановления Пленума ВС РФ № 18, суд обязывает таможню возвратить обществу излишне взысканные таможенные платежи по ДТ №10714040/220816/0027022, окончательный размер которых таможне определить на стадии исполнения судебного решения.
Рассмотрев заявление общества о взыскании с таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб., суд находит его подлежащим удовлетворению частично ввиду следующего.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Согласно положениям ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из разъяснений, изложенных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ, ст.ст. 3, 45 КАС РФ, ст.ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В силу разъяснений, указанных в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Доказательства, подтверждающие разумность понесенных расходов должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 АПК РФ).
В обоснование понесенных расходов заявителем представлены договор на оказание юридических услуг №19-ПИ от 15.11.2016, платёжное поручение №499 от 16.11.2016.
Таким образом, заявленные ко взысканию стороной расходы на оказание услуг представителя подтверждены документально.
Определяя разумность пределов понесенных стороной судебных расходов, суд не связан размером вознаграждения, установленным в договоре на оказание услуг, поскольку стороны свободны в силу ст. 421 ГК РФ в заключении договора.
Учитывая требование закона о взыскании судебных издержек в разумных пределах, соблюдая баланс частных и публичных интересов, суд считает, что расходы на оплату услуг представителя по настоящему делу в размере 30 000 руб. не являются в достаточной степени разумными, в связи с чем находит их обоснованными в сумме 15 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов следует отказать.
В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.
Суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Признать незаконным решение Находкинской таможни от 16.11.2016 о принятии таможенной стоимости по ДТ № 10714040/220816/0027022, выразившееся в виде отметки «Таможенная стоимость принята» в декларации по форме ДТС-2, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
В данной части решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Находкинскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Полтри Импорт» излишне взысканные таможенные платежи по декларации на товары № 10714040/220816/0027022, окончательный размер которых определить Находкинской таможне на стадии исполнения решения суда.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полтри Импорт» 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей судебных расходов, из которых 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины и 15 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
В остальной части в удовлетворении заявления о возмещении расходов на оплату услуг представителя отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья А.А. Николаев