АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-29486/2017
08 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора
к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.02.2010, юридический адрес: 692564, <...>, офис.2)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06.12.2017 года).
при участии: от заявителя – помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Швырева А.Ю.; от ответчика – ФИО1, паспорт, доверенность от 24.02.2017.
установил:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, административный орган, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее - ответчик, общество. ООО «Магнит») к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании 25-31 января 2018 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01 февраля 2018 года.
В обоснование своих требований Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор указал, что поскольку предпринимательская деятельность ответчиком осуществляется с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Общество, по тексту письменных возражений, указало, что в действиях ООО «Магнит» отсутствует состав административного правонарушения, документы в материалах дела не являются доказательствами сбора твердых бытовых отходов в нарушение лицензии, в связи с чем просит признать действия ООО «Магнит» малозначительными и вынести предупреждение.
Из материалов дела следует, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение пункта 6 Плана работы Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой на 2-ое полугодие 2017 года проведена проверка исполнения юридическим лицом - ООО «Магнит» законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
ООО «Магнит» осуществляет хозяйственную деятельность в сфере обращения с отходами на основании лицензии 025 №00227 от 25.07.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, в части транспортирования отходов IV класса опасности.
В ходе проверки ООО «Магнит» представлен реестр действующих договоров на оказание услуг в сфере обращения с отходами, согласно которому Общество заключило 7 договоров на оказание услуг по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с предметом договора №3 от 01.02.2017, заключенного между администрацией Покровского сельского поселения (заказчик) ООО «Магнит» (исполнитель), заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по сбору и транспортированию отходов в количестве 1 куб.м. за месяц.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований федерального и краевого законодательства Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры от 04.12.2017, согласно которого ООО «Магнит» осуществляет деятельность по сбору отходов в отсутствие лицензии в части сбора отходов. Кроме того, прокурором при анализе отчетов 2-ТП (отходы) установлено, что ООО «Магнит» не указало количество отходов, поступивших из других организаций, то есть отразило недостоверную информацию в отчете.
06.12.2017 Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор по результатам рассмотрения материалов проверки, установив факт сбора отходов без лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, составил постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по обращению с отходами производства и потребления без специального разрешения (лицензии).
С соответствующим заявлением о привлечении ООО «Магнит» к административной ответственности Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 постановления от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) установлены основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
Частью 1 ст. 2 Закона № 99-ФЗ установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
На основании ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии.
Согласно ст. 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом № 99-ФЗ с учетом положений Закона № 89-ФЗ.
В соответствии со ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 28 Закона № 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ООО «Магнит», на основании договоров №3 от 01.02.2017, №4 от 01.07.2017, №5 от 01.08.2017, №5-А от 01.08.2017, №6 от 01.11.2017, осуществляет сбор отходов, без лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 26.2 АПК РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п. 2 ст. 26.2 АПК РФ).
Факт осуществления ООО «Магнит» деятельности по размещению отходов, отнесенных к IV классу опасности, подтверждается: договором №3 от 01.02.2017, договором №4 от 01.07.2017, договором №5 от 01.08.2017, договором №5-А от 01.08.2017, договором №6 от 01.11.2017, актами выполненных работ по оказанию услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, выписками операций по счетам ООО «Магнит», объяснением директорами ООО «Магнит» ФИО2
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент проверки ООО «Магнит» осуществляло деятельность по обращению с отходами без специального разрешения (лицензии). При изложенных обстоятельствах, Владивостокская межрайонная природоохранная прокуратурапришла к верному выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 КоАП РФ).
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия ООО «Магнит» надлежащих мер по заблаговременному получению лицензии, либо доказательства, подтверждающие обстоятельства, препятствующие ее получению, следовательно, вина в действиях общества доказана.
Факт совершения ответчиком административного правонарушения подтверждается материалами дела, и обществом по существу не оспаривается.
Довод ООО «Магнит» о необоснованности заявления о привлечении к административной ответственности в связи с принятием Федерального закона №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отклоняются судом, ввиду того, что изменения, внесенные названным Федеральным законом, не касаются лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами и не влияют на квалификацию вменяемого административного правонарушения.
При этом изменения, внесенные в законодательство (Федеральный закон №503-ФЗ), не относятся к статье 14.1 КоАП РФ и не могу по смыслу статьи 1.7 КоАП РФ смягчать или отменять административную ответственность либо иным образом улучшать положение лица совершившего административное правонарушение.
Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и не установил каких–либо грубых, неустранимых нарушений норм процессуального законодательства.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент принятия решения судом не истек.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
С 04.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен новой статьёй 4.1.1, в соответствии с которой предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.
При этом административный штраф подлежит замене предупреждением в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное ими административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится в письменной форме (часть 1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Условия отнесения хозяйственныхобществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены встатье4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Согласно части 1статьи4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленнымстатьей4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судом установлено, что ООО «Магнит» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом в рассматриваемом случае причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствует, как отсутствует и причинение кому-либо имущественного ущерба. Обратное прокурором не доказано.
В части 2статьи4.1.1КоАПРФстатья14.1КоАП РФ не поименована, то есть законом не исключаетсязаменаадминистративногоштрафапредупреждениеми при совершении рассматриваемого правонарушения.
Кроме того, правонарушение обществом совершено впервые. Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд считает возможным в рассматриваемом конкретном случаезаменить предусмотренное санкциейстатьи14.1КоАПРоссийской Федерации основноенаказание в виде административногоштрафа предупреждением.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «Магнит» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (доказательств обратного прокурором не представлено), суд считает возможным наложить на правонарушителя административное взыскание в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.02.2010, юридический адрес: 692564, <...>, офис.2) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Николаев А.А.