ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2965/2023 от 11.09.2023 АС Приморского края

078/2023-222975(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-2965/2023  18 сентября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2023 года.  Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Воеводиным О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого  государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН <***>,  ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 02.11.2002) 

к муниципальному общеобразовательному бюджетное учреждение "Средняя  общеобразовательная школа № 25" г. Дальнегорска (ИНН <***>, ОГРН  <***>, дата государственной регистрации: 29.11.2002) 

о взыскании 51 178 руб. 80 коп., пени до момента оплаты,

стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, 

установил: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее  – истец, КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в суд с иском к муниципальному  общеобразовательному бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа   № 25» г. Дальнегорска (далее – ответчик, учреждение) о взыскании по муниципальному  контракту холодного водоснабжения и водоотведения № 05-МБ/ХВ-23-2022  задолженности в сумме 51 178 руб. 80 коп., в том числе: 49 335 руб. 61 коп. основного  долга за период сентябрь-декабрь 2022 года и 1 843 руб. 19 коп. пени за период  11.10.2022-13.02.2023 гг.; а также пени за каждый день просрочки оплаты основного  Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями  судей по делу № А51-2965/2023 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных  дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код: 

 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).


долга в размере 49 335 руб. 61 коп. за период с 14.02.2023 г. и до момента его оплаты,  исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день  фактической оплаты. 

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени  рассмотрения спора извещены надлежащим образом. Ходатайство истца о  проведении судебного заседания в отсутствие его представителя рассмотрено и  удовлетворено. 

Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие  представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам. 

Ответчик требования истца оспорил, ссылаясь на то, что учреждение не  соответствует критериям, перечисленным в пункте 203 Правил № 644, в связи с чем,  нормативы сточных вод на указанное лицо не распространяются. 

Изучив материалы дела, суд установил, что между КГУП «Приморский  водоканал» (организация ВКХ) и МОБУ «СОШ № 25» г.Дальнегорска (абонент) с  протоколом разногласий заключен муниципальный контракт холодного водоснабжения  и водоотведения № 05-МБ/ХВ-23-2022 (далее – контракт), сроком действия с даты  подписания по 31.01.2023, контракт распространяет свое действие на  взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 по 31.12.2022 (пункт 18.1 контракта  в редакции протокола разногласий). 

Предметом контракта является подача организацией ВКХ, осуществляющей  холодное водоснабжение и водоотведение, абоненту через присоединенную  водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения  холодной (питьевой) воды, осуществление приема сточных вод абонента от  канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и  обеспечение их транспортировки, очистки и сброса в водный объект (пункт 1.1  контракта). 

В соответствии с условиями контракта (пункт 4.3. «е», «с», пункт 4.2 «д»),  абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод,  отводимых в централизованную систему водоотведения, соблюдать установленные  нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к  составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения  негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения,  принимать меры по соблюдения установленных нормативов и требований; 


организациях ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод  сверх установленных нормативов по объему и составу, отводимых в  централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения. 

Объектом водоснабжения и водоотведения по контрактам является здание  МОБУ «СОШ № 25», расположенное по адресу: <...>. 

В связи с начислением ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в  составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за сентябрь  – декабрь 2022 КГУП «Притеплоэнерго» направило ответчику претензию,  доказательства рассмотрения которой в материалах дела отсутствуют. 

 Полагая, что у ответчика имеется непогашенная задолженность за спорный  период, истец обратился в суд за взысканием основного долга и пени. 

 Изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат  удовлетворению, в силу следующего. 

Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть  вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со  снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и  другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547)  применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не  вытекает из существа обязательства. 

 Суд считает, что к отношениям сторон спора подлежат применению  Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ 

«О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правила холодного  водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от  29.07.2013 № 644, Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод,  утвержденными постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 

«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о  внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации» и иные нормативные документы, регулирующие отношения  сторон. 

Пунктом 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644)  предусмотрена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам  сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные 


настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод  на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных  объектов). 

В силу положений пункта 112 Правил № 644, запрещен сброс (прием)  абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих  вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым  негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: а)  повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима  их работы; б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной  системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и  возникновения препятствий для тока воды; в) создание условий для причинения вреда  здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; г)  невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных  для окружающей среды. 

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644, абоненты обязаны  производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, в  том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и  нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в  соответствии с настоящими Правилами. 

Указанному корреспондирует право организации ВКХ, установленное  подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644, взимать с абонентов плату за отведение  сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс  загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы  водоотведения. 

Пунктом 195 Правил № 644 предусмотрены 2 порядка расчета платы за сброс  загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод организацией ВКХ: 1-ый - ежемесячно на основании декларации,  представляемой абонентом, 2-ой - в случаях непредставления декларации, и случаях,  предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании  результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных  вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. 


Оплата указанной платы производится абонентом на основании счетов,  выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих  дней со дня выставления счета. 

Суд считает обоснованной ссылку истца на то, что, установленная пунктом  203 Правил № 644 формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе  сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, применяется к  объектам, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.  метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта,  используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида  экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или  Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления  деятельности предприятий общественного питания, деятельности бань и душевых по  предоставлению общегигиенических услуг, стирки или химической чистки текстильных  и меховых изделий. 

Исходя из изложенного, суд считает, что плата, в соответствии с указанным  пунктом Правил № 644, может взиматься с объектов абонентов со сбросом сточных  вод в сутки менее 30 куб.м., но при обязательном условии использования данного  объекта абонентом в целях осуществления определенных пунктом 203 Правил 

 № 644 видов деятельности, что соответствует разъяснениям, содержащимся

в письме Минстроя России от 06.06.2021 № 23350-ИФ/04 «Об исчислении и взимании  платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных  нормативов состава сточных вод». 

Судом из представленных в материалы дела истцом: Устава учреждения  (пункта 2.5.), приказа МОБУ «СОШ № 25» от 04.02.2021 № 16а «Положения об  организации питания обучающихся муниципального общеобразовательного  бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Дальнегорска»,  муниципальных контрактов № 1-П от 02.09.2022, № 2-П от 02.09.2022, № 3-П от  03.10.2022, № 4-П от 03.10.2022, № 6-П от 07.11.2022, № 12-П от 01.05.2023,  информации Управления образования Дальнегорского городского округа от  05.07.2023 № 988, установлено, что в учреждении имеется пищеблок, технологическое  и холодильное оборудование, обеденный зал, столовая, инвентарь, посуда, мебель,  организовано питание учащихся и персонала учреждения. 


Суд также принимает во внимание, что, в соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ  30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания.  Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (введен в  действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст), предприятие (объект)  общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс,  используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для  оказания услуг общественного питания, в том числе, изготовления продукции  общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции  общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его  по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. 

Предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены, в том  числе, в образовательных организациях (пункт 5.1. ГОСТ 30389-2013). 

Исходя из изложенного, с учетом отсутствия отбора проб в спорный период,  не предоставления ответчиком декларации, отсутствия у абонента места отбора проб,  суд считает, что ответчик соответствует требованиям пункта 203 Правил № 644  и расчет правомерно произведен истцом, на основании указанной нормы. 

Довод ответчика о его несоответствии требованиям пункта 203 Правил

 № 644 подлежит отклонению, поскольку, для применения указанного положения,  соответствующая деятельность (организации общественного питания) может  осуществляться, фактически, без указания данного вида деятельности 

в учредительных документах абонента.

Порядок расчетов с абонентом по контракту предусмотрен пунктом 3.9.  контракта, пунктом 195 Правил № 644. Контрактом и Правилами № 644 предусмотрена  оплата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных  нормативов состава сточных вод в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. 

Ответчик, в установленные контрактом и Правилами № 644 сроки, плату за  сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов  состава сточных вод не произвел, ответ на претензию истца не представил. 

С учетом указанного, суд считает требования истца обоснованными и  подлежащими удовлетворению в заявленном размере. 

Пунктом 6.2. статьи 14 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что абонент,  несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения,  обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной  стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, 


действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый  день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного  срока оплаты по день фактической оплаты. 

Суд считает, что истцом, правомерно, на основании указанной нормы права, в  связи с неоплатой ответчиком суммы основного долга по контракту, начислены пени  в размере 1 843 руб. 19 коп. за период с 11.10.2022 по 13.02.2023, а также пени за  каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 49 335 руб. 61 коп. за период  с 14.02.2023 г. и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки  рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, а поэтому  указанные требования в части неустойки также подлежат взысканию с ответчика. 

Расходы по уплате государственной пошлины по иску, на основании  положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, относятся на ответчика. 

Суд, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

 р е ш и л:

 Взыскать с муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  "Средняя общеобразовательная школа № 25" г. Дальнегорска (ИНН <***>) в  пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН  <***>) 49 335 рублей 61 копейка основного долга, 1 843 рубля 19 копеек пени,  пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 49 335 рублей 

 После вступления решения в законную силу, исполнительный лист подлежит  выдаче по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения  непосредственно арбитражным судом. 

 Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в  течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в  Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со  дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом  рассмотрения суда апелляционной инстанции. 

Электронная подпись действительна.
 Судья Карандашова Е.В.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 20:40:00

 Кому выдана Карандашова Елена Владимировна