078/2023-217825(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2967/2023
12 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2023 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиным О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации: 02.11.2002)
к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5" г. Дальнегорска, с. Краснореченский (ИНН 2505007594, ОГРН 1022500616819, дата государственной регистрации: 29.11.2002)
о взыскании 9 377 руб. 73 коп., пени до момента оплаты,
стороны надлежаще извещены, в судебное заседание не явились,
установил: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее - истец, КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Дальнегорска, с. Краснореченский (далее – ответчик, учреждение) о взыскании по муниципальному контракту холодного водоснабжения и водоотведения № 05-МБ- ХВ-79-2022 задолженности в сумме 9 377 руб. 73 коп. из них: 8 987 руб. 69 коп. - сумма основного долга и 390 руб. 04 коп. - сумма пени; а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 8 987 руб. 69 коп. за период с 25.01.2023 г. Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей по делу № А51-2967/2023 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).
и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом. Ходатайство истца о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя судом рассмотрено и удовлетворено.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик требования истца оспорил, ссылаясь на то, что учреждение не соответствует критериям, перечисленным в пункте 203 Правил № 644, в связи с чем, нормативы сточных вод на указанное лицо не распространяются.
Изучив материалы дела, суд установил, что между КГУП «Приморский водоканал» (организация ВКХ) и МОБУ «СОШ № 5» г.Дальнегорска, с.Краснореченский (абонент) с протоколом разногласий заключен муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 05-МБ/ХВ-79-2022 (далее – контракт), сроком действия с даты подписания по 31.01.2023, контракт распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 по 31.12.2022 (пункт 18.1 контракта).
Предметом контракта является подача организацией ВКХ, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной (питьевой) воды, осуществление приема сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечение их транспортировки, очистки и сброса в водный объект (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с условиями контракта (пункт 4.3. «е», «с», пункт 4.2 «д») ,абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдения установленных нормативов и требований; организациях ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод
сверх установленных нормативов по объему и составу, отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Объектом водоснабжения и водоотведения по контрактам является здание МОБУ «СОШ № 5», расположенное по адресу: с.Краснореченский, ул.Октябрьская, 17.
В связи с начислением ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за сентябрь – декабрь 2022, КГУП «Притеплоэнерго» направило ответчику претензию, доказательства рассмотрения которой в материалах дела отсутствуют.
Полагая, что у ответчика имеется непогашенная задолженность за спорный период, истец обратился в суд за взысканием основного долга и пени.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Суд считает, что к отношениям сторон спора подлежат применению Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и иные нормативные документы, регулирующие отношения сторон.
Пунктом 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), предусмотрена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод
на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В силу положений пункта 112 Правил № 644, запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения:
а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы; б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644, абоненты обязаны производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Указанному корреспондирует право организации ВКХ, установленное подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644, предусматривающее взимание с абонентов платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 195 Правил № 644 предусмотрены 2 порядка расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод организацией ВКХ: 1-ый - ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, 2-ой - в случаях не представления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных, в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Оплата указанной платы производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Суд считает обоснованной ссылку истца на то, что установленная пунктом 203 Правил № 644 формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод применяется к объектам, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности предприятий общественного питания, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий.
Исходя из изложенного, суд считает, что плата, в соответствии с указанным пунктом Правил № 644, может взиматься с объектов абонентов со сбросом сточных вод в сутки менее 30 куб.м, но при обязательном условии использования данного объекта абонентом в целях осуществления определенных пунктом 203 Правил
№ 644 видов деятельности, что соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Минстроя России от 06.06.2021 № 23350-ИФ/04 «Об исчислении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод».
Судом, из представленных в материалы дела истцом: приказа МОБУ «СОШ № 5» от 06.10.2020 № 126-А «О контроле за организацией питания обучающихся», акта проведения Управлением образования администрации Дальнегорского городского округа Приморского края контрольного мероприятия от 11.05.2021 № 10, графика питания МОБУ «СОШ № 5» с.Краснореченский, утвержденного приказом № 76-А от 01.09.2022, Положения об организации питания обучающихся в МОБУ «СОШ № 5» с.Краснореченский, утвержденного приказом № 154 –А от 20.12.2022, муниципальных контрактов обеспечения бесплатным питанием льготных категорий обучающихся 1-11 классов включительно в МОБУ «СОШ № 5» с.Краснореченский № 30/22 от 01.09.2022, № 38/22 от 01.11.2022, контракта № 0320300143722000183 148107 обеспечение бесплатным питанием льготных категорий обучающихся 1-11
классов включительно в муниципальных образовательных учреждениях Дальнегорского городского округа Приморского края от 15.11.2022, пояснений Управления образования администрации Дальнегорского городского округа от 29.05.2023 № 786, установлено, что в учреждении имеется пищеблок, технологическое и холодильное оборудование, столовая, инвентарь, посуда, мебель, организовано питание учащихся и персонала учреждения.
Суд также принимает во внимание, что, в соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст), предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе, изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены, в том числе, в образовательных организациях (пункт 5.1. ГОСТ 30389-2013).
Исходя из изложенного, с учетом отсутствия отбора проб в спорный период, не предоставления ответчиком декларации, отсутствия у абонента места отбора проб, что следует из пояснений истца от 05.09.2022, а также из содержания муниципального контракта и приложений к нему, суд считает, что ответчик соответствует требованиям пункта 203 Правил № 644 и расчет, правомерно, произведен истцом, на основании указанной нормы.
Довод ответчика о его несоответствии требованиям пункта 203 Правил
№ 644 отклоняется, поскольку, для применения указанного положения, соответствующая деятельность (организации общественного питания) может осуществляться, фактически, без указания данного вида деятельности в учредительных документах абонента.
Порядок расчетов с абонентом по контракту предусмотрен пунктом 3.9. контракта, пунктом 195 Правил № 644. Контрактом и Правилами № 644 предусмотрена оплата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Ответчик, в установленные контрактом и Правилами № 644 сроки, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод не произвел, ответ на претензию истца не представил.
С учетом указанного, суд считает требования истца о взыскании основного долга обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Пунктом 6.2. статьи 14 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Суд считает, что истцом, правомерно, на основании указанной нормы права, в связи с неоплатой ответчиком суммы основного долга по контракту, начислены пени в размере 390 руб. 04 коп. за период с 11.10.2022 по 24.01.2023, а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 8 987 рублей 69 копеек за период с 25.01.2023 г. и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты. Указанные требования в части неустойки также подлежат взысканию с ответчика.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску, на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.
Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Взыскать с муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5" г. Дальнегорска, с. Краснореченский (ИНН 2505007594) в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729) сумму основного долга в размере 8 987 рублей 69 копеек, пени в размере 390 рублей 04 копейки, пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 8 987 рублей 69 копеек за период с 25.01.2023 г. и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, государственную пошлину на 2 000 рублей.
После вступления решения в законную силу, исполнительный лист подлежит выдаче по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 20:40:00
Кому выдана Карандашова Елена Владимировна