ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-2967/2023 от 05.09.2023 АС Приморского края

078/2023-217825(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-2967/2023
12 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2023 года.  Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Воеводиным О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению  краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН  2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации: 02.11.2002) 

к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя  общеобразовательная школа № 5" г. Дальнегорска, с. Краснореченский (ИНН  2505007594, ОГРН 1022500616819, дата государственной регистрации: 29.11.2002) 

о взыскании 9 377 руб. 73 коп., пени до момента оплаты,

стороны надлежаще извещены, в судебное заседание не явились, 

установил: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее  - истец, КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в суд с иском к муниципальному  общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа   № 5» г. Дальнегорска, с. Краснореченский (далее – ответчик, учреждение) о взыскании  по муниципальному контракту холодного водоснабжения и водоотведения № 05-МБ- ХВ-79-2022 задолженности в сумме 9 377 руб. 73 коп. из них: 8 987 руб. 69 коп. - сумма  основного долга и 390 руб. 04 коп. - сумма пени; а также пени за каждый день  просрочки оплаты основного долга в размере 8 987 руб. 69 коп. за период с 25.01.2023 г.  Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями  судей по делу № А51-2967/2023 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных  дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код: 

 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).


и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ  РФ, действующей на день фактической оплаты. 

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени  рассмотрения спора извещены надлежащим образом. Ходатайство истца о  проведении судебного заседания в отсутствие его представителя судом рассмотрено  и удовлетворено. 

Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие  представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам. 

Ответчик требования истца оспорил, ссылаясь на то, что учреждение не  соответствует критериям, перечисленным в пункте 203 Правил № 644, в связи с чем,  нормативы сточных вод на указанное лицо не распространяются. 

Изучив материалы дела, суд установил, что между КГУП «Приморский  водоканал» (организация ВКХ) и МОБУ «СОШ № 5» г.Дальнегорска,  с.Краснореченский (абонент) с протоколом разногласий заключен муниципальный  контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 05-МБ/ХВ-79-2022 (далее –  контракт), сроком действия с даты подписания по 31.01.2023, контракт распространяет  свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 по 31.12.2022  (пункт 18.1 контракта). 

Предметом контракта является подача организацией ВКХ, осуществляющей  холодное водоснабжение и водоотведение, абоненту через присоединенную  водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения  холодной (питьевой) воды, осуществление приема сточных вод абонента от  канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и  обеспечение их транспортировки, очистки и сброса в водный объект (пункт 1.1  контракта). 

В соответствии с условиями контракта (пункт 4.3. «е», «с», пункт 4.2 «д»)  ,абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод,  отводимых в централизованную систему водоотведения, соблюдать установленные  нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к  составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения  негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения,  принимать меры по соблюдения установленных нормативов и требований;  организациях ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод 


сверх установленных нормативов по объему и составу, отводимых в  централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения. 

Объектом водоснабжения и водоотведения по контрактам является здание  МОБУ «СОШ № 5», расположенное по адресу: с.Краснореченский, ул.Октябрьская, 17. 

В связи с начислением ответчику платы за сброс загрязняющих веществ в  составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за сентябрь  – декабрь 2022, КГУП «Притеплоэнерго» направило ответчику претензию,  доказательства рассмотрения которой в материалах дела отсутствуют. 

 Полагая, что у ответчика имеется непогашенная задолженность за спорный  период, истец обратился в суд за взысканием основного долга и пени. 

 Изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат  удовлетворению, в силу следующего. 

Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть  вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям,  связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и  нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения  (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми  актами или не вытекает из существа обязательства. 

 Суд считает, что к отношениям сторон спора подлежат применению  Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ 

«О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правила холодного  водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от  29.07.2013 № 644, Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод,  утвержденными постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 

«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о  внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации» и иные нормативные документы, регулирующие отношения  сторон. 

Пунктом 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644),  предусмотрена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам  сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные  настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод 


на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных  объектов). 

В силу положений пункта 112 Правил № 644, запрещен сброс (прием)  абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих  вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым  негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: 

а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима  их работы; б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной  системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и  возникновения препятствий для тока воды; в) создание условий для причинения вреда  здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; г)  невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных  для окружающей среды. 

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644, абоненты обязаны  производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, в  том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и  нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в  соответствии с настоящими Правилами. 

Указанному корреспондирует право организации ВКХ, установленное  подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644, предусматривающее взимание с абонентов  платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных  вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных  нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения. 

Пунктом 195 Правил № 644 предусмотрены 2 порядка расчета платы за сброс  загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава  сточных вод организацией ВКХ: 1-ый - ежемесячно на основании декларации,  представляемой абонентом, 2-ой - в случаях не представления декларации, и случаях,  предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании  результатов, полученных, в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных  вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. 


Оплата указанной платы производится абонентом на основании счетов,  выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих  дней со дня выставления счета. 

Суд считает обоснованной ссылку истца на то, что установленная пунктом  203 Правил № 644 формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе  сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод применяется к  объектам, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.  метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта,  используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида  экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или  Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления  деятельности предприятий общественного питания, деятельности бань и душевых по  предоставлению общегигиенических услуг, стирки или химической чистки текстильных  и меховых изделий. 

Исходя из изложенного, суд считает, что плата, в соответствии с указанным  пунктом Правил № 644, может взиматься с объектов абонентов со сбросом сточных  вод в сутки менее 30 куб.м, но при обязательном условии использования данного  объекта абонентом в целях осуществления определенных пунктом 203 Правил 

 № 644 видов деятельности, что соответствует разъяснениям, содержащимся в письме  Минстроя России от 06.06.2021 № 23350-ИФ/04 «Об исчислении и взимании платы за  сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов  состава сточных вод». 

Судом, из представленных в материалы дела истцом: приказа МОБУ «СОШ   № 5» от 06.10.2020 № 126-А «О контроле за организацией питания обучающихся»,  акта проведения Управлением образования администрации Дальнегорского  городского округа Приморского края контрольного мероприятия от 11.05.2021 № 10,  графика питания МОБУ «СОШ № 5» с.Краснореченский, утвержденного приказом №  76-А от 01.09.2022, Положения об организации питания обучающихся в МОБУ  «СОШ № 5» с.Краснореченский, утвержденного приказом № 154 –А от 20.12.2022,  муниципальных контрактов обеспечения бесплатным питанием льготных категорий  обучающихся 1-11 классов включительно в МОБУ «СОШ № 5» с.Краснореченский   № 30/22 от 01.09.2022, № 38/22 от 01.11.2022, контракта № 0320300143722000183  148107 обеспечение бесплатным питанием льготных категорий обучающихся 1-11 


классов включительно в муниципальных образовательных учреждениях  Дальнегорского городского округа Приморского края от 15.11.2022, пояснений  Управления образования администрации Дальнегорского городского округа от  29.05.2023 № 786, установлено, что в учреждении имеется пищеблок, технологическое  и холодильное оборудование, столовая, инвентарь, посуда, мебель, организовано  питание учащихся и персонала учреждения. 

Суд также принимает во внимание, что, в соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ  30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания.  Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (введен в  действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст), предприятие (объект)  общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс,  используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для  оказания услуг общественного питания, в том числе, изготовления продукции  общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции  общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его  по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. 

Предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены, в том  числе, в образовательных организациях (пункт 5.1. ГОСТ 30389-2013). 

Исходя из изложенного, с учетом отсутствия отбора проб в спорный период,  не предоставления ответчиком декларации, отсутствия у абонента места отбора проб,  что следует из пояснений истца от 05.09.2022, а также из содержания  муниципального контракта и приложений к нему, суд считает, что ответчик  соответствует требованиям пункта 203 Правил № 644 и расчет, правомерно,  произведен истцом, на основании указанной нормы. 

Довод ответчика о его несоответствии требованиям пункта 203 Правил

 № 644 отклоняется, поскольку, для применения указанного положения,  соответствующая деятельность (организации общественного питания) может  осуществляться, фактически, без указания данного вида деятельности в  учредительных документах абонента. 

Порядок расчетов с абонентом по контракту предусмотрен пунктом 3.9.  контракта, пунктом 195 Правил № 644. Контрактом и Правилами № 644 предусмотрена  оплата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных  нормативов состава сточных вод в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. 


Ответчик, в установленные контрактом и Правилами № 644 сроки, плату за  сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов  состава сточных вод не произвел, ответ на претензию истца не представил. 

С учетом указанного, суд считает требования истца о взыскании основного  долга обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере. 

Пунктом 6.2. статьи 14 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что абонент,  несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения,  обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной  стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,  действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый  день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного  срока оплаты по день фактической оплаты. 

Суд считает, что истцом, правомерно, на основании указанной нормы права, в  связи с неоплатой ответчиком суммы основного долга по контракту, начислены пени  в размере 390 руб. 04 коп. за период с 11.10.2022 по 24.01.2023, а также пени за  каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 8 987 рублей 69 копеек за  период с 25.01.2023 г. и до момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки  рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты. Указанные  требования в части неустойки также подлежат взысканию с ответчика. 

Расходы по уплате государственной пошлины по иску, на основании  положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, относятся на ответчика. 

Суд, руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

 р е ш и л:

 Взыскать с муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  "Средняя общеобразовательная школа № 5" г. Дальнегорска, с. Краснореченский (ИНН  2505007594) в пользу краевого государственного унитарного предприятия  "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729) сумму основного долга в размере 8 987 рублей  69 копеек, пени в размере 390 рублей 04 копейки, пени за каждый день просрочки  оплаты основного долга в размере 8 987 рублей 69 копеек за период с 25.01.2023 г. и до  момента его оплаты, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ,  действующей на день фактической оплаты, государственную пошлину на 2 000 рублей. 


После вступления решения в законную силу, исполнительный лист подлежит  выдаче по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения  непосредственно арбитражным судом. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в  течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в  Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со  дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом  рассмотрения суда апелляционной инстанции. 

 Судья Карандашова Е.В.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 20:40:00

 Кому выдана Карандашова Елена Владимировна