АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-29774/2017
19 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Филимоненко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наш город» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.06.2012)
к государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)
об оспаривании отказа от 16.11.2017 № 51/4049 во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края
при участии в заседании: от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 15.01.2018 № 27 сроком действия 1 год; от ответчика – заместитель начальника отдела правового обеспечения ФИО2, доверенность от 09.01.2018 № 09.01.2018 № 51-32/06 сроком действия до 31.12.2018;
установил: общество с ограниченной ответственностью «Наш город» (далее – заявитель, Общество, ООО «Наш город») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, Жилищная инспекция) от 16.11.2017 № 51/4049 во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края и о понуждении ответчика в месячный срок после вступления решения в законную силу включить в реестр лицензий Приморского края сведения о заключении договора управления многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.
Определением суда от 02.03.2018 в данное судебное заседание назначено рассмотрение вопроса о наложении судебного штрафа на Жилищную инспекцию в случае непредставления истребованных судом документов. Поскольку определение суда ответчиком исполнено, запрошенные документы предоставлены, то вопрос о наложении судебного штрафа судом не рассматривается.
Представитель Общества в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что при обращении в Жилищную инспекцию со стороны ООО «Наш город» были выполнены все требования, установленные Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.
Пояснил, что вывод ответчика о нарушении Обществом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (договор управления размещен без приложений), не соответствует действительности, т.к. указанные приложения к договору управления МКД были размещены на официальных сайтах «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ», что подтверждается копиями скриншотов экрана с интернет-сайтов «www.reformagkh.ru» и www.dom.gosuslugi.ru».
Представитель Жилищной инспекции заявление отклонил по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что в ходе рассмотрения заявления и документов, представленных ООО «Наш город», было установлено нарушение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации , т.к. договор управления МКД размещен без приложений.
В связи с чем специалистом Уссурийского территориального отдела подготовлено заключение о необходимости принять решение по заявлению ООО «Наш город» в части управления МКД и отказать во внесении изменений в реестр лицензий и возвратить заявление.
На основании указанного заключения было вынесено решение от 16.11.2017 № 51/4049 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Кроме того, ответчик высказал предположение о том, что указанные приложения к договору управления МКД, размещённые на интернет-сайтах «www.reformagkh.ru» и www.dom.gosuslugi.ru», могли содержать чистые листы.
Из материалов дела судом установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома № 181 по ул. Пролетарская в г.Уссурийске (протокол от 28.04.2016) было принято решение о расторжении договора управления, заключенного между собственниками помещений и управляющей компанией ООО «УЖИК» и заключении нового договора управления с ООО «Наш город» с 01.05.2016.
На основании этого ООО «Наш город» 07.11.2017 обратилось в Жилищную инспекцию с заявлением (вх. № 51-8642 от 14.11.2017) о внесении изменений в реестр лицензий Приморского края в связи с заключением договора управления многоквартирным жилым домом по адресу: <...>, с приложениями согласно описи документов от 07.11.2017.
В ходе рассмотрения заявления и документов, представленных ООО «Наш город», Уссурийский территориальный отдел Жилищной инспекции пришёл к выводу о нарушении лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившимся в размещении договора управления МКД без приложений к нему.
В связи с чем специалистом Уссурийского территориального отдела подготовлено заключение о необходимости принять решение по заявлению ООО «Наш город» в части управления МКД и отказать во внесении изменений в реестр лицензий и возвратить заявление.
По результатам рассмотрения указанного заявления Жилищной инспекцией, с учётом заключения Уссурийского территориального отдела, было вынесено решение от 16.11.2017 № 51/4049 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края по мотиву несоблюдения условий подпункта Д пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.
Не согласившись с оспариваемым решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных данным кодексом (часть 5).
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», как следует из его части 1 статьи 1, регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Для целей поименованного федерального закона в силу его пункта 1 статьи 3 лицензирование включает в себя деятельность лицензирующих органов по формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, предусмотрено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, порядок формирования и ведения реестра лицензий субъекта Российской Федерации, включая внесение в него изменений, является предметом регулирования как Жилищного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, так и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ)..
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Указанный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.04.2016, регистрационный номер 41716, размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 12.04.2016 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 30.05.2016 № 22.
Согласно подпункту А пункта 9 Порядка основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и возврата заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами Г и Д пункта 5 Порядка.
В свою очередь подпунктом Д пункта 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения такого условия, как выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Как следует из текста оспариваемого решения от 16.11.2017 № 51/4049 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края, основанием его принятия послужил вывод ответчика о несоблюдении лицензиатом требований подпункта Д пункта 5 Порядка, т.к. договор управления размещен на интернет-сайте без приложений.
Указанный довод ответчика опровергается представленными в материалы дела скриншотами с официальных сайтов «ГИС ЖКХ» и «Реформа ЖКХ» («www.reformagkh.ru» и www.dom.gosuslugi.ru») из которых усматривается, что приложения к договору управления от 01.05.2016 № 34 были загружены в систему 29.12.2016 (отметка файл загружен), т.е. до вынесения оспариваемого решения от 16.11.2017.
Предположение ответчика о том, что указанные приложения к договору управления МКД, размещённые на интернет-сайтах «www.reformagkh.ru» и www.dom.gosuslugi.ru», могли содержать чистые листы, не принимается судом, как документально не подтверждённое.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» в предыдущих заседаниях суд осмотрел страницы указанных итернет-сайтов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение было вынесено Жилищной инспекцией без достаточных к тому правовых оснований. Оспариваемое решение нарушает права ООО «Наш город» в сфере деятельности по управлению МКД, поскольку препятствует осуществлению такой деятельности в части жилого дома № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения ответчика от 16.11.2017 № 51/4049 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.
В части восстановления нарушенного права ООО «Наш город» суд считает соразмерным заявленному требованию способом обязать Государственную жилищную инспекцию Приморского края в месячный срок после вступления решения в законную силу включить в реестр лицензий Приморского края сведения о заключении договора управления многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.
Ввиду удовлетворения требований ООО «Нащ город» расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Государственной жилищной инспекции Приморского края от 16.11.2017 № 51/4049 во внесении изменений в реестр лицензий об управлении многоквартирным жилым домом № 181 по ул. Пролетарская в г. Уссурийске Приморского края, в связи с его несоответствием Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённому приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Приморского края в месячный срок после вступления решения в законную силу включить в реестр лицензий Приморского края сведения о заключении договора управления многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Наш город» 3000 (три тысячи) руб. государственной пошлины по заявлению.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Д.А. Самофал