ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-30173/17 от 06.02.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-30173/2017

07 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Филимоненко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)

к государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Лазурит»

об оспаривании предписания от 07.12.2017 № 51-04-14/106

при участии в заседании:

от заявителя и ответчика – не явились, извещены надлежаще;

от третьего лица - представитель ФИО1, доверенность от 15.12.2015 № 28-Д сроком действия на 3 года;

установил: акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – заявитель, общество, АО «ДГК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, инспекция) от 07.12.2017 № 51-04-14/106.

На основании определения суда от 17.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Лазурит» (далее – третье лицо, ООО «УЖК «Лазурит»).

В заявлении общество указало, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на заявителя обязанность по направлению предложения об оснащении многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловская в г. Артёме общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома.

АО «ДГК» полагает, что в направленной в адрес ООО «УЖК «Лазурит» оферте указаны все существенные условия договора, в том числе и порядок расчета непосредственно с управляющей компанией. Указанное согласуется с приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 № 149, Законом об энергоснабжении, статьями 161,162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Заявитель утверждает, что в соответствии с пунктом 3 приложения № 2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 года N 924/пр ресурсоснабжающая организация имеет право выставлять платежный документ для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, за исключением платы за коммунальные услуги при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, управляющая организация действует в процессе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме.

Указанные выше доводы, как полагает заявитель, согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 №303-ЭС15-2333, от 17.06.2015 №310-ЭС15-912.

Инспекция представила письменный отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе проведенной проверки выявлены подлежащие устранению нарушения.

Ответчик указал, что собственниками многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловская в г. Артеме принято решение об установке ОДПУ в указанном доме, а также порядке оплаты установки ОДПУ собственниками помещений непосредственно АО «ДГК» с рассрочкой платежа на 5 (пять) лет. Однако в договоре, направленном АО «ДГК», обязанность по оплате за установку ОДПУ возлагается на ООО «УЖК «Лазурит», тем самым заявителем нарушен пункт 13 Приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 №149.

Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи заявителю предписания от 07.12.2017 № 51-04-14/106.

С учетом изложенного, ответчик считает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, выдано в рамках предоставленных ей полномочий, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ООО «УЖК «Лазурит» с заявленными обществом требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях относительно рассматриваемого спора. Указал, что решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения. Действующим законодательством именно на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность по установке приборов учета с их оплатой гражданами-собственниками помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, направленный в адрес ООО «УЖК «Лазурит» проект договора противоречит как приведенным нормам действующего законодательства, так и принятому собственниками помещений жилого многоквартирного дома №5 по ул. Михайловской в г. Артеме решению.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании приказа от 09.11.2017 № пр.51-622 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «ДГК», в ходе которой выявлены нарушения требований пункта 13 Приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 №149, а именно: общество представило на подписание договор № 461/ПГ-17, противоречащий порядку расчета, принятому собственниками многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской в г. Артеме на общем собрании, оформленном протоколом от 05.07.2017 № 4/2017.

Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 07.12.2017 № 51-04-13/157.

Обществу выдано предписание от 07.12.2017 № 51-04-14/106 об устранении выявленных нарушений: направить предложение-оферту об оснащении многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловская в г. Артёме ОДПУ с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома с рассрочкой на 5 лет в срок до 25.12.2017.

Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого предписания, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из них отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закона № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, действующее законодательство в жилищной сфере обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение требования, установленного частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (27.11.2009), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01.07.2012.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи), в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (часть 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с вышеназванными положениями статьи 13 Закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации или организации, оказывающие услуги по передаче этих ресурсов, обязаны обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок № 149).

Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).

Разделом II Порядка № 149 определена процедура заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета.

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 149 договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия: предмет договора; цена договора; порядок расчетов по договору; срок установки прибора учета; место установки прибора учета; порядок ввода установленного прибора в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.

Частью 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ также определено, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Из совокупности перечисленных правовых норм и разъяснений следует, что мероприятие по оснащению приборами учета организацией, осуществляющей установку коллективного (общедомового) прибора учета предусматривает, в том числе заключение договора, содержащего все существенные условия, включая порядок расчетов по договору.

Судом установлено, что спор лиц, участвующих в рассматриваемом деле, возник относительно условия о порядке расчетов по договору, которое в соответствии с пунктом 13 Порядка № 149 является существенным условием.

Заявитель настаивает на том, что обязанность по оплате установки ОДПУ должна быть отнесена договором на управляющую организацию (ООО «УЖК «Лазурит»), в то время как инспекция и третье лицо считают, что порядок расчета должен соответствовать принятому на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома решению, оформленному протоколом от 05.07.2017 № 4/2017, в соответствии с которым оплата должна быть произведена собственниками непосредственно АО «ДГК» с рассрочкой платежа на 5 лет.

Отклоняя доводы заявителя о возмещении расходов на установку ОДПУ управляющей организацией, суд исходит из следующего.

Как указано выше, частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрен срок (01.07.2012), до которого собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Лицо, добровольно не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (в рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирных домах), обязано оплатить расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета (часть 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

Таким образом, действующим законодательством именно на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность по установке приборов учета с их оплатой гражданами-собственниками помещений многоквартирных домов.

Следовательно, в рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого императивного предписания норм закона АО «ДГК» как ресурсоснабжающая организация должно проводить работу по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии с отнесением затрат по их установке на собственников помещений таких многоквартирных домов.

Согласно пункту 3 Порядка № 149 договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Исходя из содержания указанных правых положений, при заключении договора установлен субъектный состав его участников: с одной стороны - организация, которая осуществляет снабжение энергетическими ресурсами, и с другой стороны - собственник ... помещения в многоквартирном доме.

При этом, лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирного дома, может, но не обязано выступать в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета.

Из системного анализа норм действующего законодательства следует, что заказчиком по такому договору может выступать управляющая компания в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения (подпункт «с» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

В рассматриваемом случае собственники помещений жилого многоквартирного дома №5 по ул. Михайловской в г. Артёме не принимали решение о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения.

Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом многоквартирного дома, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе отопления и горячего водоснабжения.

Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

При этом, согласно пункту 28 Правил № 491 собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества.

Пунктами 16, 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «УЖК «Лазурит» осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом на основании договора от 02.07.2013, а также лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

От коллектива собственников многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской в г. Артёме в адрес АО «ДГК» было направлено заявление от 10.05.2017 (вх. № 807) с просьбой установить прибор учёта тепловой энергии с оплатой расходов с рассрочкой на 3-5 лет, которые следует прописывать в квитанциях по оплате за тепло.

Ответом от 23.05.2017 № 110-01-14/1307 АО «ДГК» сообщило о необходимости проведения подготовительных мероприятий для подготовки помещения под установку ОДПУ. Ресурсоснабжающая организация также сообщила о необходимости провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по решению вопроса об установке ОДПУ, способа её оплаты.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской в г. Артёме, оформленного протоколом от 05.07.2017 № 4/2017, определено установить ОДПУ в многоквартирном доме.

Пунктом 2 указанного протокола предусмотрено, что оплата установки ОДПУ должна производиться собственниками помещений многоквартирного дома непосредственно АО «ДГК» с рассрочкой платежа на пять лет.

Более того, собственники помещений данного дома в качестве лица, которое от их имени уполномочено на участие в контроле и приемке работ по установке ОДПУ, выбрали одного из собственников помещений: инициатора проведения данного собрания – ФИО2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно пункту 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

По решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 ЖК РФ, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений. В качестве особенностей режима могут быть установлены: порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества, использование средств, полученных от сдачи общего имущества здания в аренду (пункт 6).

Из приведенных норм следует, что основным способом установления порядка расчетов за содержание общего имущества на законодательном уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.

Собственники помещений вправе установить особенности режима использования общего имущества дома, в том числе порядок участия в расходах на содержание общего имущества.

Учитывая вышеназванные правовые положения, а также содержание протокола общего собрания от 05.07.2017 № 4/2017 многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской в г. Артёме, порядок расчета за установку ОДПУ должен производиться по принятому общим собранием решению, а именно: собственниками помещений многоквартирного дома непосредственно АО «ДГК» с рассрочкой платежа на пять лет.

В рассматриваемом случае такой порядок расчета не нарушает права граждан – собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку ОДПУ относится к общему имуществу, а в силу требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил № 491, Порядка № 149 обязанность по оплате расходов по установке приборов учета возложена на собственников помещений.

Из пункта 38.1 Правил № 491 также следует, что в случае если собственники помещений многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.

Абзацем 2 пункта 38.1 Правил № 491 определено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Поскольку собственники помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской приняли решение оплатить расходы по установке ОДПУ, пункт 38(1) обязывает в такой ситуации АО «ДГК» выставить собственникам помещений отдельный счет на оплату услуг.

С учетом установленных обстоятельств, довод заявителя о том, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 N 924/пр ресурсоснабжающей организации запрещено выставлять к оплате жителям счета за выполнение работ по установке общедомового прибора учета, суд признаёт несостоятельным.

Пунктом 1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 № 924/пр утверждена лишь примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению № 1 к настоящему Приказу (далее - Приказ).

Кроме того, согласно пункту 3 приложения № 2 Приказа платежный документ может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем коммунальных услуг и (или) договором управления многоквартирным домом.

Суд также полагает необходимым отметить, что письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09.04.2014 № 5792-МС/04 разъяснено, что при установке приборов учета как с рассрочкой оплаты так и без таковой, расходы РСО на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

Ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами - собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.

Правомерность ссылки на указанное письмо в качестве разрешения возникших разногласий между лицами, участвующими в деле, подтверждена Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 17.01.2018 № Ф03-4886/2017.

Указание АО «ДГК» в обоснование своих доводов на правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 №303-ЭС15-2333, от 17.06.2015 №310-ЭС15-912, судом не принимается во внимание, поскольку сформирована применительно к иным обстоятельствам спора.

В указанных делах собственниками помещений многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых приборов учета, не определен порядок их установки и оплаты; требования к управляющим организациям со стороны ресурсоснабжающих организаций были заявлены после установки ОДПУ и отказа собственников помещений возмещать расходы ресурсоснабжающих организаций; платежи за коммунальные ресурсы производятся жителями через управляющие компании.

Верховный Суд Российской Федерации признал, что ввиду отсутствия действий со стороны собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Между тем, в настоящем деле прибор учета еще не установлен, что недопустимо в силу императивных требований закона; имеется решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловской в г. Артеме, принятое в установленном ЖК РФ порядке и, соответственно, обязательное к применению; все начисления жителям за услуги теплоснабжения, а также сбор средств с ведением претензионной и судебной работы по взысканию дебиторской задолженности осуществляет непосредственно АО «ДГК».

Как следует из материалов дела, дополнительным соглашением от 12.02.2008 к договору энергоснабжения жилого фонда (в горячей воде) от 01.01.2007 №360-А5 предусмотрено, что абонент (ООО «УЖК «Лазурит») передал энергоснабжающей организации (ОАО «ДГК») право расчетов и сбора денежных средств за услуги по отоплению и горячему водоснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений, с производством начислений, печати и доставки счетов-квитанций на оплату и осуществлением сбора платежей непосредственно с собственников и нанимателей.

Кроме того, пункт 5 указанного дополнительного соглашения указывает, что энергоснабжающая организация обязуется не предъявлять абоненту претензии по задолженности, образовавшейся за собственниками и нанимателями жилых помещений.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации АО «ДГК» также располагает исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в общедомовом имуществе, так как платежи за теплоснабжение рассчитываются аналогично содержанию платы за содержание жилья.

Более того, ООО «УЖК «Лазурит» представлены суду доказательства фактического выставления жителям многоквартирного дома отдельных счетов на оплату работ по установке общедомового прибора учета теплоснабжения.

Так, в 2016 году по жилому многоквартирному дому № 6-а по ул. Черноморской в г. Артёме, находящемуся в управлении ООО «УЖК «Лазурит», после установки специалистами АО «ДГК» общедомового прибора учета теплоснабжения всем собственникам помещений данного дома ресурсоснабжающая организация направила уведомления с информацией о необходимости оплаты ОДПУ. К уведомлению были приложены графики платежей с учетом рассрочки на пять лет, а также адресные счета-квитанции, по которым жители произвели оплату.

С учетом изложенных фактических обстоятельств дела и приведенных норм права суд отклоняет как несостоятельные доводы заявителя о том, что в спорной ситуации возмещение расходов по установке ОДПУ должны быть возложены на управляющую организацию - ООО «УЖК «Лазурит».

Несмотря на то, что управляющая организация выступает как специализированная коммерческая организация при управлении многоквартирным домом и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, указанное обстоятельство не даёт права АО «ДГК» руководствоваться только теми положениями жилищного законодательства, которые позволяют защитить её коммерческие интересы в ущерб законным интересам собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Действительно, в силу в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 № 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации.

Как подтверждено материалами дела, требуемые ресурсоснабжающей организацией мероприятия, обеспечивающие установку ОДПУ, были выполнены ООО «УЖК «Лазурит» и завершены 12.09.2017, а именно: произведен демонтаж не функционирующих инженерных сетей системы отопления и холодного водоснабжения в месте установки ОДПУ; в подвальном помещении произведена выемка грунта для устройства требуемой высоты помещения не менее 1,8 м; произведено бетонирование пола с устройством решетчатого водосборного приямка; осуществлена побелка помещения (стен и потолка); помещение ограждено; произведена окраска ограждения и трубопроводов отопления; осуществлен монтаж системы освещения данного помещения и путей подхода к нему; произведен монтаж электропитания 200 вольт для ОДПУ; установлена решетка на продух в цоколе подвального помещения.

О завершении работ и возможности установки ОДПУ теплоснабжения ООО «УЖК «Лазурит» неоднократно уведомляло АО «ДГК» письмами от 13.09.2017 № 1510/2, от 13.09.2017 № 1514/2, от 29.09.2017 №1537/2, от 16.10.2017 № 1571/2.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, с учетов все установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что направленный АО «ДГК» проект договора от 07.09.2017 № 461/ПГ-17 противоречит как приведенным нормам действующего законодательства, так и принятому собственниками помещений жилого многоквартирного дома №5 по ул. Михайловской в г. Артеме решению, что подтверждает правомерность доводов инспекции о нарушении обществом пункта 13 Порядка № 149 и, следовательно, необходимости направить предложение-оферту об оснащении многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловская в г. Артёме ОДПУ с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома (исходя из решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 05.07.2017 № 4/2017).

В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Оценив представленные доказательства и установив все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что инспекция, как орган жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала обществу оспариваемое предписание от 07.12. 2017 № 51-04-14/106.

Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и правомерно возлагает именно на общество обязанность по устранению выявленных нарушений.

Нарушения заявителем названных требований установлены инспекцией в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ.

Более того, вопросы соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя являются обязательными для выяснения судом при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, если полагают, что такие ненормативные правовые акты, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий, чтобы такие акты, действия (бездействие) не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавали ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Статьей 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Однако вопреки требованиям, установленным в статье 65 АПК РФ, заявитель не обосновал, каким образом оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы на момент рассмотрения настоящего спора, поскольку срок его исполнения истёк 25.12.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края от 07.12.2017 № 51-04-14/106.

Проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Д.А. Самофал