АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3060/2022
07 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2022 года .
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Национальный научный центр морской биологии» Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 31.05.2001)
к Федеральному государственному казенному учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.08.2012)
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 02.02.2022 № 16150-20801/11- дов от 02.02.2022 до 10.08.2022, диплом;
от ответчика: ФИО2, паспорт, доверенность № 11 от 09.01.2020 по 31.12.2022; ФИО3, с/у ВСО № 007140
установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Национальный научный центр морской биологии» Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее – заявитель, учреждение,ННЦМБ ДВО РАН) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю» (далее - ответчик, ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК») о признании незаконным предписания №8210-7962 от 29.11.2021.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что исполнения комплекса мероприятий, определенных оспариваемым предписанием, в установленный срок не представляется возможным ввиду того, что для устранения выявленных нарушений необходимы более продолжительные сроки ввиду финансирования деятельности учреждения за счет федерального бюджета. Пояснил, что фактический срок устранения выявленных нарушений может занять временной промежуток до трех лет, что значительно больше срока в один месяц, установленного предписанием.
Представитель ответчика по тексту письменного отзыва, представленного в материалы дела, а также в судебном заседании по заявленным требованиям возразил, указал, что срок в оспариваемом предписании устанавливался в соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с распоряжением от 11.10.2021 №165 о проведении внеплановой проверки антитеррористической защищенности объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» проведена проверка в отношении ННЦМБ ДВО РАН в целях проверки исполнения ранее выданного предписания.
В ходе проверки установлено, что ранее выданное предписание в установленный срок не исполнено, выдано новое предписание №8210-7962 от 29.11.2021, которым надлежало устранить выявленные нарушения, а именно:
1. Провести дополнительные мероприятия по инженерно-технической укрепленности критических объектов и критических элементов Комплекса. Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
2. Установить систему охранного освещения вдоль ограждения, установленного на границе территории комплекса на южной окраине полуострова ФИО4 от береговой полосы бухты Парис до береговой полосы Уссурийского залива. Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
3. Установить противотаранные заграждения. Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
4. Обеспечить посты охраны средствами радиосвязи. Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
5. Оборудовать дверные проемы критических объектов, дверями, соответствующими 2-му классу защиты от взлома. Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
6. Оборудовать оконные проемы критических объектов защит конструкциями (решетки, жалюзи, ставни). Срок устранения нарушения до 29.12.2021.
7. На возможных местах беспрепятственного прохода на территорию объекта со стороны бухт Парис, ФИО4 и Уссурийского залива установить ограждение соответствующего класса. Срок устранения нарушения до 28.12.2022.
8. Оборудовать 2 рубежами охранной сигнализации ограждение, установленное по территории комплекса на южной окраине полуострова ФИО4. Срок устранения нарушения до 28.12.2022.
9. Исключить проход людей (животных) и затруднить проникновение правонарушителей на охраняемую территорию, а также исключить уязвимость в ограждении, установленном по границе территории комплекса на южной окраине полуострова ФИО4. Срок устранения нарушения до 28.12.2022.
10. Установить систему охранного телевидения вдоль ограждения, установленного по границе территории комплекса на южной окраине полуострова ФИО4. Срок устранения нарушения до 28.12.2022.
11. Не проведена актуализация паспорта безопасности. Срок устранения нарушения до 28.12.2022.
Не согласившись данным предписанием в части установления сроков, посчитав его незаконным и нарушающим права учреждения, ННЦМБ ДВО РАН обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения участников спора, суд счел требования учреждения необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Пунктом 3 статьи 5 Закона №35-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 Закона №35-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Требования).
Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения объектов (территорий) и осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые могут носить плановый и внеплановый характер (пункт 26 Требований).
Согласно пункту 29 Требований основанием для проведения внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) является, в том числе, истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) не может превышать 30 рабочих дней (пункт 31 Требований).
Для контроля за выполнением руководителем объекта мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации назначается должностное лицо с правом проведения контрольной проверки по устранению недостатков (пункт 33 Требований).
По результатам проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) должностными лицами, проводящими плановую или внеплановую проверку антитеррористической защищенности объектов (территорий), составляется акт по установленной форме (пункт 34 Требований).
В соответствии с пунктом 35 Требований в случае выявления нарушений настоящих требований (за исключением ранее выявленных нарушений, срок устранения которых на момент проверки не истек) к акту проверки, подписываемому должностными лицами, проводящими проверку, прилагаются предписание об устранении выявленных нарушений и иные документы, связанные с результатами проверки, или их копии.
Срок устранения выявленных нарушений не может превышать: один месяц - со дня выдачи предписания в отношении нарушений, отмеченных в акте категорирования, срок по которым истек; один год - в отношении нарушений, выявленных впервые.
Таким образом, предписание №8210-7962 от 29.11.2021 по результатам проведенной проверки выдано ННЦМБ ДВО РАН в рамках предоставленных ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» полномочий.
Из материалов дела следует, что в период с 15.11.2021 по 30.11.2021 ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» проведена проверка антитеррористической защищенности «Приморский океанариум» - филиала ННЦМБ ДВО РАН, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание в установленный срок не исполнено, выдано новое предписание №8210-7962 от 29.11.2021, которым в срок до 29.12.2021 и до 28.12.2022 надлежало устранить выявленные нарушения.
В обоснование неисполнимости предписания в установленной срок, заявитель указал, что фактический срок устранения выявленных нарушений может занять временной промежуток до трех лет, что значительно больше срока в один месяц, установленного предписанием.
Вместе с тем, суд отклоняет данный довод исходя из следующего.
В рассматриваемом случае административным органом проведена проверка ранее выданного предписания от 26.02.2020 №8210-1321дсп, в котором установлен срок устранения нарушений до 30.10.2020.
16.09.2020 ННЦМБ ДВО РАН обратилось в ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» с ходатайством о продлении срока исполнения предписания. Письмом от 09.10.2020 №821/12-2814 срок исполнения предписания продлен до 30.04.2021.
29.10.2020 ННЦМБ ДВО РАН повторно обратилось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания от 26.02.2020 №8210-1321дсп, который продлен ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» до 30.10.2021.
Таким образом, фактически требования административного органа на момент принятия оспариваемого предписания, не исполнялись заявителем в течении длительного периода времени. При этом доказательств принятия мер к устранению выявленных нарушений с момента их выявления до настоящего времени заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 35 Требований срок устранения выявленных нарушений не может превышать: один месяц - со дня выдачи предписания в отношении нарушений, отмеченных в акте категорирования, срок по которым истек; один год - в отношении нарушений, выявленных впервые.
Из материалов дела следует, что срок устранения нарушений по пунктам 1-6 установлен до 29.12.2021. Указанные нарушения выявлены административном органом в ходе ранее проведенной проверки. Срок устранения нарушений по пунктам 1-6 истек 30.10.2021. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок устранения нарушений до 29.12.2021, установленный для пунктов 1-6 предписания, установлен административным органом в соответствии с пунктом 35 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Срок устранения нарушений для пунктов 7-11 предписания до 28.12.2021, установлен административным органом также в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, поскольку нарушения, указанные в пунктах 7-11 выявлены административным органом впервые.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок устранения выявленных нарушений, указанный в оспариваемом предписании, установлен ФГКУ «УВО ВНГ России по ПК» в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что предписание от 29.11.2021 №8210-7962 в части установления сроков является законным и обоснованным, и не нарушающим права и законные интересы ННЦМБ ДВО РАН в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем требования учреждения удовлетворению не подлежат.
Поскольку оснований для признания оспариваемого предписание в части установления сроков незаконным при рассмотрении настоящего дела не установлено, оснований для обязания уполномоченного органа продлить сроки на устранения выявленных нарушений у арбитражного суда также не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении требований, судебные расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Тихомирова Н.А.