АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-30819/2016
15 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года .
Полный текст решения изготовлен января 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Вялковой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «СПОРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.06.2005)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007),
третьи лица: Департамент градостроительства Приморского края, Администрация города Владивостока, ФИО1,
о признании незаконным отказа,
при участии в заседании: от заявителя – адвокат Д.А. Базылев (доверенность от 27.07.2016), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 13.12.2017), от Администрации г. Владивостока – ФИО3 (доверенность от 28.12.2017 № 1-3/3464), от Департамента градостроительства Приморского края – ФИО4 (доверенность от 29.12.2007 № 17-01-10/8925), от ФИО1 – адвокат Базылев Д.А. (доверенность от 01.06.2016),
установил: Товарищество собственников жилья «СПОРТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом от 21.09.2016 № 20/33135, в формировании земельного участка под многоквартирным домом № 9А по проспекту 100-летия Владивостоку, г. Владивосток.
Представитель ТСЖ «СПОРТ» и ФИО1 при новом рассмотрении дела требования поддержал, указав, что формирование земельного участка под многоквартирным домом (МКД) является обязанностью уполномоченных государственных органов, отсутствие проекта межевания территории не может служить причиной отказа в формировании земельного участка. Заявитель считает, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах также не может обусловить отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, учитывая, что граница территориальных зон в районе спорной территории изначально была определена с нарушением правила о принадлежности земельного участка лишь к одной территориальной зоне. Полагает, что поскольку до настоящего времени проект межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не подготовлен и не утвержден, земельный участок под многоквартирным домом № 9А по проспекту 100-летия Владивостоку должен быть сформирован путем подготовки и (или) утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявитель утверждает, что оспариваемым решением нарушается исключительное право собственников помещений МКД на получение земельного участка в собственность и, соответственно, на формирование данного участка, которое не может быть ничем ограничено, в связи с чем настаивал на удовлетворении заявленного требования.
Ответчик требования не признал, полагая, что в рассматриваемом случае образование земельного участка на основании схемы его расположения не допускается, так как испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, в качестве какового может выступать жилой микрорайон или квартал (ограничен улицами Нефтеветка, участком железнодорожных путей вдоль улицы Нефтеветка, автодорогой «Уссури» по пр-ту 100 лет Владивостоку), а также поскольку образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах.
Департамент градостроительства с заявленными требованиями также не согласился. Полагает, что спорная территория не находится в границах какого-либо элемента планировочной структуры, а граница территориальных зон определена с нарушением требований статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, однако при сложившихся обстоятельствах формирование земельного участка невозможно без внесения изменений в Правила землепользования и застройки, что предполагает прохождение многоэтапной процедуры с обязательным проведением публичных слушаний.
Представитель Администрации г. Владивостока поддержал позицию ТСЖ «СПОРТ», полагая, что Земельный кодекс РФ при отсутствии проекта планировки предусматривает формирование земельного участка на основании утвержденной схемы его расположения. Указал на то, что необходимость осуществления процедур по проекту межевания и проведению мероприятий по публичным слушаниям не может лишить собственников МКД права по формированию земельного участка под их жилым домом, его формирование должно происходить в упрощенном варианте, ввиду чего формирование земельного участка под МКД возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, администрация указывает, что при отсутствии границ земельного участка и утверждения его схемы невозможно изменить территориальную зону, следовательно, у заявителя отсутствует возможность ставить вопрос об изменении Правил землепользования и застройки.
При рассмотрении дела суд установил, что ФИО1 является собственником жилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу <...> Владивостоку, д. 9 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2004 серии 25-АА № 400792.
08.09.2016 ФИО1 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <...> Владивостоку, д. 9 А, на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления Департамент письмом от 21.09.2016 №20/33135 сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, в связи с чем образование земельного участка допустимо исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Не согласившись с решением Департамента земельных и имущественных отношений, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственников помещений МКД, Товарищество собственников жилья «СПОРТ», объединяющее собственников помещений МКД по пр-ту 100 лет Владивостоку, д. 9 А, оспорило его в арбитражном суде.
Решением 05.04.2017, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017, в удовлетворении требований Товарищества было отказано.
Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 06.10.2017 № Ф03-2900/2017 отменил состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, с учетом указаний арбитражного суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 06.10.2017 по настоящему делу, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя ввиду следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе пр-т 100-летия Владивостока, д. 9А в г. Владивостоке, в границах которого находится многоквартирный дом, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Как определено положениями статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П часть 3 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ разъяснил, что до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из данного Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
проектная документация лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Настаивая на правомерности отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края ссылается на пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, и утверждает, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № 9-а по пр-ту 100 лет Владивостоку, находится в границах элемента планировочной структуры.
В соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Согласно статье 42 ГрК РФ в целях выделения существующих и планируемых элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проектов планировки территории.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Исходя из положений части 1, 2 статьи 41, части 1 статьи 42 ГрК РФ, отсутствие проекта планировки территории само по себе не свидетельствует об отсутствии элемента планировочной структуры (квартала) на уже застроенной (а не подлежащей застройке) территории.
Границами элемента планировочной структуры (квартала) согласно положениям пункта 2.6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78) и пункта 5.4 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820, могут являться магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи, красные линии или другие границы.
Виды элементов планировочной структуры определены Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр.
Согласно СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, территории жилых зон организуются в виде функционально-планировочных жилых образований:
микрорайон (квартал) – основной элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ; в микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;
район – группа микрорайонов (кварталов) в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).
В соответствии с пунктом 7.5 Нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы Администрации г. Владивостока от 10.02.2011 № 111, микрорайон занимает, как правило, территорию нескольких кварталов, не расчленяется магистралями городского и районного значения. Границами расчетной территории микрорайона являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, по осям проездов или пешеходных путей, а также, в случае примыкания, утвержденные границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи, а при их отсутствии - условные линии на расстоянии 3 метров от линии застройки.
Действительно, как видно из представленных в материалы дела графических материалов, многоквартирный дом № 9-а по пр-ту 100 лет Владивостоку, а, следовательно, и земельный участок, на котором он расположен, находятся на территории, ограниченной улицей Нефтеветка, участком железнодорожных путей вдоль улицы Нефтеветка, автодорогой по пр-ту 100 лет Владивостоку, которая может подпадать под определение элемента планировочной структуры.
Проект межевания территории в отношении спорной территории не разработан и не утвержден.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах лишь тех элементов планировочной структуры, которые застроены многоквартирными домами.
Поскольку в границах квартала, в котором находится дом № 9-а по пр-ту 100 лет Владивостока, иные многоквартирные жилые дома не расположены, то отсутствуют основания считать, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Таким образом, земельные участки в границах данного элемента планировочной структуры могут быть образованы как в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, так и путем разработки и утверждения схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Аналогичное правило закреплено в части 4 статьи 30 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 (в редакции от 18.12.2014 № 401), испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов, расположен в пределах упомянутого элемента планировочной структуры, входящего в границы территориальных зон транспортной инфраструктуры и рекреационных зон: Т-3, Р-4, Р-2, Т-1.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования усматривается, что квартал, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, находится в границах функциональных зон автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта, рекреационного назначения.
Земельный участок, границы которого заявитель предлагает установить согласно схеме, приложенной к его заявлению от 08.09.2016, поданному в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, расположен в двух территориальных зонах: Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта) и Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений).
Более того, объект недвижимости – многоквартирный дом 1950 года постройки – также находится в двух указанных территориальных зонах.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от 05.12.2017 № 25/000/004/2017-98506 на момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок под данным многоквартирным домом площадью 1675 кв.м был сформирован (дата присвоения кадастрового номера – 05.11.2009), находился на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 25:28:040002:204, был снят с кадастрового учета лишь 22.04.2016 на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции.
Следовательно, при определении местоположения границы территориальных зон Т-3 и Р-2 в месте нахождения МКД по пр-ту 100 лет Владивостоку, 9-а орган местного самоуправления должен был учесть наличие сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. В целях соблюдения правила, установленного пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ, территориальные зоны должны были быть разграничены таким образом, чтобы и многоквартирный дом, и земельный участок, на котором он находится, оказались расположенными в одной территориальной зоне.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, в части определения границы территориальных зон в районе нахождения спорного земельного участка не соответствовали пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ, части 4 статьи 30 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Отсутствие утвержденных в настоящее время границ земельного участка под МКД по пр-ту 100 лет Владивостоку, 9-а не позволяет собственникам помещений данного МКД оспорить Правила землепользования и застройки в названной части.
Нарушение, допущенное при разграничении территориальных зон, а также отсутствие проектов планировки и межевания территории не могут лишить собственников помещений МКД их права на формирование земельного участка и определение границ их общего имущества, поскольку ни жилищное, ни земельное законодательство не устанавливают каких-либо условий для формирования земельного участка под МКД и необходимого для его использования.
Проанализировав представленные сторонами и третьими лицами доказательства, суд проверил наличие иных оснований для отказа в формировании земельного участка в границах, предложенных заявителем, в том числе возможное нарушение прав смежных землепользователей, и не установил таковых.
При таких обстоятельствах отказ ответчика в утверждении схемы расположения спорного земельного участка является незаконным, ввиду чего требование ТСЖ «СПОРТ» подлежит удовлетворению, а понесенные им расходы по уплате государственной пошлины – взысканию с ответчика.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В этой связи суд обязывает Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края совершить действия, представляющие собой положительный для заявителя результат предоставления соответствующей государственной услуги, как закреплено в пункте 6.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, на кадастровом плане территории».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленный письмом от 21.09.2016 № 20/33135, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домов по адресу <...> Владивостоку, д. 9-а.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу Товарищества собственников жилья «СПОРТ» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.