ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-30819/16 от 29.03.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-30819/2016

05 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П. Нестеренко

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.В. Елизовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «СПОРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.06.2005)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007),

третьи лица: Департамент градостроительства Приморского края, Администрация города Владивостока, ФИО1,

о признании незаконным отказа,

при участии в заседании: от заявителя – адвокат Д.А. Базылев (доверенность от 27.07.2016), от ответчика – начальник отдела ФИО2 (доверенность от 30.01.2017 № 20/1694), от Департамента градостроительства – ФИО3 (доверенность от 27.12.2016 №17-01-10/7276), от Администрации - старший специалист 1 разряда ФИО4 (доверенность от 23.12.2016 №1-3/3883), от ФИО1 – Д.А. Базылев (доверенность от 01.06.2016),

установил: Товарищество собственников жилья «СПОРТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом от 21.09.2016 № 20/33135, в формировании земельного участка под многоквартирным домом № 9А по проспекту 100-летия Владивостоку, г. Владивосток.

Учитывая предмет спора и круг обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении настоящего дела, суд пришел к выводу о том, что судебный акт по делу может повлиять на права и обязанности ФИО1, являющейся председателем ТСЖ «СПОРТ», а также собственником квартиры в доме № 9А по проспекту 100-летия Владивостоку, в связи с чем в судебном заседании на основании статьи 51 АПК РФ привлек ее к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Поскольку представитель ФИО1 присутствовал в судебном заседании, суд вновь начал судебное разбирательство и рассмотрел дело, не откладывая судебное заседание.

Представитель ТСЖ «СПОРТ» в судебном заседании требования поддержал, в обоснование которых указал, что формирование земельного участка под многоквартирным домом (МКД) является обязанностью уполномоченных государственных органов, однако до настоящего времени проект межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не подготовлен и не утвержден. Также полагает, что подготовка проекта межевания данной территории невозможна, так как территория испрашиваемого участка является «пустым местом», рядом с которым стоят отмежеванные и поставленные на кадастровый учет другие земельные участки, в связи с чем территория является отмежеванной.

Вследствие чего заявитель считает, что земельный участок под многоквартирным домом № 9А по проспекту 100-летия Владивостоку должен быть сформирован путем подготовки и (или) утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Утверждает, что оспариваемым решением нарушается исключительное право собственников помещений МКД на получение земельного участка в собственность и, соответственно, на формирование данного участка, которое не может быть ничем ограничено. В связи с чем просил признать незаконным отказ Департамента, оформленный письмом от 21.09.2016 № 20/33135.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений с заявленными требованиями не согласился. По мнению ответчика, в рассматриваемом случае образование земельного участка на основании схемы его расположения не допускается. Пояснил, что испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры - жилого микрорайона, поэтому его образование в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, о чем указывалось в письме Департамента от 21.09.2016 № 20/33135.

Департамент градостроительства с заявленными требованиями не согласился. Полагает, что отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка правомерен, но неверно мотивирован. По мнению Департамента градостроительства, нельзя считать испрашиваемый земельный участок расположенным в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, поскольку в границах зоны, в которой расположен дом, находятся объекты транспорта, отдыха и спорта, а не многоквартирные жилые дома. При этом Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом Владивостокского городского округа не предусмотрены жилые территориальные и функциональные зоны в границах квартала.

Тем не менее, формирование земельного участка посредством подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в настоящее время не представляется возможным, поскольку земельный участок под домом находится в двух территориальных зонах: Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта) и Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений), разрешенными видами использования которых жилые многоквартирные дома не предусмотрены.

Таким образом, образование земельного участка посредством схемы его расположения не представляется возможным до внесения изменений в Правила землепользования и застройки в отношении испрашиваемого земельного участка с целью отнесения участка к одной функциональной зоне.

Представитель администрации города Владивостока позицию ТСЖ «СПОРТ» поддержал, пояснив, что Земельный кодекс Российской Федерации при отсутствии проекта планировки предусматривает формирование земельного участка на основании утвержденной схемы его расположения. Указал на то, что необходимость осуществления процедур по проекту межевания и проведению мероприятий по публичным слушаниям не может лишить собственников МКД права по формированию земельного участка под их жилым домом, его формирование должно происходить в упрощенном варианте. Поскольку в настоящее время утвержденные проекты планировки и межевания спорной территории отсутствуют, поэтому формирование земельного участка под МКД возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Кроме того, администрация указывает, что при отсутствии границ земельного участка и утверждения его схемы невозможно изменить территориальную зону, следовательно, у заявителя отсутствует возможность ставить вопрос об изменении Правил землепользования и застройки.

Представитель ФИО1 заявленные требования поддержал, ссылаясь на бездействие уполномоченных органов как по утверждению проектов планировки и межевания территории, так и по утверждению схемы расположения земельного участка, которыми нарушается право собственников МКД на формирование испрашиваемого земельного участка под их жилым домом, ввиду чего просил удовлетворить требование заявителя.

При рассмотрении дела суд установил, что ФИО1 является собственником жилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу <...> Владивостоку, д. 9 А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2004 серии 25-АА № 400792.

08.04.2016 ФИО1 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <...> Владивостоку, д. 9 А, на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения заявления Департамент письмом от 21.09.2016 №20/33135 сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, в связи с чем образование земельного участка допустимо исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Не согласившись с решением Департамента земельных и имущественных отношений, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы собственников помещений МКД, Товарищество собственников жилья «СПОРТ», объединяющее собственников помещений МКД по пр-ту 100 лет Владивостоку, д. 9 А, оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе пр-т 100-летия Владивостока, д. 9А в г. Владивостоке, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9- 11 ЗК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в порядке, предусматривающем, в первую очередь - подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Вместе с тем, подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных, в том числе в границах населенных пунктов (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).

Согласно статье 11.3 ЗК РФ в числу документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. При этом образование земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка допускается при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Вместе с тем в пункте 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Отказывая в формировании земельного участка, Департамент земельных и имущественных отношений исходил из пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ и факта расположения спорного земельного участка в границах элемента планировочной структуры жилого микрорайона, в связи с чем образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не допускается. Для выделения элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проектов планировки территории. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территории.

В соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).

Согласно статье 42 ГрК РФ в целях выделения существующих и планируемых элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проектов планировки территории.

Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Однако, исходя из положений части 1, 2 статьи 41, части 1 статьи 42 ГрК РФ, отсутствие проекта планировки территории само по себе не свидетельствует об отсутствии элемента планировочной структуры (квартала) на уже застроенной (а не подлежащей застройке) территории.

Границами элемента планировочной структуры (квартала) согласно положениям пункта 2.6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78) и пункта 5.4 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820, могут являться магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи, красные линии или другие границы.

В соответствии со статьей 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 (в редакции от 18.12.2014 № 401), испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов, расположен на территории г. Владивостока, входит в границы элемента планировочной структуры (кадастрового квартала), ограниченного улицами Нефтеветка, участком железнодорожных путей вдоль улицы Нефтеветка и автодорогой «Уссури» по проспекту 100-летия Владивостоку, входящего в границы территориальных зон транспортной инфраструктуры и рекреационных зон: Т-3, Р-4, Р-2, Т-1.

Из фрагмента карты градостроительного зонирования усматривается, что квартал, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, находится в границах функциональных зон автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта, рекреационного назначения.

Поскольку в границах квартала, в котором расположен дом, многоквартирные жилые дома не расположены, то отсутствуют основания считать, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Следовательно, вывод Департамента земельных и имущественных отношений о расположении спорного земельного участка в границах элемента планировочной структуры жилого микрорайона является неверным.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.

Как видно из материалов дела, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта) и Р-2 (зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений). Более того, объект недвижимости – многоквартирный дом также находится в двух указанных территориальных зонах.

Следовательно, формирование земельного участка в границах, предлагаемых собственниками помещений МКД по пр-ту 100 лет Владивостоку, 9 А не представляется возможным каким бы то ни было образом, в том числе и посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что формирование земельного участка посредством подготовки схемы не представляется возможным до внесения изменений в Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа в отношении испрашиваемого земельного участка.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 ГрК РФ). Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Таким образом, установление в ПЗЗ границы территориальных зон, пересекающей существующее здание многоквартирного дома, и отсутствие утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории не лишает собственников помещений в МКД возможности реализовать законное право на формирование земельного участка под их жилым домом путем инициирования процедуры внесения соответствующих изменений в ПЗЗ и подготовки документации по межеванию территории.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание наличие законодательно установленного запрета на образование земельных участков, границы которого пересекают границы территориальных зон, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента оснований для подготовки схемы расположения испрашиваемого участка, в связи с чем оспариваемый отказ уполномоченного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом от 21.09.2016 № 20/33135, проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Л.П. Нестеренко