ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-30902/2017 от 12.07.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-30902/2017

18 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябко А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз имени Чапаева» (ИНН 2704023752, ОГРН 1142709001170, дата государственной регистрации 13.10.2014, место нахождения Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Школьня, д.15)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004, место нахождения г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 48)

о признании незаконным решения управления № 25/17-53724 от 01.12.2017 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, обязании управления внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 5 га, расположенном в п. Девятый вал Надеждинского района и выдать заявителю кадастровый паспорт,

с участием третьих лиц: Администрации Надеждинского муниципального района, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Приморскому краю

при участии в заседании: от истца Чепелева М.Е. по доверенности от 23.11.2017, паспорт,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий Колхоз имени Чапаева» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю от 01.12.2017 №25/17-53724; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю внести сведения о земельном участке общей площадью 5 га в государственный кадастр недвижимости и выдать заявителю кадастровый паспорт.

В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Надеждинского муниципального района и федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю.

Ответчик и третьи лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. В связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие по имеющимся материалам в порядке частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ.

Заявитель требования поддержал в полном объеме, в обоснование пояснил, что при обращении в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, колхоз представил все необходимые документы, а именно: оригинал и копию государственного акта на право пользование землей от 24.12.1991, архивная выписка от 23.08.2017, решение от 20.01.1981. Как считает заявитель, при наличии представленных документов, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа о внесение сведений о земельном участке в государственный реестр недвижимости. Общество полагает, что отказ уполномоченного органа не соответствует закону, не основан на нормах действующего законодательства, создает истцу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, нарушает права общества на переоформление права бессрочного постоянного пользования на право собственности в установленном законом порядке.

В материалы дела от ответчика поступил письменный отзыв, в котором заявленное требование оспорил, в обоснование законности оспариваемого решения указал, что Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю направил запрос в архивный отдел администрации Надеждинского района Приморского края относительно предоставления сведений и копий документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный кадастровый учет в отношении спорного объекта. На момент принятия решения по заявлению рег.№25-0-1-125/3001/2017-4855, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения, по запросу органа кадастрового учета, направленного в порядке межведомственного взаимодействия в адрес архивного отдела администрации Надеждинского района Приморского края, в орган кадастрового учета не поступили. В связи с чем, Управлением на основании п.2 ч.8 ст. 69 ФЗ о регистрации во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (земельном участке) было отказано. Полагает отказ во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил, ООО «Рыболовецкий колхоз имени Чапаева» является правопреемником ОАО «Рыболовецкий колхоз имени Чапаева», что подтверждается решением №1 от 22.04.2014 и отражено в пункте 1.1 устава Общества.

ОАО «Рыболовецкий колхоз имени Чапаева» в свою очередь являлось правопреемником Рыболовецкого колхоза имени Чапаева, которое было преобразовано в открытое акционерное общество на основании постановления главы муниципального образования Надеждинского района Приморского края №127 от 24.03.2000 года.

На основании государственного акта на право пользование землей серии A-I №196243, выданного исполнительным комитетом Надеждинского районного Совета депутатов трудящихся 20.09.1991 года и зарегистрированного в книге записей государственных актов на право пользование землей за №116, Рыболовецкому колхозу имени Чапаева предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок, общей площадью 5 гектаров для рыбокоптильного завода.

28.11.2017 общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз имени Чапаева» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Артемовский межмуниципальный отдел) с заявлением №25-01-125/3001/2017-4855 о государственном кадастровом учете земельного участка как ранее учтенного объекта недвижимости на основании государственного акта на право пользование землей от 20.09.1991 года №196243, выданного исполнительным комитетом Надеждинского района Приморского края.

К вышеуказанному заявлению заявителем были приложены: копия государственного акта на право пользование землей от 20.09.1991 года №196243, архивная выписка от 23.08.2017 года №4.3/574т Администрации, решение от 20.01.1981 №13 Надеждинского районного Совета народных депутатов.

01.12.2017 Управление Росреестра но Приморскому краю решением №25/17-53724 отказало во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

При этом, решение об отказе во внесении сведений о земельном участке как ранее учтенного объекта недвижимости было обосновано исключительно тем, что на момент принятия решения по указанному заявлению необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения, по запросу органа кадастрового учета, направленного в порядке межведомственного взаимодействия в адрес архивного отдела администрации Надеждинского района Приморского края, в орган государственного кадастрового учета не поступили.

Не согласившись с решением кадастровой палаты от 01.12.2017 №25/17-53724 об отказе внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, колхоз обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы стороны, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон № 221-ФЗ).

В силу части 3 статьи 1 названного Закона №221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

С 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 №361-ФЗ, и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федерального закона № 218-ФЗ), часть 7 статьи 1 которого определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Как установлено судом, оспариваемое решение Управления принято 01.12.2017, то есть в период действия Федерального закона №218-ФЗ.

Частью 1 статьи 14 этого же Закона определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона №218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в Закона №122-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом №122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе, при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; Заявителем представлены документы органа технического учета, содержащие все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости.

Как следует из материалов дела, заявитель, обращаясь в Управление с соответствующим заявлением, представил следующие документы: государственный акт на право пользование землей от 20.09.1991, архивную выписку от 23.08.2017, решение от 20.01.1981.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку судом установлено, что регистрирующему органу были представлены документы в объеме, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», второй экземпляр (оригинал) запрашиваемого в рамках межведомственного взаимодействия из архивного отдела администрации государственного акта фактически находится в распоряжении ответчика, отказ Управления Росреестра по Приморскому краю в государственном кадастровом учете является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.

Поскольку основанием для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка как ранее учтенного объекта послужило не поступление запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия сведений, суд считает, что нарушенное право заявителя на основании статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий Колхоз имени Чапаева» №25-0-1-125/3001/2017-4855 от 28.11.2017 в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

При этом, суд обращает внимание на тот факт, что при новом рассмотрении обращения истца с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка как ранее учтенного объекта недвижимости, Управление не вправе ссылаться на те же основания, которые были изложены в решении об отказе от 01.12.2017 №25/17-53724.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика, излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату последнему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю №25/17-53724 от 01.12.2017 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий Колхоз имени Чапаева» №25-0-1-125/3001/2017-4855 от 28.11.2017 в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий Колхоз имени Чапаева» 3 000 (три тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий Колхоз имени Чапаева» из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением №77 от 21.12.2017.

Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья Саломай В.В.