ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-31603/13 от 12.12.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-31603/2013

12 декабря 2013 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.П.Маковецкой,

рассмотрев в судебном заседании 09 декабря 2013 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» (ИНН 2540122494, ОГРН 1062540030630, дата регистрации 04.07.2006)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока (ИНН 2540010720, ОГРН 1042504383231, дата регистрации 27.12.2004)

о признании недействительным решение от 15.08.2013 № 12/222,

при участии в заседании:

от заявителя – Горбуль Б.В., Ивашина О.А.

от инспекции – Лысенко И.И., Богданова Р.А., Марченко А.В.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Востокфлот» (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.08.2013 № 12/222 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на прибыль в сумме 410541 руб., пени в сумме 64652 руб. за несвоевременную уплату налога на прибыль, штрафа в размере 82108 руб. за неуплату налога на прибыль.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для распределения общехозяйственных расходов, поскольку из оборотно-сальдовых ведомостей ООО «Востокфлот» по счету 26 «Общехозяйственные затраты» за 2010, 2011 гг. видно, что обществом учтены только расходы на содержание аппарата управления, и не имеется расходов на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов в рамках использования этих судов для международных перевозок.

Заявитель считает, что налоговым органом неверно истолкован пункт 48.5 статьи 270 НК РФ, без системной взаимосвязи с положениями подпункта 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В спорной ситуации речь идет не о раздельном формировании налоговой базы и соответствующем распределении всех расходов между видами деятельности, как ошибочно полагает налоговый орган, а о конкретных расходах, не учитываемых в целях налогообложения, которые определены в пункте 48.5 статьи 270 НК РФ.

Налоговый орган, возражая против заявленных требований, в письменном отзыве на заявление и отзыве на возражения считает, что перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, определенный пунктом 48.5 статьи 270 НК РФ, не является исчерпывающим. В связи с чем налоговый орган полагает, что к расходам судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов относятся, в т.ч. затраты на выплату заработной платы аппарату управления компании и которые подлежат распределению в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что инспекцией Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока в порядке, установленном статьей 89 Налогового Кодекса Российской Федерации, проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. Установлено, что фактически за проверяемый период организация осуществляла сдачу судов в аренду, перевозку грузов морским транспортом, реализацию топлива.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в неправомерном списании налогоплательщиком на расходы затрат относящихся к деятельности от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), что привело к занижению к уплате сумм налога на прибыль за проверяемый период. Выявленные нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 11.06.2013 №12/158.

По результатам рассмотрения данного акта, материалов проверки, с учетом возражений налогоплательщика и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, в присутствии налогоплательщика, извещенного уведомлением от 05.08.2013 №12-09/011818, инспекцией вынесено решение от 15.08.2013 №12/222 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому дополнительно начислены: налог на прибыль в сумме 410 541 руб., применены налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 82 108 руб., по ст. 123 НК РФ - 83 840 руб., начислены пени в сумме 66 737 руб. Всего по решению начислено 643 118 руб.

Воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 137 НК РФ, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 01.10.2013 №13-11/525 апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 15.08.2013 №12/222 не основано на нормах права и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество с ограниченной ответственностью «Востокфлот» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Как установлено судом, основанием для начисления спорных сумм налога на прибыль организаций, пеней и штрафа послужил факт включения в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации для целей налогообложения налогом на прибыль, общехозяйственных расходов в общей сумме 2 052 439 руб., в том числе в 2010 году - 1 093 185 руб., в 2011 году - 959 254 руб., относящиеся к деятельности судов, зарегистрированных в РМРС.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей применения главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российским Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

В статье 255 НК РФ закреплено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Вместе с тем, согласно пункту 48.5 статьи 270 НК РФ, введенного Федеральным законом от 20.12.2005 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов», при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (не уменьшают налоговую базу) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Из приведенных норм следует, что из-под обложения налогом на прибыль выведен не вид деятельности, а указанный в них вид доходов (и расходов), а именно - доходы и расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» имеется норма, прямо запрещающая включение выплат, связанных с эксплуатацией и содержанием судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. Перечень названных выплат не установлен, в тоже время законодатель определил критерии, позволяющие отнести производимые организацией выплаты к расходам, не учитываемым в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом оценке подлежит наличие связи между произведенными расходами с эксплуатацией и содержанием судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, т.е. произведены ли данные расходы в связи с эксплуатацией и содержанием таких судов.

Из оборотно-сальдовых ведомостей ООО «Востокфлот» по счету 26 «Общехозяйственные затраты» за 2010, 2011 гг. видно, что обществом учтены расходы на выплату заработной платы аппарату управления, в т.ч. генеральному директору, его заместителям, главному бухгалтеру и его заместителю, начальникам отделов, главному диспетчеру, механику-наставнику, менеджеру по флоту.

Пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402-ФЗ) руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

В силу положений статьи 7 Закона №402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Согласно части 1 статьи 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Другой стороной в трудовом договоре с моряком выступает работодатель, являющийся судовладельцем. Под судовладельцем понимается юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии со статьей 60 КТМ РФ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание; обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Учитывая приведенные выше нормы права, а также специфику деятельности общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» в проверяемом периоде, суд считает, что выплаты заработной платы аппарату управления общества связаны эксплуатацией и содержанием судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, т.к. эксплуатация и содержание таких судов подразумевает наличие мероприятий организационно-распорядительного и управленческого характера.

Следовательно, в силу прямого указания пункта 48.5 статьи 270 НК РФ, такие выплаты не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Аналогичная правовая позиция вытекает из постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №ВАС-7315/10 в котором содержится вывод, что выплаты на основании трудовых договоров в пользу осуществляющего управление обществом персонала, деятельность которого связана с эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

При этом суд считает, что налоговым правомерно размер расходов, не учитываемых в целях налогообложения, определен пропорционально доле доходов в соответствии с порядком, установленным в абзаце 4 пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогоплательщик организует ведение налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Организацией приказами об учетной политике от 31.12.2009 № 50, от 31.12.2010 №52 на 2010 год и 2011 год, соответственно, утвержден перечень видов деятельности, подлежащих раздельному учету в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности: услуги по морским перевозкам на территории РФ; услуги по морским перевозкам продукции (товаров), вывезенных с территории РФ в таможенном режиме экспорта; доходы от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов; услуги по предоставлению морских судов в пользование нерезиденту РФ по договору аренды с экипажем (п.5.1 Приказа).

В соответствии с п.5.5. Приказа общехозяйственные (косвенные) расходы, собранные в течение отчетного периода на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в конце отчетного периода - списываются по принадлежности в дебет счета 20 «Основное производство». При этом косвенные расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» подлежат ежемесячному распределению между объектами калькулирования (подразделениями и видами деятельности пропорционально объему реализованных услуг (работ, товаров, продукции).

Понятие «Общехозяйственные расходы» в НК РФ отсутствует. Вместе с тем, согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. К таким расходам могут быть отнесены: зарплата управленческого персонала, затраты на аренду офисного помещения (либо его амортизация), коммунальные платежи по нему, затраты на услуги связи, стоимость приобретенной офисной мебели и т.д.

Таким образом, учетной политикой организации прямо предусмотрено распределение косвенных расходов, аккумулируемых на счете 26 «Общехозяйственные расходы» между объектами калькулирования, в том числе и по виду деятельности «эксплуатация судов, зарегистрированных в РМРС».

В соответствии с положениями статьи 21 Закона №402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, в т.ч. отраслевые стандарты, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Следовательно, заявитель вправе в своей деятельности руководствоваться Инструкцией по составу затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта, утвержденной Министерством транспорта России 29.04.1994 №ВА-6/259.

Вместе с тем положения названной Инструкции позволяют отнести в себестоимость работ, услуг предприятий морского транспорта затраты связанные с управлением производства, в т.ч. на содержание работников управления предприятий (п. 1.2.8.).

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110,167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Владивостока от 15.08.2013 № 12/222 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на прибыль в сумме 410541 руб., пени в сумме 64652 руб. за несвоевременную уплату налога на прибыль, штрафа в размере 82108 руб. за неуплату налога на прибыль отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Попов Е.М.