АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3160/2009
26 марта 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 марта 2009 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Гарбуз В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лаврушиной Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
о признании незаконным и отмене постановления № 05-08/915П от 15.01.2009
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 (служебное удостоверение № 0001981) по доверенности от 01.11.2008 сроком 1 год;
от ответчика: ФИО2 (паспорт <...> выдан Фрунзенским РУВД г. Владивостока) по доверенности от 10.03.2009 сроком 1 год
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно» (далее – заявитель, Общество, ООО «Хороль Зерно») обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее – административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений № 05-08/868П, 05-08/913П, 05-08/914П, 05-08/915П, 05-08/916П, 05-08/917П от 15.01.2009 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения по ч. 6 статьи 15.25 КоАП РФ, просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хороль Зерно».
10 марта 2009 года определением Арбитражного суда Приморского края требования Общества о признании незаконным и отмене постановления 05-08/913П, 05-08/914П, 05-08/915П, 05-08/916П, 05-08/917П от 15.01.2009 выделены в отдельные производства, поскольку на основании части 1 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Противоправное действие Общества, ответственность за которое предусмотрено ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ образует состав одного оконченного правонарушения в рамках одной валютной операции.
Заявитель настаивает на требованиях, изложенных в исковом заявлении, постановление о назначении административного наказания № 05-08/915П от 15.01.2009 года считает незаконным, поскольку датой оформления документов, подтверждающих осуществление валютных операций, справок о подтверждающих документах является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон.
Акт выполненных работ за период с 01.01.2008 по 30.06.2008 по независимому договору подряда № KHZ/А02 от 30.12.2007 был подписан 30 июня 2008 года по приезду в Российскую Федерацию Подрядчика. В связи с чем, все документы по сделке были представлены в банк 30 июля 2008 года. Представитель пояснила, что акт выполненных работ, составленный 30 апреля 2008 был ошибочно подписан задним числом Подрядчиком по приезду его в Российскую Федерации, поэтому Общество считает, что пропустило сроки для представления форм учета и отчетности по валютным операциям в банк только по акту от 30.06.2008, поскольку представлены такие документы были 30.07.2008.
Административный орган с доводами заявителя не согласен, представил письменный отзыв на исковое заявление. Административный орган в обоснование своих возражений ссылается на то, что ООО «Хороль Зерно» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку заявителем в срок до 15 мая 2008 года не представлены в банк паспорта сделки, акт об оказании услуг от 30.04.2008 и справки о подтверждающих документах.
Судом установлено, что 30 декабря 2007 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно» и Агрономической Консультационной Компанией MetosUSA, США (Подрядчик) заключён независимый договор подряда № KHZ/А02 в рамках которого, Подрядчик оказывает услуги по управлению персоналом Общества, проведению обучения, управлению проверкой деятельности и отчётности Общества и прочее.
В счёт исполнения обязательств по договору Общество согласно выплатить Подрядчику сумму в размере 6 000 долларов США 1 января 2008 года или до этой даты, а затем выплачивать сумму в размере 6 000 долларов США в последний день каждого последующего месяца за 12 последовательных месяцев.
28 января 2008 года ООО «Хороль Зерно» по вышеуказанному договору оформило паспорт сделки № 08010020/1481/1160/4/0 в Приморском отделении филиала № 8635 АК Сберегательного банка Российской Федерации.
В апреле 2008 года Агрономическая Консультативная Компания MetosUSA оказала услуги ООО «Хороль Зерно» по заключённому между ними независимому договору от 30.12.2007 на сумму 6 000 долларов США, о чём был составлен акт об оказании услуг № KHZ/4, подписанный Подрядчиком 30 апреля 2008 года.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю (далее – налоговый орган) в отношении ООО «Хороль Зерно» проведена выездная налоговая проверка, в том числе по вопросам соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установлено, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Налоговым органом в адрес Общества было направлено уведомление с предложением законному представителю ООО «Хороль Зерно» явиться 15 декабря 2008 года для ознакомления с актом проверки и составления протокола об административном правонарушении.
15 декабря 2008 года налоговым органом, в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО3, составлен протокол об административном правонарушении № 09-11/126.
После чего, налоговый орган, руководствуясь частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ, передал указанный протокол для рассмотрения в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае.
Административным органом 23.12.2008 № 20-04-05/4474 в адрес Общества было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на 30.12.2008 в 11 часов 30 минут с вызовом законного представителя ООО «Хороль Зерно». Данное определение было получено заявителем 30 декабря 2008 года, о чём имеется соответствующая отметка на копии уведомления о вручении, представленном в материалы дела.
30.12.2008 № 20-04-05/4551 административным органом в адрес заявителя направлено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 января 2009 года на 16 часов 30 минут, данное определение было получено Обществом 11 января 2009 года.
Рассмотрев представленные материалы об административном правонарушении № 05-08/915 в отношении ООО «Хороль Зерно», руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае государственный советник Российской Федерации 3 класса ФИО4 15 января 2009 года, в присутствии законного представителя ООО «Хороль Зерно» - ФИО5 вынесла постановление о назначении административного наказания № 05-08/915П, в соответствии с которым ООО «Хороль Зерно» за совершенное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно» не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, проверив оспариваемое Постановление в полном объёме в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.
В целях учёта валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки, документы связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции, которая абзацем 2 пункта 1.2 Инструкции № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам указанного вида также относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Закон № 173-ФЗ различает институты «учет и отчетность по валютным операциям» и «документы и информация, связанные с проведением валютных операций».
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, после введения в действие Указания (после 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Согласно части 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах. Подпунктом 2.4 Положения № 258-П установлено, что резидент представляет в банк ПС справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Поскольку документ, подтверждающий факт оказания услуг в апреле 2008 года на сумму 6 000 долларов США по договору № KHZ/А02 от 30.12.2007 был оформлен 30 апреля 2008 года, о чём свидетельствует акт об оказании услуг № KHZ/4 от 30.04.2008, то установленный срок предоставления ООО «Хороль Зерно» в банк паспорта сделки, акта об оказании услуг и двух экземпляров справки о подтверждающих документах, оформленных на данный документ, составляет 15 мая 2008 года включительно.
Административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта РФ об административном правонарушении установлена административная ответственность.
При привлечении лица к административной ответственности в сфере не соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования подлежит установлению и доказыванию, как сам факт совершения правонарушения, так и вина соответствующего лица, что вытекает из положений статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а также статьей 26.1 КоАП РФ, которой предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
По условиям заключённого между сторонами независимого контракта № KHZ/А02 от 30.12.2007, а именно пунктом (n) Раздела 4, предусмотрено осуществление ежемесячного анализа и отчёта о деятельности перед Советом, включая вариантный анализ. В пункте (ee), раздела 7 контракта № KHZ/А02 стороны договорились о том, что оплата будет производиться за оказание услуг, то есть по факту. Кроме того, пунктом (d) раздела 8 указанного контракта подрядчик обязуется прибыть в Россию к последнему дню января месяца 2008 года и находиться в России до последнего дня уборки урожая 2008 года.
Кроме того, акт № KHZ/4 от 30.04.2008 подтверждает, что Исполнитель выполнил, а Заказчик принял в апреле месяце 2008 года работы и услуги, выполненные в рамках договора № KHZ/А02 от 30.12.2007.
Таким образом, доводы Общества о том, что акт № KHZ/4 был подписан Подрядчиком не 30.04.2008, а только 30.06.2008, в связи с чем сроки для представления в банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций пропущены заявителем только по акту об оказании услуг, подписанному Подрядчиком 30 июня 2008 года, судом не принимается как не соответствующий условиям договора, акту об оказании услуг KHZ/4 и материалам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность ООО «Хороль Зерно» могло и должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования, но и обеспечить их выполнение. ООО «Хороль Зерно» не были приняты все зависящие от него меры, то есть не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, что свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.
Кроме того, административный орган в постановлении от 15 января 2009 года о назначении административного наказания указал, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества факт нарушения признал, о требованиях валютного законодательства знал, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 статьи 15.25 КоАП РФ признал.
Таким образом, несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период после 27.01.2008, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В силу п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 22 Закона № 176-ФЗ устанавливает, что Центральный банк, являясь органом валютного контроля, взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами как агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ агентами валютного контроля в Российской Федерации являются:
- уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации;
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- таможенные органы;
- налоговые органы.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Согласно ст. 1 Закона № 173-ФЗ налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также система контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и Законом № 173-ФЗ.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Компетенция определена п. 5.1.5 данного Положения, согласно которому Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
Òàêèì îáðàçîì, ó èíñïåêöèè èìååòñÿ ïðàâî íà ñîñòàâëåíèå ïðîòîêîëîâ îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ, îòâåòñòâåííîñòü çà êîòîðûå ïðåäóñìîòðåíà ñò. 15.25 ÊîÀÏ ÐÔ.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что административный орган правомерно привлёк Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность и Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя в части признания незаконным и отмене Постановления № 05-08/915П от 15 января 2009 года по делу об административном правонарушении о назначении ООО «Хороль Зерно» административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно» о признании незаконным и отмене постановления № 05-08/915П от 15.01.2009 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о назначении административного наказания и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Хороль Зерно» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечению 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Гарбуз В.Ю.