ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-32336/16 от 14.03.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-32336/2016

21 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2017 года .

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Палагеша Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемтюговой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.1996)

к Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края

о признании незаконным отказа

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2, доверенность 25АА №1982823 от 21.12.2016 (срок действия пять лет), паспорт;

от ответчика – ФИО3, доверенность 25АА № 1974940 от 16.02.2017 (срок действия один год), паспорт,

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края от 18.11.2016 № 1717-07-0985 и обязании единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края передать заявление ФИО1 от 05.08.2016 г. № 3597 для обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в течении трех дней, с момента вступления в законную силу решения.

В судебном заседании суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв до 14 марта 2017 до 14 час. 30 мин.

В ходе судебного разбирательства представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) заявленное требование подержал, изложив позицию согласно рассматриваемому заявлению, полагает, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа заявителю в направлении предоставленных им документов на обсуждение в ходе публичных слушаний вопроса о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства находящегося в собственности предпринимателя объекта незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010035:2917, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Адмирала ФИО4, д.80.

Считает, что поданное предпринимателем единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края (далее – единая комиссия) заявление с приложенным к нему пакетом документов соответствовали требованиям статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пояснив, что разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принадлежащего заявителю объекта капитального строительства в испрашиваемых им величинах необходимо для завершения строительства объекта.

Полагает, что в силу закона, единая комиссия не имела правовых оснований для принятия оспариваемого решения, а получив заявление предпринимателя в силу имеющихся у нее полномочий обязана была направить данное заявление в орган местного самоуправления для принятия последним решения по инициированному заявителем вопросу.

Представитель единой комиссии в судебном заседании по заявленному требованию возразил, полагая, что правовые основания для направления заявления предпринимателя на обсуждение в ходе публичных слушаний вопроса о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства спорного объекта незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010035:2917 отсутствовали, поскольку предприниматель не предоставил доказательств, объективно препятствующих соблюдению данных параметров, а равно документы, подтверждающие наличие необходимости отклонения от таких параметров для завершения строительства указанного объекта с увеличением максимального процента застройки в границах названного земельного участка с 20% до 40% за счет уменьшения минимального количества парковочных мест.

Также ответчик полагает, что единая комиссия не обладает административно-властными полномочиями органа исполнительной власти, чьи решения могут быть оспорены в порядке статьи 198 АПК РФ.

Из материалов дела суд установил, что ФИО1 приобретен у ФИО5 по договору купли-продажи от 22.01.2014 объект незавершенного строительства, (лит. А, мини-комплекс сервисного обслуживания), готовностью 96 %; назначение нежилое; кадастровый или условный номер: 25:28:000000:00:00000/А. Адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала ФИО4 (П.Лумумбы) (далее – спорный объект, объект незавершенного строительства).

Право собственности заявителя на объект зарегистрировано 04.02.2015 в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним с присвоением номера записи регистрации № 25-25/001-25/011/001/2015-1613/2, что подтверждено представленными в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права от 04.02.2015 серии 25-АБ 395845 и названного договора купли-продажи. Согласно свидетельству о государственной регистрации права спорному объекту присвоен кадастровый (условный) номер 25:28:000000:18194.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:2917, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Адмирала ФИО4, д.80 (установлено относительно ориентира. Расположенного за пределами участка. Ориентир многоквартирный жилой дом. Участок находится примерно в 52 м от ориентира по направлению на север), на основании заключенного с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края договора аренды земельного участка от 17.05.2016 № 28-Ч-20449.

Согласно данному договору аренды участок предоставлен предпринимателю с разрешенным использованием: объекты бытового обслуживания населения; цель предоставления: для завершения строительства указанного объекта незавершенного готовностью 96 %, в границах, указанных в кадастровом плане участка (пункт 1.1 договора аренды).

05.08.2016 предприниматель обратился в единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства спорного объекта в части уменьшения количества парковочных мест на 30 кв.м и увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка до 40 %.

Письмом от 18.11.2016 № 1717-07-0985 единая комиссия сообщила ФИО1 о том, что по результатам рассмотрения на заседании комиссии 26.10.2016 поданного заявления предпринимателя принято решение не направлять его для обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по причине не предоставления заявителем документов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 40 ГрК РФ.

ФИО1, не согласившись с изложенным в письме единой комиссии от 18.11.2016 № 1717-07-0985 решением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Этими же правами на использование земельного участка наделены арендаторы земельных участков (пункт 1 статья 41 Земельного кодекса РФ).

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели (часть 1 статьи 38 ГрК РФ).

Статьей 40 ГрК РФ предусмотрена для правообладателей земельных участков возможность обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункты 1, 2 статьи).

Согласно названной статье заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункты 3 - 6 статьи ГрК РФ).

Таким образом, из названной статьи ГрК РФ следует, что предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты соответствующими отклонениями.

Утвержденными Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее – ППЗ № 462) полномочия по принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства во Владивостокском городском округе или об отказе в предоставлении такого разрешения предоставлены главе города Владивостока (пункт 3 статьи 3 ППЗ № 462).

Пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) закреплено, что на публичные слушания должен выноситься ряд вопросов, в частности, вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.

Постановлением Администрации Приморского края от 09.06.2015 № 180-па создана единая комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края, к числу полномочий которой пунктом 1.2.6 утвержденного данным постановлением Положения единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края (далее – Положение о единой комиссии № 180-па) отнесено инициирование проведения публичных слушаний, в том числе в случае выдачи разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Формой работы такой комиссии является заседание, итоги которого оформляются протоколом (пункты 2.1, 2.4 Положения о единой комиссии № 180-па).

В силу пункта 2.2 указанного Положения при проведении органом местного самоуправления Владивостокского городского округа публичных слушаний учрежденная единая комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Муниципальным правовым актом от 09.07.2008 № 34-МПА «Положение о порядке проведения публичных в городе Владивостоке», принятым Думой города Владивостока 20.06.2008 (далее – Положение № 34-МПА).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 3 Положения № 34-МПА вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства выносятся в обязательном порядке на публичные слушания, что соответствует положению пункта 2 статьи 11 ППЗ № 462.

Пунктом 1 статьи 4 Положения № 34-МПА определено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения города Владивостока, Думы города Владивостока и главы города Владивостока, который в силу пункта 2 статьи 5 этого же Положения вправе принять постановление о назначении публичных слушаний по вопросам, отнесенным к компетенции главы.

В соответствии с законами Приморского края от 29 июня 2009 года № 446-КЗ «О градостроительной деятельности на территории Приморского края», от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» постановлением Администрации Приморского края от 25.08.2015 № 303-па утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее – Порядок № 303-па).

К числу рассматриваемых в Порядке № 303-па вопросов, в том числе отнесен вопрос о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (подпункт «д» пункта 1 данного Порядка № 303-па).

Публичные слушания по вопросам такого характера проводятся по инициативе единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края (подпункт «б» пункта 8 Порядка № 303-па), но назначаются в отношении вопросов градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа решением в форме постановления главы города Владивостока.

Таким образом, в силу приведенных норм права проведению публичных слушаний по заявленному предпринимателем вопросу, вопреки приведенному в ходе рассмотрения спора утверждению заявителя, предшествует принятие главой города Владивостока решения о назначении таких слушаний.

В рассматриваемой ситуации заявитель оспаривает отказ единой комиссии в направлении для обсуждения на публичных слушаниях поставленного предпринимателем вопроса о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принадлежащего ему на праве собственности объекта с увеличением максимального процента застройки в границах находящегося у него в пользовании на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:2917 с 20% до 40 %.

Как видно из материалов дела, решение об отказе в направлении заявленного предпринимателем вопроса для обсуждения на публичных слушаниях было принято по итогам заседания комиссии, по сути, на этапе рассмотрения комиссией вопроса об инициировании главе города Владивостока предложения о проведении публичных слушаний.

В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 4 ППЗ № 462 рассмотрение заявлений о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства находится в компетенции единой комиссии.

Таким образом, утверждение ответчика относительно отсутствия у единой комиссии полномочий на рассмотрение заявления предпринимателя по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства принадлежащего ему на праве собственности объекта незавершенного строительства до рассмотрения главой города Владивостока вопроса о проведении публичных слушаний не соответствует приведенной норме права.

Также суд признает противоречащими приведенным выше положениям пункта 1.2.6 Положения о единой комиссии № 180-па, пункта 1 статьи 4 Положения № 34-МПА, подпункта «б» пункта 8 Порядка № 303-па доводы единой комиссии относительно возможности обращения предпринимателем непосредственно к главе г. Владивостока с инициативой о проведении публичных слушаний по рассматриваемому вопросу.

Процедура по принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения регламентирована вышеприведенными нормами права, и иной способ инициации заинтересованным лицом проведения публичных слушаний по указанному вопросу, помимо подачи соответствующего обращения в единую комиссию, в рассматриваемом случае не предусмотрен.

Таким образом, следуя буквальному толкованию положений статьи 40 ГрК РФ, пункта 2.5 Положения о единой комиссии № 180-па, пункта 1 статьи 4 Положения № 34-МПА и подпункта «б» пункта 8 Порядка № 303-па, наделению единой комиссии соответствующими полномочиями, процедура рассмотрения вопроса об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства на основании заявления заинтересованного лица (в данном случае собственника объекта незавершенного строительства) на стадии принятия решения о назначении публичных слушаний регламентирована реализацией ответчиком инициативы в форме принятия простым большинством голосов членов комиссии решения, которой он наделен в силу закона, как орган исполнительной власти субъекта.

В письме от 18.11.2016 № 1717-07-0985 единая комиссия сообщила предпринимателю о принятии решения не направлять поданное им заявление для обсуждения на публичных слушаниях поставленного заявителем вопроса, что согласно приведенным нормам права, не может не повлечь правовые последствия в виде отказа от реализации предоставленной комиссии инициативы, на которую предприниматель рассчитывал.

Использование в дальнейшем, как объекта незавершенного строительства, так и земельного участка в целях осуществляемой предпринимателем экономической деятельности вытекает из представленных в материалы дела доказательств, целевого назначения объекта незавершенного строительства, цели предоставления земельного участка, вида осуществляемой заявителем деятельности, и последним подтверждено в ходе рассмотрения спора.

Учитывая, что в данном случае спор фактически вытекает из публичных правоотношений, доказанного факта реализации единой комиссией административно-властных полномочий на этапе рассмотрения поступившего в его адрес заявления предпринимателя, суд приходит к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде на основании статьи 27 АПК РФ и по правилам главы 24 АПК РФ, вопреки доводам ответчика.

Пункт 3.1 Положения о единой комиссии № 180-па предусматривает, что единая комиссия рассматривает заявления физических и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, и по результатам рассмотрения направляет документы по указанным вопросам в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок и (или) объект капитального строительства, для организации и проведения публичных слушаний.

Действительно, приведенное выше нормоположение во взаимной связи со статьей 40 ГрК РФ не предусматривает процедуры принятия единой комиссией решения об отказе заинтересованному лицу в направлении его заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства главе муниципального образования с целью инициирования главе города Владивостока вопроса об организации и проведении публичных слушаний.

В силу Порядка № 303-па публичные слушания - форма реализации прав жителей города Владивостока на участие в процессе принятия органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, в том числе в сфере землепользования, градостроительства и архитектуры, путем их публичного обсуждения (статья 1).

Согласно определенным статьей 2 Порядка № 303-па целям такие слушания организуются и проводятся, в том числе для выявления общественного мнения по проектам и выносимым на обсуждение вопросам, а также для подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме.

По смыслу положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, части 1 и 2 статьи 3, статья 12, статьи 32, часть 2 статьи 130), Закона № 131-ФЗ одной из призванных обеспечивать реализацию гарантий права населения на местное самоуправление является выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступившего заключения о результатах публичных слушаний. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). При этом любое заинтересованное лицо, не согласное с принятым органом местного самоуправления решением по вопросу о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вправе обжаловать его в судебном порядке.

Таким образом, вопрос о возможности принятия главой муниципального образования решения о назначении публичных слушаний, их организации и проведения по поводу предоставления заинтересованному лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с привлечением для этого необходимого административного ресурса в силу требований пунктов 1, 2 статьи 40 ГрК РФ и Порядка № 303-па связан с оценкой полноты, достоверности и доступности материалов публичных слушаний и необходимости соблюдения, принципа равенства прав жителей на участие в публичных слушаниях, включая право на выражение своего мнения в ходе публичных слушаний, как это определено подпунктами «в», «г» пункта 5 указанного Порядка.

Соблюдение данных принципов в силу приведенных норм права в рамках решения поставленного заинтересованным лицом вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на стадии оценки принципиальной возможности вынесения указанного вопроса для публичного обсуждения поставлено в прямую зависимость от приведенного таким лицом обоснования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, соответствия его закону и документального подтверждения.

В ходе рассмотрения спора суд учитывает, что формальные требования к составлению заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и подготовке соответствующего ему пакета документов, в том числе с установлением их минимального перечня, приведенными выше нормами права не предусмотрены.

В то же время на застройщика объекта (собственника) в силу закона возложена обязанность по осуществлению строительства (реконструкции) объекта в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов (пункт 6 статьи 52 ГрК РФ).

Соответственно, отклонение от изначально заданных параметров строительства объекта капитального строительства должно быть мотивированным и документально подтверждено.

Как установлено судом на основе проанализированных норм права, единственным органом во Владивостокском городском округе, уполномоченным на принятие от заинтересованных лиц и рассмотрение заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является единая комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что необходимость обращения за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принадлежащего ему на праве собственности объекта с увеличением максимального процента застройки в границах земельного участка находящегося у него в пользовании на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:2917 с 20% до 40 % за счет парковочных мест обусловлена общей площадью застройки участка 104,8 кв.м, планированием возведения второго этажа здания и увеличением общей площади застройки земельного участка до 210 кв.м с учетом необходимого количества парковочных мест – 14. При этом, такое отклонение от параметров разрешенного строительства с увеличением площади застройки земельного участка предприниматель инициирует, исходя из увеличения общей площади объекта за счет исключения парковочных мест.

Также заявитель настаивает на предоставлении единой комиссии необходимого пакета документов и обоснования, подтверждающих правовую возможность комиссии принять положительное решение о направлении инициированного предпринимателем вопроса на обсуждение при проведении публичных слушаний.

В то же время оспариваемый отказ единая комиссия мотивировала отсутствием в представленном заявителем пакете документов сведений об обстоятельствах, регламентированных частями 1,2 статьи 40 ГрК РФ, полагая, что намерение правообладателя земельного участка осуществить строительство объекта большей мощности, чем позволяет площадь земельного участка не является основанием для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно представленной заявителем копии поданного им 05.08.2016 единой комиссии заявления о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с отметкой входящей корреспонденции к заявлению предпринимателем приложены вышеназванный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:2917, градостроительный план № RU25304000-2806201600000315 данного земельного участка, распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 28.06.2016 № 521 об утверждении градостроительного плана, схема планировочной организации земельного участка, свидетельство о зарегистрированном праве на объект незавершенного строительства, гражданский паспорт заявителя.

Предоставление указанных документов представитель предпринимателя подтвердил в ходе рассмотрения спора и представитель единой комиссии не оспорил.

Суд принимает во внимание, что возложение частью 5 статьи 200 АПК РФ на орган исполнительной власти обязанности по доказыванию законности и наличия оснований для принятия им оспариваемого заинтересованным лицом решения, в силу требований части 1 статьи 65 и положений статьи 198 АПК РФ не снимает с заявителя процессуальной обязанности по предоставлению доказательств в подтверждение заявленной при обращении в арбитражный суд позиции.

Из материалов дела видно, что общая площадь арендуемого предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:2917 составляет 305 кв.м.

Утвержденным Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 28.06.2016 № 521 градостроительным планом № RU25304000-2806201600000315 данного земельного участка установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка - 20%.

По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Вместе с тем градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Градостроительный план земельного участка является документом по планировке территории, необходимым для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство объектов капитального строительства и на ввод объекта в эксплуатацию применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Статьей 38 ГрК РФ к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесен максимальный процент застройки в границах земельного участка.

При обращении в единую комиссию заявителем указаны общие параметры отклонения от разрешенных (предельных) параметров строительства. В то же время помимо приложенных к заявлению документов, доказательств необходимости увеличения площади застройки, уменьшения (исключения) числа парковочных мест и уменьшения коэффициента озеленения территории предоставленного в аренду земельного участка, не с точки зрения пожеланий заявителя по вопросу о фактическом месте размещения объекта, его этажности, площади и целесообразности организации парковки транспортных средств, принимая во внимание целевое назначение объекта капитального строительства - сервисное обслуживание транспортных средств, а с учетом данных о соблюдении требований градостроительных и строительных норм и правил предпринимателем не представлено.

Из представленных заявителем в материалы дела доказательств достоверно установить техническую невозможность возведения объекта капитального строительства в границах предельных параметров строительства, а также соответствие градостроительным и строительным нормам и правилам размещаемого здания, исходя из измененных параметров, с учетом соблюдения предельных параметров разрешенного строительства на землях зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) также не представляется возможным.

В силу наделения единой комиссии полномочиями на инициирование главе города Владивостока вопроса о назначении публичных слушаний, такое предложение, вне зависимости от отсутствия урегулированной в нормативных актах процедуры отклонения поданных заинтересованными лицами заявлений о получении разрешений об отклонении предельных параметров строительства объекта капитального строительства, не может быть сведено только лишь к формальной констатации факта подачи таких заявлений с последующим их перенаправлением в орган местного самоуправления. По смыслу приведенных норм права такая инициатива уполномоченного органа исполнительной власти должна быть формализована по результатам заседания большинства его членов в принятом ими большинством голосов решении и мотивирована.

Следовательно, рассмотрение единой комиссией поданных заинтересованными лицами о получении разрешений об отклонении предельных параметров строительства объекта капитального строительства включает, в том числе оценку полноты предоставленной заявителем информации об объекте капитального строительства и о целесообразности отклонения от ранее заданных параметров разрешенного строительства, с документальным подтверждением соответствия таких отклонений нормативным требованиям.

Отсутствие необходимой информации в рассматриваемом случае создает препятствие не только для решения вопроса о целесообразности проведения публичных слушаний в частности, но и для выявления общественного мнения по проектам и выносимым на обсуждение вопросам, а, соответственно, для подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме в последующем.

Учитывая установленный в рамках рассматриваемого спора факт отсутствия в представленном предпринимателем 05.08.2016 единой комиссии пакете документов доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для отклонения от предельных параметров строительства при строительстве спорного объекта, а равно о соответствии таких отклонений установленным градостроительным нормам и правилам, при том, что такой информации поданное заявление не содержало, отказ ответчика в направлении главе города Владивостока инициативы о назначении публичных слушаний по испрашиваемому ФИО1 вопросу не противоречит положениям статьи 40 ГрК РФ, пунктов 2.5, 3.1 Положения о единой комиссии № 180-па, пункта 1 статьи 4 Положения № 34-МПА и подпункта «б» пункта 8 Порядка № 303-па.

Реализация предпринимателем права на обращение к единой комиссии с указанным заявлением, обусловлена принятием заявителем мер по предоставлению уполномоченному органу исполнительной власти полной и достоверной информации о строящемся объекте и наличия объективной необходимости изменения параметров разрешенного строительства. Соответственно, обосновав документально целесообразность отклонения от предельных параметров строительства при строительстве спорного объекта, заявитель не лишен права обратиться к ответчику в установленном порядке с аналогичным заявлением для начала процедуры, регламентированной статьей 40 ГрК РФ.

Из положений статей 4 АПК РФ, 11 Гражданского кодекса РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 ГК РФ.

По смыслу положений части 1 статьи 4, части 2 статьи 44 АПК РФ, статьи 1 ГК РФ избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не выходить за пределы, необходимые для его применения.

В то же время заявленный предприниматель способ восстановления нарушенного права не отвечает указанным процессуальным требованиям, т.к. не соответствует процедуре, предусматривающей принятие главой города Владивостока решения по вопросу о назначении публичных слушаний, которое предшествует организации и проведению таких слушаний согласно Порядку № 303-па. При этом данное решение является самостоятельным актом реализации органом местного самоуправления административно-властных полномочий в пределах его компетенции и не связано мнением единой комиссии, вне зависимости от выражения его позиции по конкретному вопросу.

На основании изложенного, исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает предпринимателю в удовлетворении заявленного им требования.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным решения единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края от 18.11.2016 № 1717-07-0985 и обязании единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края передать заявление ФИО1 от 05.08.2016 г. № 3597 для обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в течении трех дней, с момента вступления в законную силу решения.

Проверено на соответствие Градостроительному кодексу РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции через арбитражный суд Приморского края.

Судья Палагеша Г.Н.