ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-32934/14 от 25.03.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-32934/2014

30 марта 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2015 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи А.А.Лошаковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём В.О.Калашниковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Советского района-7» (ОГРН 2539002721 ,ИНН 2539091072, дата регистрации: 14.04.2008, адрес регистрации: Приморский край, г.Владивосток, ул.Русская, 29)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН 1112540003982, ИНН 0171519 , дата регистрации: 12.05.2011, адрес регистрации: Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская, 45а-807)

третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение «Учетно-регистрационный центр Владивостока»

о признании незаконным и отмене предписания,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 12.01.2015;

от ответчика представитель не явился;

от третьего лица: ФИО2 по распоряжению от 27.12.2013 №2412-рл,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Советского района-7» (далее – ООО «Управляющая компания Советского района-7») обратилось в арбитражный суд к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – Инспекция) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания о прекращении нарушений обязательных требований от 22.08.2014 № 51-09-14/192.

          В обоснование требований общество указало на взимание с собственников помещений многоквартирного жилого дома №6 по ул.Кутузова в г.Владивостоке платы за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на основании договора с Муниципальным бюджетным учреждением «Учетно-регистрационный центр Владивостока» (далее – МБУ «УРЦ»), заключенного по решению общего собрания собственников помещений от 28.06.2012.

          Инспекция в письменном отзыве сослалась на Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской  Федерации, утвержденный приказом  Федеральной  миграционной службы от 11.09.2012 № 288 (далее - Административный регламент), согласно пункту 37 которого регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Кроме того, Инспекция указала, что каждый собственник вправе вести самостоятельно учет домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к вышеуказанному Регламенту), и в тоже время он вправе самостоятельно заключать соглашение на ведение учета проживающих граждан с любым лицом, в то время как решение общего собрания собственников о заключении договора с МБУ «УРЦ» не является законным и не может быть обязательным для всех граждан.

          По мнению МБУ «УРЦ», в действиях ООО «Управляющая компания Советского района-7» отсутствуют факты на рушения Административного регламента, отношения между собственниками помещений многоквартирного жилого дома и управляющей организацией оформлены надлежащим образом.

          Инспекция, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечила. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

          В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в тексте заявления с учетом возражений на отзыв Инспекции. Представитель МБУ «УРЦ» пояснил, что считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.

          Из материалов дела судом установлено, что 28.06.2012 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, принято решение о поручении ООО «Управляющая компания Советского района-7» как управляющей организации заключить договор с МБУ «УРЦ» на ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания и утверждении платы за ведение регистрационного учетаграждан по месту жительства и месту пребывания в размере 4,88 рублей с одного лицевого счета.

          Во исполнение данного решения 14.11.2012 ООО «Управляющая компания Советского района-7» (заказчик) и МБУ «УРЦ» (исполнитель) заключили договор на оказание платных услуг №089, по условиям которого исполнитель предоставляет, а заказчик оплачивает услуги по организации регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания, указанные в разделе 2 договора.

          22.08.2014 Инспекцией по результатам внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения обществу, являющемуся управляющей организацией вышеуказанного жилого дома, вынесено предписание № 51-09-14/192. Данным предписанием жилищная инспекция обязала ООО «Управляющая компания Советского района-7» прекратить взимание с собственников помещений многоквартирного дома платы за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

          Не согласившись с предписанием и полагая, что поскольку собственниками самостоятельно на общем собрании принято соответствующее решение, то управляющая компания в силу закона обязана реализовать принятое собственниками решение, ООО «Управляющая компания Советского района-7» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

          Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила регистрации), также установлено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных        образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Пунктом 18 вышеуказанных Правил регистрации предусмотрено, что регистрацию граждан по месту жительства бесплатно осуществляют органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 №220 в Правила регистрации внесены изменения, в том числе изменен перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Правилами регистрации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220) и пунктом 17 Административного регламента установлено, что лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета (ФМС) предусмотренных учетных документов, в жилых помещениях муниципального жилищного фонда являются органы местного самоуправления (в рассматриваемом случае - МБУ «УРЦ» уполномочено Администрацией города Владивостока осуществлять уставную деятельность в отношении муниципального жилого фонда), а в приватизированных помещениях - собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (как в настоящем случае  - ООО «Управляющая компания Советского района -7»).

Таким образом, ни ООО «Управляющая компания Советского района-7», ни МБУ «УРЦ» не являются органами регистрационного учета. Как следует из договора на оказание платных услуг от 14.11.2012 №089, в обязанности учреждения как исполнителя входит: подготовка и оформление документов для регистрационного учета граждан, проживающих в жилых помещениях жилого фонда, управляемого (обслуживаемого) заказчиком (ООО «Управляющая компания Советского района -7»); подготовка и оформление документов для осуществления обмена паспортов; ведение картотеки зарегистрированных граждан, приживающих в жилищном фонде, управляемом заказчиком; осуществление работы с Управлением ФМС России по Приморскому краю, адресно-справочным бюро г.Владивостока, отделами ЗАГС г.Владивостока, органами социальной защиты населения; осуществление работы с районными военными комиссариатами; выдача гражданам справок установленного образца, копий поквартирных карточек; осуществление приема граждан, проживающих в управляемом заказчиком жилом фонде, и их консультирование по вопросам, отнесенным к компетенции исполнителя. Таким образом, МБУ «УРЦ» по указанному договору не принимал на себя обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан, а принял обязательства оказывать услуги по документальному и информационному сопровождению граждан, обращающихся за регистрацией и снятием с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания, то есть принимать, подготавливать и передавать в органы ФМС России документы граждан.

Установление в пункте 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Правилами регистрации, в который входят собственники помещений, уполномоченные лица товариществ собственников жилья либо управляющих жилищным фондом организаций, не означает передачу указанным лицам функций по осуществлению регистрационного учета. Ответственность в данном случае подразумевает организацию регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства для последующего взаимодействия с органом регистрационного учета, непосредственного предоставляющим соответствующую государственную услугу (территориальным органом ФМС России), в частности прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

В соответствии с пунктом 37 Административного регламента регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Однако, как было указано выше, ни заявитель, ни МБУ «УРЦ» не являются органами регистрационного учета, предоставляющими государственную услугу на основании Административного регламента, и его действие на указанных лиц не распространяется.

Инспекция ссылается на пункты 56, 58 Административного регламента, из которых, по её мнению, следует, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые  обязанности,  возложенные  на них  законом,  предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации. Однако данное толкование положений указанного Регламента противоречит положениям Федерального закона от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилам регистрации, которыми к органам регистрационного учета отнесены органы ФМС России. Более того, исчерпывающий перечень административных процедур в рамках административной услуги, предоставление которой регулируется Административным регламентом, установлен в пункте 54 указанного Регламента, и организация работы с гражданами, прием и передача в органы регистрационного учета документов в указанный перечень не входят.

Пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав иных документов, связных с управлением многоквартирным домом и подлежащих хранению ответственными лицами, включаются: проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы.

По договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, от 16.04.2009, управляющая компания (ООО «Управляющая компания Советского района-7») приняла обязанность осуществлять ведение технической, бухгалтерской, статистической и прочей документации в многоквартирном доме (пункт 3.2.8); обеспечивать учет и хранение договоров, заключенных от имени собственников, контрактов и правоустанавливающих документов (пункт 3.2.12).

Поскольку учетно-паспортная документация граждан (поквартирные карточки учета) имеет непосредственное отношение к управлению многоквартирным домом и учету проживающих в доме граждан, относится к иным документам, связанным с управлением домом, заявитель обязан обеспечить хранение указанной документации в рамках договора управления многоквартирным домом.

Вместе с тем, собственники жилых помещений многоквартирного дома № 6 по ул.Кутузова в г.Владивостоке соглашения с управляющей организацией на ведение регистрационного учета не заключали, на общем собрании приняли решение поручить ООО «Управляющая компания Советского района-7» заключить договор с МБУ «УРЦ» на ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания и утвердили размер платы за оказание данной услуги учреждением. Условия договора на оказание платных услуг от 14.11.2012 №089 соответствуют содержанию решения общего собрания.

Таким образом, ООО «Управляющая компания Советского района-7» являясь лицом, ответственным за регистрацию граждан, а также обязанным хранить документы, связанные с управлением многоквартирным домом, в том числе, учетно-регистрационные документы, исполняет данные обязанности не непосредственно, а через МБУ «УРЦ», как это решено собственниками помещений многоквартирного дома. Такой порядок закону не противоречит.

В приложении №2 к договору управления многоквартирным домом от 16.04.2009 вид и стоимость услуги по организации регистрационного учета граждан не предусмотрены. В то же время ООО «Управляющая компания Советского района-7» в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, за плату. При этом, как указывалось выше, спорная плата взимается с собственников не за регистрационный учет, а за организацию работ и оплату услуг МБУ «УРЦ», указанных в разделе 2 договора на оказание платных услуг от 14.11.2012.

Поскольку оспариваемое предписание от 22.08.2014 №51-09-14/192 о прекращении взимания с собственников (пользователей) помещений многоквартирного жилого дома №6 по ул.Кутузова в г.Владивостоке за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания вынесено в связи с установленным Инспекцией нарушением требований Административного регламента, действие которого на заявителя, не являющего органом регистрационного учета, не распространяется, оснований для его вынесения у Инспекции не имелось. С учетом изложенного заявленные обществом требования о признании указанного предписания незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Расходы общества по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 2000 рублей подлежат возмещению за счет Инспекции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

  признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Приморского края от 22.08.2014 № 51-09-14/192, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Городок» расходы по госпошлине в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                           Лошакова А.А.