$!90B4BF-hgjaad!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-33563/2012
11 февраля 2013 года
Резолютивная часть решения от 05.02.2013
Полный текст решения изготовлен 11.02.2013
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Е. Тур
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – главный специалист – эксперт ФИО2 на основании доверенности от 07.11.2012 №66 сроком действия до 31.12.2013;
от ответчика – лично предприниматель ФИО1 предъявлен паспорт
установил: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее – управление, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 05.02.2013, после перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Управление в судебном заседании заявленное требование поддержало, указав, что собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть квалифицируется как грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Поскольку материалами административного дела подтверждается факт совершения предпринимателем административного правонарушения, заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности. Кроме того, заявитель пояснил, что к месту осуществления фармацевтической деятельности предпринимателем ФИО1 Управление претензий не имеет.
Предприниматель факты нарушений оспаривает, пояснив, что при проведении проверки Управление вышло за пределы своих полномочий, так как предметом проверки на основании требования прокуратуры и приказа являлась проверка информации о нахождении в обороте контрафактных лекарственных препаратов, а не соблюдение ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Кроме того, предприниматель пояснил, что прибор регистрации параметров воздуха имелся, однако на момент проверки он был разбит, журнал учета также ведется, но на момент проверки его не могли найти, однако данные нарушения в силу действующего законодательства РФ не являются грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Кроме того, ответчик пояснил, что предписание, выданное Управлением было исполнено, однако о его исполнении заявителю не сообщалось, поскольку предпринимателю не было известно о такой обязанности.
Из материалов дела судом установлено, что согласно лицензии от 12.10.2009 №25-09-3-000047 сроком действия до 27.05.2014 индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для животных.
03.12.2012 во исполнение приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 27.11.2012 № 1476-пр и требования прокурора г.Артема от 23.11.2012 № 7/2012 должностными лицами Управления была проведена внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя ФИО1
В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных
требований, допущенные предпринимателем, а именно: - в зоомагазине «Котофей», расположенном по адресу: <...>, реализацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляет продавец ФИО3, которая не имеет среднего или высшего ветеринарного или фармацевтического образования; - на «Уголке потребителя» для ознакомления покупателей копия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности не размещена; - отсутствует прибор регистрации параметров воздуха в торговом зале, где производится хранение и реализация лекарственных препаратов для ветеринарного применения; - журнал учета параметров воздуха отсутствует, то есть предприниматель ФИО1 не отслеживает температурно-влажностный режим в помещении (торговый зал зоомагазина «Котофей»), где производится хранение и реализация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.12.2012 №09-128/12, протоколе осмотра от 03.12.2012 №09-66/12. На основании акта проверки, предпринимателю было выдано предписание от 03.12.2012 №09-52/12.
По фактам выявленных в ходе проверки нарушений 11.12.2012 в отношении предпринимателя ФИО1 был составлен протокол №09-66/12 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности и материалы административного дела в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ были направлены Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Суд, исследовав представленные документы, оценив доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Часть 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081, к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Пунктом 5 Положения установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); б) наличие у медицинской организации - лицензиата лицензии на осуществление медицинской деятельности; в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами: для медицинского применения, - требований статьей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; для ветеринарного применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения; г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций; д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества; е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление: лекарственных препаратов для медицинского применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения; лекарственных препаратов для ветеринарного применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения; ж) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"; з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения; лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.8 «Правил отпуска (реализации) лекарственных средетв "в аптечных организациях. Основные положения (ОСТ91500.05.0007-2003), утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 (далее – Правила) установлено, что аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены: - копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; - информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью; - книга отзывов и предложений; - информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;- информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов); - информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;- информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;- информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);- ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций; - информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О. и должности); - информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска); - при наличии пункта проката информация о перечне предметов, выдаваемых напрокат; - копия или выписка из Федерального закона "О защите прав потребителей"; - копия или выписка из «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных в установленном порядке (пункт 2.9 Правил).
Пунктом 3.19 Правил предусмотрено, что аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: - производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;- все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов;- для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ - металлических шкафов; - торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций;- помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;- помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке;- шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной;- моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.
Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и охраны труда.
В соответствии с пунктом 3 «Правил хранения лекарственных средств», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 №706н (далее – Правила хранения) в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Пунктом 7 Правил хранения установлено, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что на момент проверки имели место нарушения, указанные в акте проверки от 03.12.2012 №09-128/12, в связи с чем было выдано предписание от 03.12.2012 №09-52/12, согласно пояснениям предпринимателя предписание было им исполнено без уведомления об этом Управления, что подтверждает факт нарушений выявленных Управлением в ходе проверки.
Факт отсутствия у продавца ФИО3 среднего или высшего ветеринарного или фармацевтического образования предпринимателем не оспаривается. Как следует из материалов проверки, именно данное лицо в день проверки находилась за прилавком, т.е. осуществляло реализацию в том числе лекарственных препаратов для ветеринарного применения, иные продавцы, имеющие специальное образование, в указанный день не работали.
Довод ответчика о том, что Управление при проверке вышло за пределы своих полномочий и не имело права проводить проверку соблюдения предпринимателем условий лицензии, так как в требований прокуратуры и приказе указано о проведении проверки в отношении контрафактных лекарственных препаратов для ветеринарного применения, судом отклоняется, поскольку в соответствии подпунктом «е» пункта 9.3.1 «Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и сахалинской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17.11.2011 №573 (далее – Положение) Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет контроль, в том числе за соблюдением условий, выданных лицензий (разрешений) на проведение работ в закрепленной сфере деятельности.
Пунктами 9.3.9 и 9.3.10 Положения установлено, что Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет наблюдения за факторами среды обитания человека, включая: лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением фармацевтической деятельности, осуществляемой ветеринарными организациями, адреса мест осуществления деятельности которых находятся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
Контроль за безопасностью лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения.
Таким образом, каких-либо обстоятельств, препятствующих предпринимателю надлежащим образом исполнить требования Положения от 22.12.2011 № 1081, ФЗ № 61-ФЗ, ФЗ №52-ФЗ, Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 №80, Приказа ФИО4 от 23.08.2010 №706н, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Следовательно, предпринимателем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть квалифицируется как грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2,3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Таким образом, основания для возбуждения дела об административном правонарушении у Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области имелись.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения спора не истек.
Протокол об административном правонарушении от 11.12.2012 №09-66/12 вынесен Управлением с соблюдением установленного КоАП РФ порядка.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих предпринимателю надлежащим образом исполнить требования закона, судом не установлено, в связи с чем, суд признает предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем суд, учитывая, вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также то, что административного правонарушение совершено впервые, находит возможным наложить на правонарушителя взыскание виде штрафа в сумме 4 000 рублей, в размере минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.12.2004 МИФНС № 10 по Приморскому краю, 29.09.1977 г.р.о.Переясловка Октябрьского района Амурской области, место жительства <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет № 40101810900000010002 в УФК по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 040507001, получателю УФК по Приморскому краю (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, ИНН <***>, КПП 253601001, код ОКАТО 05414000000, БИК 040507001, код бюджетной классификации –08111690050050000140, назначение платежа – оплата административного штрафа по делу А51-33563/2012.
Платежный документ об уплате штрафа в трёхдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Е.И. Голуб