ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-33652/13 от 14.01.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-33652/2013

21 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2014 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Ю. Павленко,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 06.07.2004)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 10.07.2008), Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***> ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 03.08.2009)

о признании незаконным отказа,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 15.10.2013, от ТУ Росимущества в ПК – ФИО2, доверенность от 07.02.2013, от Росимущества - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лазурный» (далее – «заявитель», «общество», ООО «Лазурный») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – «ответчик», «Росимущество», «ФАУГИ»), оформленного письмом от 29 августа 2013 года № РЮ- 10/40066, в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...> и признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – «ответчик», «Управление», «ТУ ФАУГИ») по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО "Лазурный" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м., имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, изложенных в письме Территориального Управления Росимущества в Приморском крае от 11.09.2013 года № 08-10894, об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>; в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...> осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора купли - продажи земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" с предложением о его заключении.

Представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме, считает, что оснований для отказа в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, у ФАУГИ не имелось, поскольку право собственности общества на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем общество имеет исключительное право на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 36 ЗК РФ.

Заявитель пояснил, что принадлежащие обществу объекты представляют собой единый имущественный комплекс, состоящий из разнородных объектов, предполагающих их использование по общему назначению, что в силу пункта 1 статьи 133 и статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации делает такой объект неделимым. Данный вывод подтверждается судебной практикой, в частности, позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № ВАС-4719/11.

Заявитель указал, что использование зданий - объектов недвижимости без теплиц - движимого имущества, а также без вспомогательных объектов: сетей тепло -, водоснабжения, канализации, накопительного резервуара, невозможно, что предполагает в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса, а также в силу пункта 7 статьи 36, пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации право ООО «Лазурный» на приватизацию всего земельного участка, занятого имущественным комплексом.

Представитель общества указал, что все принадлежащие ООО «Лазурный» находящиеся на испрашиваемом земельном участке объекты являются единым имущественным комплексом, что подтверждается Актом экспертизы № 222/10 от 31 июля 2013 года, выполненным ООО «Приморский экспертно - правовой центр», имеющим аккредитацию и право на проведение подобных экспертных работ.

Общество указало, что поскольку приобретенные обществом объекты недвижимого и движимого имущества представляют собой единый производственно-технологический комплекс, соединенный коммуникациями, используемый ООО «Лазурный» для осуществления деятельности по выращиванию и реализации овощных культур, заявитель имеет право на приватизацию всего земельного участка.

Факт того, что весь испрашиваемый земельный участок фактически используется обществом по его целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования - для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, также подтверждается Актом проверки использования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8, утвержденным руководителем Управления.

Общество также указало на то, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории Приморского края, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о продаже данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом. При этом направление соответствующего поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами, и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости. Иное толкование нарушает статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает наличие поручения как основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии оснований для признания незаконными отказа ФАУГИ и действий ТУ ФАУГИ и правомерности заявленных требований.

Представитель ТУ ФАУГИ с требованиями не согласился, считает оспариваемые отказ и действия законными и обоснованными, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в обоснование возражений указал на отсутствие у него полномочий на принятие решения о предоставлении в собственность земельных участков площадь которых превышает 1 гектар.

Ответчик указал, что Территориальное управление, являясь территориальным органом Росимущества, осуществляет свои полномочия на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49 с внесенными в него изменениями приказом Росимущества от 31.01.2012 № 16, в соответствии с п. 1 которого Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара, а также права на заключение договоров аренды.

Ответчик указал, что поскольку Территориальное управление не имело полномочий принимать решение по заявлению общества, а осуществляло лишь действия по перенаправлению заявлений и документов между ООО «Лазурный» и Росимуществом, правовых оснований для не возврата обществу документов, у Территориального управления не имелось.

На основании вышеизложенного, Территориальное управление считает, что отказ Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка ООО «Лазурный» соответствует Земельному кодексу РФ, а действия Территориального управления являются обоснованными. Указанные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Представитель ФАУГИ в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дополнительных документов в материалы дела не представил, в связи с чем суд на основании статей 123, 156 и 200 АПРК РФ рассмотрел заявление в его отсутствие по документам, имеющимся в материалах дела.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Лазурный» является собственником объектов недвижимого и движимого имущества:

- объекты недвижимого имущества:

1) здание - АБК общей площадью 790,30 кв. м. (лит. 1) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473166, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-55 от 01.11.2004г.);

2) здание - теплопункт общей площадью 474,60 кв. м. (лит. 2) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473167, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-56 от 01.11.2004г.);

3) здание - пневмонасосная станция №2 общей площадью 26,10 кв. м. (лит. 3) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473168, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-57 от 01.11.2004г.);

4) здание - пневмонасосная станция №1 общей площадью 33,8 кв. м. (лит. 4) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473169, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-58 от 01.11.2004г.);

5) здание - свинарник, зимовник для пчел общей площадью 265,30 кв. м. (лит. 5,6) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473170, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-59 от 01.11.2004г.);

6) здание - склад РБУ общей площадью 307,6 кв. м. (лит. 7) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473171, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-60 от 01.11.2004г.);

7) здание - лаборатория общей площадью 256,4 кв. м. (лит. 8) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473172, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-61 от 01.11.2004г.);

8) здание - магазин, столовая, агохимлаборатория общей площадью 442,9 кв.м. (лит. 9,10) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473165, запись в ЕГРП № 25-1/14-14/2004-96 от 01.11.2004г.);

9) здание - автовесовая общей площадью 16,80 кв. м. (лит. 12,17) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473174, запись в ЕГРП№ 25-1/14-16/2004-63 от 01.11.2004г.);

10) здание - склад тары общей площадью 88,90 кв. м. (лит. 13) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473175, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-64 от 01.11.2004г.);

11) здание - склад общей площадью 355,80 кв. м. (лит. 14) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473176, запись в ЕГРП № 25-1/14-16/2004-65 от 01.11.2004г.);

12) здание - гараж общей площадью 902,90 кв. м. (лит. 15) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473164, запись в ЕГРП № 25-1/14-14/2004-95 от 01.11.2004г.);

13) здание - зарядная станция общей площадью 129,30 кв. м. (лит. 16) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004г. серии 25-АА № 473163, запись в ЕГРП № 25-1/14-14/2004-94 от 01.11.2004г.);

- объекты движимого имущества:

14) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

15) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

16) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

17) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

18) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

19) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;

20) теплица зимняя (отапливаемая) (теплица № 8) общей площадью 1 162,0 кв. м.;

21) теплица зимняя (отапливаемая) (биотеплица) общей площадью 330,30 кв. м.;

22) бетонированная площадка для подготовки органических удобрений общей площадью 1 942,20 кв. м.

Вышеуказанные объекты расположены по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 25:33:180123:8, относящемся к землям населенных пунктов, имеющим разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, общей площадью 243 984 кв. м., имеющим местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>.

Вышеуказанные объекты ранее находились в государственной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за государственным сельскохозяйственным предприятием «Лазурное». Реализация вышеуказанных объектов была осуществлена в 2002 году, в связи с банкротством указанного предприятия.

08.01.2002 ГСХП «Лазурное» осуществило реализацию объектов движимого имущества в составе восьми зимних теплиц и бетонированной площадки для подготовки органических удобрений ООО «ДЭМ - Лазурное Коллективное сельскохозяйственное предприятие», в связи с чем был заключен договор купли - продажи имущества от 08.01.2002.

26.03.2002 также была осуществлена реализация принадлежащих ГСХП «Лазурное» объектов недвижимости, в соответствии с заключенным между сторонами договором купли - продажи объектов недвижимого имущества.

16.08.2004 между ООО «ДЭМ - Лазурное Коллективное сельскохозяйственное предприятие» и ООО «Лазурное» заключены договоры купли - продажи объектов недвижимого имущества № 1 и движимого имущества № 2, состоящий из вышеуказанных объектов недвижимого и движимого имущества

Земельный участок, на котором находятся принадлежащие обществу объекты, является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 20.01.2006 (запись регистрации № 25-25-14/008/2005-288).

24.08.2012 ООО «Лазурное» обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением (исх. № 025) о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 243 984 кв. м., имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, с кадастровым номером 25:33:180123:8.

К заявлению были приложены указанные в приказе Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» и необходимые для принятия Управлением решения документы, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка и справка об объектах основных средств, находящихся на балансе ООО «Лазурный», по состоянию на 24.08.2012. Заявление было получено ответчиком 24.08.2012 (вх. № 01-14272).

Письмом № 08-13884 от 24.10.2012 указанный пакет документов был направлен Управлением в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Письмом от 21.01.2013 № 01-1456 Росимущество поручило Управлению провести обследование испрашиваемого земельного участка с целью выявления его фактического использования с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства и нахождения на таком земельном участке гидротехнических объектов и объектов гражданской обороны. Указанная проверка была проведена в период с 04 по 14 февраля 2013 года, о чем был составлен Акт проверки использования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 и 22.02.2013 был направлен в адрес Росимущества.

В связи с неполучением решения о предоставлении земельного участка заявитель неоднократно обращался с письменными запросами о предоставлении информации о ходе рассмотрения обращения и в адрес Управления (исх. № 109 от 01.08.2013г.), и в адрес Росимущества (исх. № 05 от 17.01.2013г., исх. № 35 от 28.03.2013г., исх. № 91 от 06.06.2013г.).

Письмом от 01.07.2013 ООО «Лазурный» обратилось в Росимущество с просьбой о назначении встречи с профильным заместителем руководителя Росимущества, по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность.

Письмом от 11.09.2013 № 08-10894 в адрес заявителя были направлены разъяснения Росимущества от 20.08.2013 № ПП-10/36150 и от 29.08.2013 № РЮ-10/40066 с приложением пакета документов о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

В соответствии с указанными разъяснениями, в целях предоставления земельного участка, обществу было предложено осуществить формирование земельного участка, непосредственно под теплицами.

Не согласившись с отказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленного письмом от 29.08.2013 № РЮ- 10/40066 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м., а также с действиями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО «Лазурный» о предоставлении в собственность спорного земельного участка, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, проверив правомерность оспариваемых отказа и действия ответчиков, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что подготовка проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, а также направление его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), осуществляет Российская Федерация.

Отказывая заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность, Росимущество по тексту письма от 29.08.2013 № РЮ-10/40066 указало на невозможность приобретения части земельного участка под теплицами (движимым имуществом), в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, в связи с чем отказало в принятии решения о приватизации земельного участка.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Исключительный характер права на приватизацию, в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 №1489/11, №377/11 и №4275/11.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в границах испрашиваемого обществом земельного участка находятся 13 объектов недвижимого имущества, в том числе, административное здание общей площадью 790,30 кв. м. (лит. 1); теплопункт общей площадью 474,60 кв. м. (лит. 2); пневмонасосная станция №2 общей площадью 26,10 кв. м. (лит. 3); пневмонасосная станция №1 общей площадью 33,8 кв. м. (лит. 4); свинарник, зимовник для пчел общей площадью 265,30 кв. м. (лит. 5,6); склад РБУ общей площадью 307,6 кв. м. (лит. 7); лаборатория общей площадью 256,4 кв. м. (лит. 8); магазин, столовая, агрохимлаборатория общей площадью 442,9 кв.м. (лит. 9,10); автовесовая общей площадью 16,80 кв. м. (лит. 12,17); склад тары общей площадью 88,90 кв. м. (лит. 13); склад общей площадью 355,80 кв. м. (лит. 14); гараж общей площадью 902,90 кв. м. (лит. 15); здания - зарядная станция общей площадью 129,30 кв. м. (лит. 16).

Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Учитывая требования действующего земельного законодательства, суд полагает, что заявитель имеет исключительное право на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, в силу прямого указания статьи 36 ЗК РФ.

Из материалов дела, а также устных и письменных пояснений представителя заявителя, следует, что в здании - АБК (лит.1) размещены ремонтные мастерские, бытовые помещения, помещения склада готовой продукции. В зданиях склада тары (лит. 13) и склада (лит. 14) хранятся расходные материалы, минеральные удобрения, производственные химикаты. Для хранения инертных строительных материалов (щебень, песок, цемент), приготовление строительных смесей (бетон, раствор) для целей выполнения регламентных ремонтных работ используется склад РБУ (лит. 7). При оптовой реализации готовой продукции используется здание автовесовой (лит. 12,17) для взвешивания автотранспорта. Для розничной продажи овощной продукции существует магазин.

Стоянка и хранение сельхозтехники и инвентаря осуществляется на открытых бетонированных площадках перед гаражом (лит. 15), а, непосредственно в гараже производят ремонт и техническое обслуживание сельхозтехники и инвентаря. Здание зарядной станции используется для ремонта и технического обслуживания электрокаров и ежедневной зарядки их аккумуляторов.

Здание свинарника, зимовника для пчел в зимний период используется по прямому назначению в качестве зимника для содержания пчел, необходимых для опыления растений в теплицах; в летний период используется в качестве свинарника (сезонное подсобное производство для нужд столовой для питания персонала).

Для размещения оборудования по забору воды из пруда (1-й подъем) и ее перекачки на принадлежащие ООО "Лазурный" теплицы для целей полива и подкормки растений, а также размещения регулирующе-смесительного узла, позволяющего использовать для технических целей (для полива) воду из сетей водопровода, используются здания пневмонасосных станций №1 и №2 (лит. 3,4).

Помимо вышеуказанных зданий, ООО "Лазурный" на праве собственности принадлежат зимние теплицы (отапливаемые) в количестве семи блоков и биотеплица общей площадью 64 942,3 кв. м., которые также используются ООО "Лазурный" в производственном процессе по выращиванию овощных культур. При этом шесть блок-теплиц объединены в единый комплекс с объектами недвижимого имущества (здания АБК, теплопункта) и соединены теплым технологическим коридором.

Теплоснабжение принадлежащих ООО «Лазурный» теплиц, а так же прочих зданий и сооружений, осуществляется от наружных тепловых сетей через тепловой пункт (лит.2), который служит для размещения регулирующе-распределительного оборудования от магистральных теплосетей к теплопотребляющим устройствам теплиц и зданий, примыкающий к блоку теплиц со стороны соединительного коридора.

На части земельного участка находится искусственный пруд, необходимый для полива выращиваемых культур, который подземными сетями водоснабжения соединен с подземным накопительным резервуаром и теплицами. Все объекты соединены подземной канализационной сетью.

Таким образом, принадлежащие обществу на праве собственности объекты представляют собой тепличный комплекс, в который входят:

1. производственные помещения для основных процессов производства: теплицы, предназначенные для выращивания овощей закрытого грунта;

2. подсобные помещения, к которым относятся производственная лаборатории (лит.2), агрохимическая лаборатория (лит.9.10), гараж, автовесовая (лит. 12,17), зарядная станция (лит. 16), трансформаторные станции, две (основная и резервная) пневмонасосные станции, служащие для забора воды для полива растений в теплицах, теплопункт, снабжающий теплом тепличное производство;

3. складские помещения для хранения основного и дополнительного сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции - склад, упаковочных материалов - склад тары, материально- технические, хозяйственные кладовые и склады, склады смазочных материалов, тарная
 мастерская;

4. вспомогательные помещения, к которым относятся бытовые помещения, помещения административно-бытовых служб с возможным размещением в нем кабинета по технике безопасности и пожарной безопасности, кабинет технической и профессиональной учебы, помещения охраны, зал собраний;

5. сети, через которые осуществляется обеспечение комплекса зданий и сооружений теплом, водой, а также сети канализации.

Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Учитывая, что использование принадлежащих обществу на праве собственности, зданий - объектов недвижимости без теплиц - движимого имущества, а также без вспомогательных объектов: сетей тепло -, водоснабжения, канализации, накопительного резервуара, невозможно, у общества в соответствии с пунктом 7 статьи 36, пункта 2 статьи 35, а также пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации имеется право на приватизацию всего земельного участка, занятого имущественным комплексом.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с утверждением заявителя и полагает, что принадлежащие обществу объекты недвижимого и движимого имущества представляют собой единый имущественный комплекс, состоящий из разнородных объектов, предполагающих их использование по общему назначению, что согласно пункту 1 статьи 133 и статьи 134 ГК РФ делает такой объект неделимым.

Указанный вывод суда подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.04.2011 № ВАС-4719/11.

Факт того, что все принадлежащие ООО «Лазурный» и находящиеся на испрашиваемом земельном участке объекты являются единым имущественным комплексом, также подтверждается Актом экспертизы № 222/10 от 31.07.2013, выполненным ООО «Приморский экспертно - правовой центр».

Из содержания акта проверки использования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 от 15.02.2013, также следует, что весь испрашиваемый земельный участок фактически используется ООО «Лазурный» по его целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования - для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями.

Пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ установлено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из содержания приведенных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектами недвижимости должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этих объектов имел возможность осуществлять их обслуживание и эксплуатацию, то есть в границах передаваемого земельного участка должна входить как часть, которая занята объектами недвижимости, так и часть, необходимая для их эксплуатации.

В соответствии с Актом экспертизы № 222/10 от 31.07.2013, изготовленным ООО «Приморский экспертно - правовой центр», площадь земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации принадлежащего обществу имущественного комплекса, исходя из норм отвода земель для осуществляемого им вида деятельности - сельскохозяйственное производство, составляет 244 130,09 кв. м., вместе с тем, заявителем испрашивается земельный участок площадью 243984 кв. м., что не превышает нормативную площадь земельного участка.

Кроме того, указывая на обоснованность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка по причине несоответствия его площади требованиям статьи 33 ЗК РФ, ответчиками, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих наличие данных обстоятельств.

Вывод Управления на отсутствие у него полномочий на принятие решений о предоставлении в собственность земельных участков, площадь которых превышает 1 гектар, в связи с чем заявленные требования являются не подлежащими удовлетворению, судом отклоняются как необоснованные.

Делая указанный вывод ТУ ФАУГИ ссылается на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденное приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, с учетом внесенных в него изменений от 31.01.2012.

Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374 (ред. от 25.12.2012) утверждено типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Положение № 374). Положение о Территориальном управлении Росимущества в Приморском крае соответствует указанному Типовому положению.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 347 территориальный орган, в том числе, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: - принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; - определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; - определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; - выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 26.12.2013) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с подпунктом 5.3 указанного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Пунктом 4 постановления № 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 347 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4.6 указанного Положения предусмотрено, что Территориальный орган, в том числе, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Таким образом, суд соглашается с утверждением заявителя и полагает, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории Приморского края, является Управление, в связи с чем оно правомочно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

Следовательно, именно Территориальное управление, как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку общества о предоставлении находящихся в собственности РФ земельных участков в собственность общества, принять соответствующее решение и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков с предложением о их заключении.

При этом направление соответствующего поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами, и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости. Иное толкование нарушает статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает наличие поручения как основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.

Положения статьи 36 ЗК РФ не предусматривают выдачу уполномоченным органам каких-либо «поручений» на исполнение возложенных на них государственной обязанности, в том числе по каким-либо индивидуальным признакам вещи (площади земельного участка).

Ошибочное толкование норм земельного законодательства приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения заявлений собственников объектов недвижимости.

Кроме того, при подобном толковании, исключительное право собственника объекта, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ, поставлено в зависимость от наличия документа, не предусмотренного законом, то есть порядок реализации исключительного права в нарушение положении статьи 36 ЗК РФ изменен и зависит от площади испрашиваемого участка (до гектара, либо более гектара), что является недопустимым.

Положениями статьи 9 ЗК РФ Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 36 ЗК РФ.

Суд приходит к выводу, что указанные выше нормы свидетельствуют о наличии у Территориального Управления самостоятельных полномочий на рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости по вопросу приобретения права на земельный участок.

Учитывая, что заявление о выкупе земельных участков было подано заявителем в Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, именно Территориальное управление обязано рассмотреть по существу заявление, что сделано не было.

Отсюда, ни один из указанных Территориальным управлением актов не содержит прямого запрета на принятие территориальными органами Росимущества решений о предоставлении прав на земельные участки.

Таким образом, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

Указанная правовая позиция находит свое подтверждение в постановлении Высшего Арбитражного суда от 03.04.2012 № 12955/11, на которое ссылается общество, как на обоснование заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на ответчиков возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.

Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд приходит к выводу о незаконности отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленного письмом от 29 августа 2013 года № РЮ-10/40066, в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м., а также действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО «Лазурный» о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Указанные отказ и действия ответчиков не соответствуют действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконными действий органов государственной власти, в резолютивной части решения указывается на обязанность органов государственной власти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также способ такого устранения.

На основании вышеизложенного, с учетом порядка, предусмотренного ст. 36 ЗК РФ, суд обязывает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>., а также осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» с предложением об его заключении.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, подлежат отнесению на ответчиков.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмом от 29 августа 2013 года №РЮ-10/40066, в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО «Лазурный» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, изложенные в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 11.09.2013 №08-10894, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора земельного участка обществу с ограниченной ответственностью «Лазурный» с предложением об его заключении.

Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом, расположенного по адресу: <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, расположенного по адресу: <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лазурный» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Турсунова Ю.C.