АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток
«18» мая 2007 года Дело № А51-3376/2007 24-125
Арбитражный суд Приморского края в составе:
судьи Н.А.Галочкиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н.Костенко
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «Нагасаки»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
об отмене постановлений
при участии в заседании:
от заявителя – адвокат В. В. Рябов по доверенности от 11.04.2007 года б/н сроком действия 1 год;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае – начальник отдела валютного контроля ФИО1 по доверенности от 17.01.2007 года б/н сроком действия 1 год)
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 16.05.2007.
Изготовление мотивированного решения откладывалось до 18.05.2007 в соответствии со ст.176 АПК РФ.
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «Нагасаки» (далее по тексту «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее по тексту «административный орган», «ТУ Росфиннадзор в Приморском крае») №№ 05-07/61П, 05-07/60П, 05-07/68П, 05-07/47П, 05-07/67П от13.03.2007 года о назначении административного наказания.
В судебном заседании дела № А51-3391/07 24-121, А51-3390/2007 24-122, А51-3377/2007 24-123, А51-3407/2007 24-124, А51-3376/2007 24-125 между теми же сторонами и по тем же основаниям, суд по ходатайству заявителя, руководствуясь частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ объединил в одно производство для совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу номер А51-3391/07 24-121.
Заявитель считает оспариваемые постановления несоответствующими закону в силу того, что из анализа содержания и смысла правовых положений Федерального Закона от 10.12.2003 № 171-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что правовое регулирование порядка расчетов для операций по выплате заработной платы юридическим лицом – резидентом физическому лицу нерезиденту на территории РФ отсутствует. Порядок выплаты заработной платы регулируется статьями 131, 136 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях) и выплачивается работнику как правило в месте выполнения им работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Нормы Трудового кодекса РФ распространяются на трудовые отношения с участием, в том числе и иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Поскольку совершенные валютные операции по выплате заработной платы через кассу предприятия физическому лицу-нерезиденту, работающему по трудовому соглашению, не могут быть отнесены к незаконным валютным операциям, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту «КоАП РФ»).
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора возражает против заявленных требований, указывая что валютные операции в виде расчетовв наличной валюте Российской Федерации между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами по трудовому договору запрещены валютным законодательством и являются незаконными.
В связи с этим, у административного органа имелись все законные основания для применения части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности.
Судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческое предприятие «НАГАСАКИ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока 30.12.2002 за основным государственным номером 1022501311975, что подтверждается Свидетельством серия 25 № 002757588.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском краебыла проведена проверка соблюдения ООО ПКП «НАГАСАКИ» требований валютного законодательства Российской Федерации, в результате которой было установлено, что ООО «ПКП «Нагасаки» и граждане КНР заключили трудовые договоры: Сунь Чжэньюй с 16.12.2006 года по 31.07.2007, Дун Яньхуй с 16.12.2006 года по 31.07.2007, Сюй Юйнун с 01.11.2006 по 31.07.2007.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 года № 173-ФЗ (далее по тексту «Закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ») из кассы общества были выданы наличные денежные средства (заработная плата):
- гражданину КНР Сунь Чжэньюй 28.12.2006 в размере 2 000 рублей и 08.01.2007 в размере 545 рублей;
- гражданину Дун Яньхуй 08.01.2007 в размере 432, 43 рублей, 28.01.2007 в размере 3000 рублей;
- гражданину Сюй Юйнун 09.12.2006 в размере 3089 рублей.
Административный орган зафиксировал факт установленного нарушения в протоколах об административных правонарушениях от 01.03.2007 года №№ 05-07/61, 05-07/60П, 05-07/68П, 05-07/47П, 05-07/67П.
По результатам проведенной проверки на основании статей 2.1, 2.2, 2.10, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 23.60, 29.9 КоАП РФ административным органом приняты постановления 05-07/60П, 05-07/61П, 05-07/68П, 05-07/47П, 05-07/67П от 13.03.2007 года о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, в виде штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции 408,75 рублей, 1500 рублей, 2250 рублей, 2316,75 рублей, 324,32 рублей.
Общество не согласилось с постановлениями Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском краеи обратилось в суд с требованием о признании незаконными и отмене постановлений №№ 05-07/60П, 05-07/61П , 05-07/68П, 05-07/47П, 05-07/67П от 13.03.2007 года.
Суд, изучив материалы дела и выслушав доводы и возражения сторон, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании..
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Под незаконными валютными операциями понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.
Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, под которыми, в частности, понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 вышеуказанного Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами о приеме работника на работу, трудовыми договорами - граждане КНР : Сунь Чжэньюй, Дун Яньхуй, Сюй Юйнун являются работниками ООО «ПКП «Нагасаки» и в силу норм, установленных пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, работники общества Сунь Чжэньюй, Дун Яньхуй, Сюй Юйнун признаются нерезидентами, поскольку они не являются гражданамиРоссийской Федерации и не имеют вид на жительство в Российской Федерации.
ООО ПКП «НАГАСАКИ», являющееся юридическим лицом-резидентом, действительно осуществило выплату заработной платы в наличной валюте Российской Федерации нерезидентам, что подтверждается расходными кассовыми ордерами № 4 от 08.01.2007, № 224 от 28.12.2006, № 13 от 28.01.2007, № 213 от 09.12.2006, № 4 от 08.01.2007, платежными ведомостями за декабрь 2006 года № 3, 48, платежной ведомостью № 5 за январь 2007, платежной ведомостью № 45 за ноябрь 2006.
Исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту признается валютной операцией.
Статьями 6, 9, 10 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ установлен общий порядок осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.
Статья 9 данного Закона прямо предусматривает запрет на осуществление валютных операций между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.
Пунктом 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации запрещены.
В соответствии со статьей 6 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 1 июля 2006 года, статья 8 Закона действовала до 1 января 2007 года, пункты 3-6 статьи 11 Закона действовали до 1 июля 2006 года).
Таким образом, валютные операции между резидентами и нерезидентами напрямую не относятся к числу запрещенных валютных операций или операций, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
В обоснование законности оспариваемых постановлений административный орган ссылается на пункт 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, согласно которому если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ перечислены случаи, когда юридические лица-резиденты вправе осуществлять валютные операции с физическими лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
В частности, к таким валютным операциям относятся расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Действительно, выплата заработной платы в наличной валюте Российской Федерации юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту не включена в перечень валютных операций, поименованных в пункте 2 статьи 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ.
Вместе с тем, в пункте 2 статьи 5 данного Закона указано, что если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 4 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Следует также отметить, что статья 14 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, на которую ссылается административный орган в обоснование своих возражений, определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций.
Как было указано выше, административная ответственность по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ может быть применена только при осуществлении незаконных валютных операций, то есть операций, запрещенных законом.
В статье 3 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ в числе основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации названы: исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Исходя из вышеизложенного, а также основополагающих принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, суд делает вывод о том, что органы валютного контроля не вправе вмешиваться, каким-либо образом ограничивать деятельность резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций, а также применять соответствующие меры ответственности, если ограничения либо запреты по осуществлению валютных операций прямо не предусмотрены законом.
Суд не принимает довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом-нерезидентом осуществление расчетов по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Во исполнение положений Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации принято Положение от 04.05.2005 года № 269-П «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам», в соответствии с которым в случаях, предусмотренных федеральными законами, подразделения расчетной сети Банка России вправе в рамках своей компетенции при поступлении соответствующих обращений нерезидентов об открытии в Банке России банковских счетов в валюте Российской Федерации открывать указанные банковские счета и проводить операции по этим банковским счетам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
Кроме того, заявитель, являющийся резидентом Российской Федерации, после заключения трудовых договоров с физическими лицами-нерезидентами – гражданами КНР - Сунь Чжэньюй, Дун Яньхуй, Сюй Юйнун и, соответственно, возникновения трудовых отношений должен руководствоваться положениями российского трудового законодательства.
В соответствии с пунктом 11 трудового договора от 01.11.2006 года все отношения сторон, неурегулированные настоящим договором, регулируются действующим Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
По общему правилу, выплата заработной платы работникам производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
В соответствии с вышеуказанной статьей Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Таким образом, поскольку трудовыми договорами не предусмотрено условие выплаты заработной платы гражданам КНР- Сунь Чжэньюй, Дун Яньхуй, Сюй Юйнун путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а федеральным законом прямо не установлена обязанность физического лица-нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица-резидента, то к трудовым отношениям, возникшим между обществом и его работниками Сунь Чжэньюй, Дун Яньхуй, Сюй Юйнун, применяется общий порядок выплаты заработной платы – непосредственно работнику в денежной форме в валюте Российской Федерации в месте выполнения им работы.
На основании вышеизложенного, суд делает вывод о том, что выплата обществом заработной платы наличными денежными средствами работникам Сунь Чжэньюй 28.12.2006 в размере 2 000 рублей и 08.01.2007 в размере 545 рублей; гражданину Дун Яньхуй 08.01.2007 в размере 432, 43 рублей, 28.01.2007 в размере 3000 рублей; гражданину Сюй Юйнун 09.12.2006 в размере 3089 рублей соответствует действующему законодательству.
Следовательно, валютная операция по выплате заработной платы в наличной валюте Российской Федерации юридическим лицом-резидентом физическому лицу-нерезиденту не может быть признана незаконной, поскольку отсутствует прямой запрет либо ограничения по ее осуществлению на территории Российской Федерации.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку в порядке части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконных валютных операций, а также вину общества в совершении вменяемого ему правонарушений, то основания для его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Суд считает, что отсутствие фактических данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения и виновности общества в его совершении является основанием для признания постановлений о назначении административных наказаний № 05-07/61П от 13.03.2007, № 05-07/60П от 13.03.2007, № 05-07/68П от 13.03.2007, № 05-07/47П от 13.03.2007, № 05-07/67П от 13.03.2007, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в отношении ООО Производственно-коммерческое предприятие «НАГАСАКИ» незаконными и их отмены.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными и отменить постановления о назначении административных наказаний № 05-07/61П от 13.03.2007, № 05-07/60П от 13.03.2007, № 05-07/68П от 13.03.2007, № 05-07/47П от 13.03.2007, № 05-07/67П от 13.03.2007, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в отношении ООО Производственно-коммерческое предприятие «НАГАСАКИ».
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н.А.Галочкина